Теория хаоса. Как уроженец Казахстана создал глобальную инновационную корпорацию

15774

Владимир Линев начинал с решения проблем Чернобыля

ФОТО: Юлия Мацаль

Владимир Линев, 68-летний генеральный директор компании ADANI (сокращение от Advanced Analytical Instruments), официально родился в Семипалатинске. Однако фактически его родители жили в военном гарнизоне, который назывался Москва-400 (с 1974 года поселение получило статус города и было названо Курчатов). Отец Линева, как военный строитель, был задействован в строительстве Семипалатинского испытательного ядерного полигона. Позже семья перебралась в Минск. Там Владимир поступил в университет на физический факультет и сделал карьеру физика-ядерщика: защитил две диссертации, получил степень доктора наук, звание профессора, премии Ленинского комсомола и Совета министров СССР за разработку и внедрение уникального прибора (о нём ниже). А после распада Союза основал уникальную инновационную компанию, которая поставляет продукцию в 80 стран мира.

Советская школа бизнеса

С Линевым мы познакомились в минувшем июне в Монако на финале международного конкурса EY Entrepreneur Of The Year 2019, куда съехались победители в своих странах. Он был признан лучшим предпринимателем Беларуси. Линев, помимо прочего, рассказал, что одним из первых открыл там кооператив.

- Ещё в советское время я прошёл серьезную школу предпринимательства, – заявляет собеседник.

- Но ведь за предпринимательство сажали? – удивляюсь я.

- Происходило следующее. В лаборатории, которую я возглавлял, мы работали по заказу предприятий. Тогда науку в университетах не финансировали из бюджета, нужно было найти предприятие-заказчика, которому интересны твои разработки и который готов за них заплатить, – поясняет бизнесмен. – В принципе, и сейчас так же.

Одной из разработок был уникальный прибор – спектрометр электронного парамагнитного резонанса (в его основе лежит тот же физический эффект, что и в магнитно-резонансных томографах). Им заинтересовалось Министерство геологии СССР – чтобы использовать для поиска урановых месторождений. Именно за эту разработку Линев и его команда получили премию Совмина. После того как в 1986 году произошла катастрофа на Чернобыльской АЭС, этот прибор нашёл другое применение. У ликвидаторов… не было дозиметров. Поэтому никто не знал, какое облучение получил.

- Уровень облучения стали измерять с помощью нашего прибора, – говорит Линев.

Подрывные технологии

- В 1991 году я ушёл из университета, хотя можно было остаться, спокойно дальше почивать на лаврах, – продолжает собеседник.

Что же заставило его уйти?

- Амбиции, – признаётся Линев. – На тот момент у меня было более 70 патентов, много изобретений, большое количество идей. Если бы остался в университете, мне бы никто не дал сделать все то, что удалось после ухода. Я видел, что востребован, что могу делать то, за что будут платить хорошие деньги. В том же году пришла Лена (ныне супруга и бизнес-партнёр. – Прим. авт.), мы стали вместе работать.

Первый проект, который начала реализовывать компания Линева, – прибор для автоматического определения уровня загрязнения продуктов питания.

- В советское время было запрещено производить подобные аппараты, чтобы не волновать граждан. Но когда Союз распался и не стало регулятора, мы поняли, что востребован прибор, с помощью которого можно было бы взять любой продукт, воду и посмотреть, есть ли в нем радиация. После Чернобыля все боялись радиации. Дозиметр здесь не поможет: он измерят фон – то, что вокруг, – объясняет предприниматель.

В ADANI создали прибор для измерения уровня радио­изотопов.

- В принципе, подобный научный прибор уже существовал, – говорит Линев. – Но задача состояла в том, чтобы изготовить аппарат, который могли бы использовать обычные люди, без специальной квалификации – на любом заводе, фабрике, рынке, в столовой. Мы сделали его похожим на кухонный комбайн, чтобы он органично выглядел даже дома.

Принцип использования прибора был очень прост: продукт или воду помещают в радиометр, в течение двух минут он проводит анализ и показывает уровень радиации. Пользователю остаётся узнать в санитарных нормах: соответствует ли этот уровень норме или превышает её.

- По сути, вместо большого компьютера мы создали смартфон, – объясняет Линев.

Аппарат продавался по цене двух телевизоров, но на здоровье не экономили: радиометры активно покупали, вывозили грузовиками. За несколько лет компания поставила на рынки Беларуси, России и Украины около 5000 единиц, таким образом была создана разветвлённая система контроля продуктов. Как средства измерения эти приборы ежегодно проходят поверку. 

- На них уже страшно смотреть, но они до сих пор работают, – говорит Елена Линева.

- Этот проект стал стартом ADANI. С тех пор мы сделали большое количество проектов, которые называют disruptive innovation – подрывные инновации. Именно подрывные, а не прорывные – те, что ломают рынок, – подчеркивает Владимир.

Владимир Линев - генеральный директор компании ADANI
ФОТО: Юлия Мацаль
Владимир Линев - генеральный директор компании ADANI

Безопасное облучение

В 1997, насытив рынок, ADANI прекратила производство радиометров (на время их выпуск возобновлялся после аварии на «Фукусиме» в 2011 – специально для Японии). Однако возникла задача снизить уровень облучения населения при прохождении флюорографии, и в ADANI эту задачу решили.

- В конце 90-х в мире производились цифровые рентгеновские аппараты, но они стоили бешеные по тем временам деньги – порядка $200 000. Мы сделали технологию в 4–5 раз дешевле, одними из первых создав цифровые, а не плёночные рентгеновские приёмники. Стали поставлять их в клиники, хотя врачи тогда даже не знали, как пользоваться компьютерной мышью. Сегодня в Беларуси все клиники оснащены нашими аппаратами. У нас население около 9,6 млн человек, на нашем оборудовании ежегодно проходит обязательное обследование 5 млн – фактически полстраны. У 30–35 тыс. человек в результате диагностируются заболевания, то есть фактически мы спасаем жизни. И это не только в Беларуси, мы экспортируем оборудование в 80 стран мира, – говорит Линев.

Разработчики из ADANI снизили дозу облучения при прохождении флюорографии в 100 раз.

- Если посчитать суммарно, то фактически мы предотвратили влияние трёх-четырёх Чернобылей на население, – заявляет предприниматель.

Технология позволила ADANI пойти в немедицинские сферы – в частности, выпускать досмотровые аппараты. В компании разработали низкодозный сканер человека. С его помощью можно, в том числе, увидеть, что находится в естественных полостях. Мало кто понимал, где именно можно использовать такие сканеры. Поэтому придумали оригинальный ход для выставок: распечатали картинку из фантастического фильма «Вспомнить всё», где героя Арнольда Шварценеггера, «прикинувшегося» женщиной, разоблачают с помощью сканера. Первым заказчиком стал алмазный рудник в Африке. Сканер помог им уличать работников, которые глотают алмазы с целью похищения.

- Наши сканеры установлены в лондонском аэропорту Хитроу, в Южной Корее. Сейчас их активно закупают разные страны для разных задач. Например, мы оснастили 170 тюрем США – там ценятся мобильные телефоны, их проносят где только могут. Поставили на границе в Узбекистане, после чего они поймали женщину, пытавшуюся провезти в желудке 400 граммов золота, – перечисляет Линев. – С помощью нашего оборудования можно предотвращать провоз наркотиков. Мы продаём сканеры для досмотра багажа, для «просвечивания» грузовиков, для обес­печения безопасности на стадионах и в отелях. У нас появилось много подражателей, но мы остаёмся лидерами рынка.

Интеллектуальные решения

Недавно в ADANI начали уникальный проект, призванный помочь в решении проблемы безопасности в американских школах. Как известно, там часто стреляют, поэтому стоит задача предотвратить пронос оружия на территорию учебного заведения. Компания создала сканер с искусственным интеллектом (ИИ) для досмотра сумок. Ребёнок кладет сумку на ленту, и она проходит через сканер. Если ИИ обнаруживает внутри оружие, то блокирует сумку внутри сканера и вызывает охрану.

Этот сканер привлекателен тем, что имеет дружественный дизайн (чтобы не наводить страх на детей) и работает без оператора.

- В сентябре прошлого года мы показали разработку на выставке в Лос-Анджелесе, и её захотели все: школы, Диснейленд, аэропорт, – утверждает Линев.

Работа с ИИ позволяет ADANI совершенствовать продукцию и предлагать рынку новые решения. Так, при работе со сканерами человека возникла проблема: если оператор без медицинского образования смотрит на изображение, то зачастую не может понять, есть ли в полостях посторонние предметы.

- Мы научили машину самостоятельно различать органы и неорганы. Стали пионерами в этой области и запатентовали изобретение. С ним мы попали в американский список лидирующих компаний в сфере машинного зрения, – отмечает предприниматель.

Подобный опыт открывает перед ADANI большое направление разработки решений для одной из актуальных современных проблем – как «переваривать» огромный объём визуальной информации в эпоху цифровизации.

Рынок внутри

За почти 30 лет работы ADANI превратилась в корпорацию с офисами не только в Беларуси, но и в США, Великобритании. С исследовательским центром, где работают 150 специалистов. С заводом полного цикла, где в две смены трудятся 500 работников и который способен производить практически всё – от чайников до космических спутников.

- Несколько лет назад продукция стала продаваться хуже, появились конкуренты. К тому же сегодня жизненный цикл продукта – это уже не семь-восемь лет, а много меньше, поэтому надо генерировать инновации очень быстро. Я очень много читал об этом и решил сфокусироваться не на создании продукции, а на изменении традиционной вертикально интегрированной структуры. Основа новой структуры – управляемый хаос, практически это рынок внутри компании, когда группы конкурируют за ресурсы. Эти группы (конструктор, механик, IT-специалист, электронщик и т. д.) собираются вокруг идеи. Их задача – очень быстро создать продукт, прийти от идеи до воплощения за шесть-восемь месяцев, – объясняет Линев.

Четыре года назад, когда в компании начали вводить тот самый «управляемый хаос», люди поначалу сопротивлялись, не хотели работать в условиях высокой неопределённости, с необходимостью выдавать быстрый результат. Сейчас в компании нет отбоя от идей – их сотни, в конкуренции побеждают те, на которые уже есть спрос. Приведённый выше пример досмотрового сканера для школ США – как раз итог такой работы. Или другой пример: одна из групп предложила новаторский сканер для криминалистов. Последние часто сталкиваются с тем, что родственники запрещают вскрывать тела, что необходимо для исключения или подтверждения факта насильственной смерти. ADANI разработала сканер, который может производить неразрушающий осмотр всего тела человека, и сейчас поставляет его на рынок США.

- Борьба за ресурсы оказалась продуктивной – она двигает компанию вперед, развивает её: мы четыре года растём выше, чем на 30–35% в год, – отмечает Линев. – Наш подход соответствует современному требованию быть быстрым. Теперь ADANI конкурирует на мировом рынке не продуктом, а бизнес-моделью. И проблема не в том, что и куда продавать, а в том, как производить нашу востребованную продукцию в нужном объёме.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить