Казахстанские кондитеры резко сокращают производство: давит Россия

51404

Об этом рассказал президент Ассоциации кондитеров Казахстана Алихан Талгатбек

ФОТО: © Depositphotos/Syda_Productions

По данным Первого кредитного бюро, казахстанские кондитеры в январе 2022 произвели 4,6 тыс. тонн сладостей. Это - минимальный объем произведенных сладостей за последние 6 лет. Например, в январе прошлого года эта кондитеры произвели 5,5 тыс. тонн, в 2020-м – 6,9, а в 2018-м более 7 тыс. тонн.

Производство резко сокращается. Как рассказал обозревателю Forbes.kz президент Ассоциации кондитеров Казахстана и директор фабрики «Баян-Сулу» Алихан Талгатбек, на то есть несколько причин. И самая главная – давление со стороны импортеров.

Всего, по данным Ассоциации кондитеров Казахстана, в стране ежегодно производят 160-180 тыс. тонн изделий из сахара и шоколада, в то время как объем потребления составляет около 350 тыс. тонн в год. Таким образом, на долю отечественных сладостей приходится менее половины от общего объема съедаемых казахстанцами конфет и шоколада, на импорт – 52%. По словам Алихана Талгатбека, обходится это зарубежное удовольствие казахстанцам в $400 млн в год.

- До создания Таможенного союза из всего импорта 85% сладостей поступали из Украины. После того как создали ТС, структура импорта поменялась в пользу России: теперь оттуда идет примерно 85% сладостей, 10% из Украины и 5% из других стран – Германии, Турции, Китая и т.д., - говорит президент ассоциации.

Алихан Талгатбек
ФОТО: © Андрей Лунин
Алихан Талгатбек

На вопрос о том, почему сладкие товары из зарубежья доминируют на нашем рынке, Алихан Талгатбек отвечает: всё дело в себестоимости основных ингредиентов.

- 2021 год был достаточно тяжелым для отечественных кондитеров в связи с резким удорожанием сырья, которое мы также импортируем из России. Тот же сахар был 140 тенге за килограмм, а стал 300 тенге (при этом сам сахар у нас почти на 100% импортный - у себя мы его и производим мало, и сырье завозим из других стран). Жиры подорожали в два раза, цена на этикетки подскочила вдвое, мука подорожала в полтора раза. Но кондитерские изделия не могут подорожать на столько же, на 50-100%. Это будет крах. Некоторые производители подняли цены – на 10-15%. Конечно, очень сложно удерживать цены на прежнем уровне, потому и рентабельность резко снизилась, и возросла конкурентная борьба с импортерами. Да, цены выросли везде, но в России само сырье для изготовления сладостей намного доступнее и дешевле, так как оно там же и производится, - объясняет Алихан Талгатбек.

По словам эксперта, казахстанскому производству кондитерских изделий нужны значительные реформы, ведь при наличии отечественных предприятий такой процент импорта – 52% - недопустим. Кроме того, на долю зарубежного сырья приходится порядка 50% в себестоимости готового продукта.

- Мы завозим из других стран какао-бобы, кондитерские жиры, сахар, сгущенное и сухое молоко, этикетки. Из казахстанского сырья мы используем муку, карамельную патоку, яблочное пюре и энергоресурсы – электричество, газ и т.д. В общей сложности себестоимость изделия складывается в соотношении 50 на 50%. Поэтому, если мы хотим видеть на полках отечественный продукт, то должны и сопутствующие товары и ингредиенты производить в Казахстане.  У нас, например, большие проблемы в мукомольной промышленности, где тоже очень либеральное отношение к импорту. В Казахстане до 50% мукомолов простаивают, так как мы само сырье - зерно - продаем на экспорт. То же самое касается и маслоперерабатывающей промышленности – мы экспортируем в сыром виде рапс, лен, а перерабатывающие сырье заводы простаивают, они не загружены полностью, - сетует Алихан Талгатбек.

Производители кондитерских изделий уже неоднократно поднимали тему реформирования отрасли и защиты отечественных производителей. Еще с начала 2000-х годов, когда был большой импорт из Украины, кондитеры выступали за то, чтобы ввести защитные пошлины, но их так и не ввели. Потом создали Таможенный союз, и теперь, по словам Алихана Талгатбека, нет никакой возможности ограничивать российский импорт. Да и помимо отсутствия ограничений для импортеров максимально упрощены даже стадии проверки. Чтобы завезти сладости на казахстанский рынок, достаточно пары документов. Зато при попытках выйти на российский рынок казахстанские кондитеры испытывают большие проблемы. В связи с этим Ассоциация кондитеров еще в 2019 году разработала семилетнюю программу развития, которую в том же году и представила на рассмотрение правительству.

- В рамках этой программы мы выступили с инициативой о введении 70% льгот на НДС для кондитерской отрасли по 411 статье Налогового кодекса. Это произошло в 2019 году, и мы хотели, чтобы уже в 2020-м эти изменения были внесены в кодекс. Но по факту их приняли только в 2021 году, однако в поправках было указано, что в силу они вступили еще 1 января 2020 года. Интересно, что мы утверждали семилетнюю программу развития, а ее одобрили только на 3 года. Таким образом, один год, по сути, был «украден», а на заключение необходимых договоров, в том числе и с Министерством сельского хозяйства, ушло еще полгода. По факту, кондитерской отрасли выделили всего полтора года на реформирование целой индустрии, – говорит Алихан Талгатбек.

На вопрос о том, будет ли достаточно этого срока для того, чтобы дать кондитерской отрасли новой импульс, Алихан Талгатбек отвечает отрицательно.

- Мы затем и разрабатывали семилетнюю программу, чтобы за это время провести полную реконструкцию отрасли: привлечь инвестиции, закупить более современные линии оборудования, разработать новые рецепты и расширить ассортимент продукции. Но нам сократили этот срок до трех лет, полтора из которых уже прошло. Как мы видим на примере «Баян-Сулу», когда нам одобрили 70-процентные льготы, мы заморозили цены. То есть мы эту льготу использовали не для того, чтобы заработать или инвестировать, а чтобы сохранить цены хотя бы на прежнем уровне, - объясняет эксперт - Чтобы начался рост продаж, должно пройти как минимум 9 месяцев. В кондитерской отрасли не бывает так, что ты скинул цену, а на следующий день пошел рост. Людям надо распробовать продукт, привыкнуть к нему, и только потом уже идут стабильные покупки.

Кроме того, столь ограниченный горизонт – 1,5 года - не привлекателен для инвесторов, а без дополнительных вливаний реформы провести невозможно.

- Программа по 70-процентной льготе заканчивается в конце этого года. И кондитеры не понимают, будет ли она продлеваться. А с коротким периодом бизнес не хочет рисковать. Так, при покупке нового оборудования, даже если сегодня будет подписан контракт, доставят его только через 10 месяцев. На настройку и запуск нужно еще 2-3 месяца. Для новой линии нужно разработать новую рецептуру - еще плюс полгода. Новый продукт также надо раскрутить, найти для него клиента - минимум два года отлетают сразу. Поэтому на короткий период бизнесменам сложно принимать инвестиционные решения, - объяснил Алихан Талгатбек.

Завершение льготной программы грозит коллапсом, так как некоторые инвесторы все же вложились, компании выстроили маркетинговые стратегии, утвердили ценообразование. И если вся программа завершится к концу 2022 года, то кондитерам грозят серьезные финансовые проблемы.

На вопрос о том, что же в конечном итоге даст эта программа, если всё пойдет по планам, эксперт отвечает: в первую очередь произойдет удешевление себестоимости продукции, в среднем на 6,5%, благодаря чему появится конкурентное преимущество. А развитие кондитерской отрасли даст обширный мультипликативный эффект и для сопряженных производств.

- Например, улучшатся дела в молочной промышленности, потому что мы используем очень много сухого и сгущенного молока. Вырастет плодоовощная отрасль, так как в производстве нужны различные джемы и пектины. Также и мукомольная, масложировая, полиграфическая отрасли и производство электроэнергии. Все это - тысячи рабочих мест.  Поэтому в Казахстане есть необходимость производства кондитерских изделий, но нужно дать толчок для дальнейшего развития.

Продление льгот также положительно скажется на развитии экспортного потенциала. Ежегодно на рынки России, Кавказа, Китая, Германии и стран ЦА поставляется около 40 тысяч тонн казахстанских сладостей. Производители планируют нарастить эти обороты.

- Если мы разовьем свою отрасль в нашей стране, то сможем не просто нормально конкурировать с российскими компаниями, но и повысить поставки за рубеж. У нас хороший потенциал. Причем нарастить эти обороты можно здесь и сейчас - было бы кому продавать такие объемы конфет. А для этого должна быть конкурентная цена и расширение ассортимента, - резюмирует Алихан Талгатбек.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить