Вкусный дом

14888

Как Махмуд Шадиев трансформирует бывшую семейную производственную компанию «Беккер и К» в национальную торговую сеть

Фото: Андрей Лунин
Махмуд Шадиев.

До того как купить «Беккер и К» зимой 2010 года более чем за $35 млн, Махмуд Шадиев практически ничего не знал об этой компании, хотя возглавлял инвестиционную группу «Континент». Шадиев в составе бизнес-делегации Казахстана отправился в Монголию, с одной целью – изучить местную биржу, которая после всемирного финансового кризиса показывала отличные темпы роста. Однако, как оказалось, главным итогом вояжа стало знакомство с миноритарием «Беккера» (10%) Иваном Кравченко, который в феврале 1991 года вместе с Людвигом Беккером создал совместное казахстанско-германское предприятие.

«За 2014 год оборот «Беккер и К» составил 9,8 млрд тенге, а когда мы его покупали в 2010 году, этот показатель был на отметке 5,3 млрд. В наших планах в 2015 году достигнуть цифры в 11,5 млрд тенге оборота», – рассказывает генеральный директор, член наблюдательного совета ТОО «Немецкий двор» Махмуд Шадиев. Сегодня «Беккер и К» на паритетных началах контролируется им и известным бизнесменом Берикказы Сексенбаевым, который является председателем наблюдательного совета ТОО.

«Беккер и К» реализует свою продукцию – популярные у казахстанцев колбасные изделия, полуфабрикаты, «заморозку», хлебобулочные изделия и многое другое, всего более 1,2 тыс. наименований – через собственные, а также сторонние магазины. В настоящее время компания трансформируется из семейной в национальную торговую сеть, становясь скорее ретейлером, чем производителем. Шадиев структурирует свой бизнес, выделяя производственные мощности, торговые площади, логистику и обучение персонала в отдельные, независимые друг от друга направления.

«Большая часть оборота идет за счет собственной торговой сети, состоящей из 19 супермаркетов – 17 в Алматы и двух в Астане, а также около 40 небольших точек», – говорит собеседник.

Шадиев признается, что уже во время покупки «Беккер и К» в 2010 году его взгляды на будущее компании расходились с видением основателей. Семья Беккер не планировала серьезных инвестиций в развитие, Кравченко хотел усиливать производственные мощности, а сам Махмуд был уверен, что нужно расширять собственную торговую сеть.

Возможно, бизнес нуждался в свежем взгляде, чтобы получить новый качественный импульс. Шадиев направил «Беккер и К» по своему руслу, благо много лет проработал в ENRC и мог глобально оценить перспективы. В частности, он знал, что недооцененные активы могут «выстрелить» при правильной доработке.

От Зимбабве до Боснии

Махмуд Шадиев родился в 1978 году в Ташкенте. В 1992 году уехал учиться в провинциальную школу в Мейсон-Сити, штат Небраска. Фазыл и Зироат Шадиевы считали, что сын должен хорошо знать английский язык. После школы он уехал учиться в Великобританию.

«Мой дядя, Фаттах Каюмович, принял решение дать всей нашей многочисленной семье хорошее образование и отправил меня, братьев и сестер – всего семь человек – в Лондон, где мы должны были учиться по разным специальностям. Я выбрал юриспруденцию и поступил в University of Southampton», – вспоминает бизнесмен.
Кстати, различие в написании фамилий дяди (Фаттах Шодиев, №949 мирового списка Forbes, с состоянием $2 млрд, гражданина Бельгии) и племянника – Шодиев и Шадиев – происходит из-за того, что при рождении первого в свидетельстве о рождении были допущены ошибки. Правильно – Фаттах Шадиев, а записали как Патох Шодиев. Такую версию Forbes Kazakhstan рассказал бизнес-партнер Шодиева Алиджан Ибрагимов, в интервью журналу.

В 2000 году Махмуд окончил университет и поступил на практику в International Mining Consultants, после чего стажировался в разных предприятиях «Евразийской группы». На его первой казахстанской визитке было написано: «советник совета директоров Евразийского банка».

В том же году Алиджан Ибрагимов, Александр Машкевич и Патох Шодиев приняли решение о том, что «Евразийская группа» должна стать глобальной компанией и выйти на IPO. В нее были приглашены специалисты международного уровня, в том числе доктор Йоханнес Ситтард, который ранее был вторым человеком в группе Лакшми Миттала. Махмуд Шадиев стал помощником Ситтарда.

«Доктор Ситтард говорил, что компания, выходящая на IPO, должна иметь диверсифицированные риски и обширную географию присутствия, – говорит Шадиев. – Африка, Восточная Европа, Турция – мы много ездили, многое посмотрели. Искали интересные, но недооцененные активы, из которых потом можно было бы сделать высокодоходные предприятия. Например, после войны в Югославии мы приобрели компанию в Косово. В группу, которую я возглавлял, входили аудиторы, бухгалтеры, юристы, металлурги, энергетики, инженеры».

Проработав пять лет в ENRC, Махмуд решил перебраться в Азербайджан, где стал коммерческим директором компании Baku Steel. Спустя два года вернулся в Казахстан, где со своими двоюродными братьями открыл группу «Континент» (брокерско-дилерские и инвестиционно-банковские услуги). В ней он трудился до 2012 года.

10% или 100%?

Как упоминалось выше, в 2010 году Махмуд Шадиев познакомился с Иваном Кравченко. Последний тогда задумался о том, чтобы выйти из «Беккер и К», так как у него возникли разногласия относительно развития компании с основным владельцем. Кравченко встретился с Шадиевым для консультаций по поводу продажи своего пакета. Махмуд выразил сомнения, что 10% могут заинтересовать инвесторов, и предложил договориться с семьей Беккер о продаже консолидированного пакета в 25%. «Иван Михайлович познакомил меня с сыном Людвига – Робертом, и мы вместе уговорили того насчет 25%, – рассказывает бизнесмен. – Сделали профайл и отправили его в несколько местных и иностранных фондов. Они быстро откликнулись, выразив намерение купить этот пакет. В какой-то момент я понял, что нельзя упускать такой актив, и решил приобрести его сам».

Фото: Беккер и К

Дальше – больше. Пока шли переговоры с владельцами «Беккера», Шадиев задался целью купить всю компанию. «В мае 2010-го мы договорились и в декабре того же года закрыли сделку. Компания обошлась мне в более чем $35 млн, сейчас я понимаю, что переплатил, – признается Шадиев. – Финансирование получил в местном банке. Это была красивая сделка с точки зрения финансового моделирования – покупка полностью на заемные средства».

Трансформация

Спустя два года после того, как стал хозяином «Беккера», Шадиев смог увеличить оборот компании на 100%, сделав ставку на торговлю без усиления производства. В 2013 году ему пришлось пригласить в компанию инвесторов. С приходом Берикказы Сексенбаева компания вышла на новый этап развития. «Основная проблема состояла в том, что было трудно трансформировать семейное предприятие в корпорацию, нужны были дополнительные средства», – поясняет собеседник.

Сегодня у сети «Беккер» есть два магазина площадью до 1,5 тыс. кв. м, остальные – от 250 до 400 «квадратов». «Мы называем себя «Вкусный дом» и хотим стать первым органик-ретейлером в Казахстане. Уже многое сделано. Все, что мы производим и продаем, не содержит ГМО, химии – только из свежего сырья, – подчеркивает Махмуд. – Наш формат напоминает сеть «Бахетле» в России. «Бахетле» – это татарская компания, которая владеет 28 магазинами и собственным производством. В объеме товарооборота их супермаркетов более 40% составляет готовая еда – всего более 1200 наименований. Они называют себя «Магазин домашней кухни». Мы хотим оставаться ретейлером в премиум-сегменте. Причем премиум не по цене, а по качеству. При этом должны быть в каждом регионе страны».

«Беккер» идет в регионы Казахстана с новым форматом, который трудно поддается однозначной классификации. Это синтез различных торгово-развлекательных форматов, производственной базы, логистического центра. Шадиев пока воздержался от обнародования детального плана, но на презентации, которую увидели представители Forbes Kazakhstan, торговый центр выглядел весьма симпатично, хотя и немного непривычно.

«Мы будем стимулировать региональные производства, которые станут выпускать товары под нашей торговой маркой, – рассказывает собеседник о планах введения private label в магазинах «Беккер». – Предполагается, что до 60% продукции, продаваемой в нашей сети, будет идти под маркой «Беккер». Сегодня под нашим брендом производится около 1000 наименований. Мы собираемся, в частности, выпускать воду, соки и многое другое».

Программа региональной экспансии рассчитана на три-семь лет при различных сценариях финансирования и включает два этапа. На первом этапе планируется открытие крупных региональных магазинов, на втором – усиление позиций за счет небольших торговых точек. «В итоге сеть будет состоять из крупных магазинов в областных центрах (там будут находиться склады, собственные производства) и большого числа мелких», – говорит Шадиев.

В целом программа оценивается в сотни миллионов долларов, точную сумму Шадиев не называет. Переговоры с инвесторами находятся в заключительной стадии. «Мы хотим собрать в наших магазинах производителей пищевой и непищевой продукции со всего Казахстана», – отмечает бизнесмен.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить