Раимбек Баталов, тайный советник

55404

Как лоббисты из крупного бизнеса могут добавить экономике Казахстана системности

Фото: Андрей Лунин

«Кто владеет информацией – владеет миром» – знаменитое наставление Майера Ротшильда своим потомкам спустя века остается актуальным. Правда, можно уточнить, что сегодня одной информации недостаточно, важно знать, как с ней поступить и извлечь из этого пользу. Допустим, мы случайно узнали, что через два дня в Кот-д’Ивуаре случится переворот и новая власть закроет границы. Мы будем знать то, что эта африканская страна занимает первое место в мире по производству какао, соответственно, цены на мировых рынках на этот продукт поползут вверх. Вопрос: как поступить с этой информацией? Нужны связи, опыт, да и много других условий, чтобы максимально эффективно превратить данные в ту или иную прибыль. В противном случае можно будет похвастаться перед друзьями: «А ведь я знал!», когда вы будете вместе смотреть сюжет о перевороте по Euronews.

В похожей ситуации оказались казахстанские бизнесмены первой волны, приходившие в бизнес в начале 1990-х годов. Старая страна разваливалась, у независимого Казахстана только стали появляться какие-то очертания, понятных правил в бизнесе не было. Информации было море, можно было узнать что угодно, правда, тогда многим не хватало опыта понять, что же с этими данными делать. Сегодня же те бизнесмены, кто смог удержаться на плаву и вырос вместе со своим бизнесом, могут быть весьма полезны для своей отрасли, да и государства в целом. Они пережили многие потрясения, в одночасье теряли многое, но нашли в себе силы, знания, чтобы сделать свой бизнес успешным, попутно набираясь опыта. В настоящее время многие из этих предпринимателей готовы оказать полезную услугу государству и поставить важные процессы в экономике на рельсы системности.

Председатель совета директоров многоотраслевого холдинга Raimbek Group Раимбек Баталов вошел в число 50 самых влиятельных бизнесменов Казахстана не только за счет размеров своего бизнеса, но и благодаря активной общественной деятельности. Кто-то может поморщиться, мол, знаем мы этих общественников: лоббируют свои интересы, да и только. Баталов не скрывает, что занимается решением проблем областей казахстанской экономики, в том числе и там, где присутствует его бизнес. Однако связка «экономика – отрасль – частный бизнес» предполагает, что решение глобальных проблем в итоге позитивно сказывается на состоянии в том числе и его компаний.

Сегодня Раимбек Баталов входит в несколько общественных организаций, форумов, деловых советов и во многие другие объединения. «Я стал серьезно заниматься общественной деятельностью 10 лет назад, когда возглавил Форум предпринимателей Казахстана, – вспоминает Баталов. – Честно говоря, не ожидал, что так затянет. Зачем я трачу на это время? Я знаю проблемы бизнеса, знаю, как выстраиваются государственные программы в экономике, в том числе в акиматах, и помогаю предпринимателям создавать нормальные условия работы для самих себя. В то же время считаю необходимым помогать правительству, через свои рекомендации, выстраивать экономическую политику – отраслевую и региональную. За годы работы у меня накопился богатый опыт, которым я делюсь».

Действительно, опыт впечатляет. В свое время компании Баталова управляли Шымкентской ТЭЦ-3, фосфорным заводом, Лениногорским поликомбинатом, поставляли газ в Алматы и южные регионы Казахстана, занимались другими большими проектами. 

Соберись и разбирайся

Кстати, об опыте. В беседах с людьми, которые сталкивались с Раимбеком Баталовым, часто можно услышать, что он крупно «попал» на том или ином деле в кризис. Некоторые из собеседников Forbes Kazakhstan приводят в пример сеть магазинов «Арзан», выход на китайский рынок FMCG с соками или неудачи на подмосковном рынке недвижимости. Правда, на уточняющий вопрос о том, как закончились все эти истории, мало кто может дать вразумительный ответ.

Сам Раимбек Баталов признает, что были проблемы, но большинство из них удалось так или иначе решить. Он говорит, что у каждого бизнеса бывают проблемы. Например, производство соков в Китае было продано из-за того, что в определенный период времени понадобились серьезные для компании инвестиции. «Имея основную долю рынка пакетированных соков в Казахстане, мы хотели расти, – рассказывает Баталов. – Тогда перед нами стоял выбор – двинуться либо в Россию, либо в Китай, потому что иностранную интервенцию на два фронта мы не потянули бы изначально. После всех расчетов мы выбрали Китай, где только зарождался рынок пакетированных соков».

Фото: Андрей Лунин

Инициативу Баталова поддержали деньгами казахстанские банки и государственные институты развития в лице Инвестиционного фонда Казахстана, а на открытие производства прилетал глава Казахстана Нурсултан Назарбаев. Поначалу было все нормально, соки компании Xinjiang дошли до Пекина и продавались в восьми провинциях. «Но китайский рынок настолько динамичный, что требовал достаточно серьезных инвестиций, в том числе и собственного капитала, – говорит Баталов. – Деньги можно было найти, но тут случился кризис, и ни казахстанские ни китайские банки не могли дать средств на дальнейшее развитие».

Помимо кризиса свою роль сыграло то, что китайские потребители только-только стали узнавать, что такое пакетированные соки, и рынок начинал бурно развиваться. Raimbek Food – направление пищевого производства – правильно оценило потенциал китайского рынка. «Когда мы выходили в Китай, то реклама на телевидении, условно говоря, стоила $5 тыс. за минуту в прайм-тайме. В момент запуска производства эта планка резко поднялась до $25 тыс. Спустя год стоимость минуты рекламы на ТВ уже дошла до $100 тыс., – приводит цифры Баталов. – Рынок развивался настолько быстро, что входной билет на полку дорожал не ежегодно, а каждый месяц. Мы ушли из Китая не потому, что не получилось, а из-за банальной нехватки инвестиций в маркетинг и рекламу. Точную цифру сейчас не могу сказать, но это точно десятки миллионов долларов. Торговая марка соков была продана отдельно, а производственные мощности реализованы китайской строительной компании».

Если с китайского рынка Баталову пришлось уйти, то с проектами на подмосковном рынке недвижимости ему удалось удержаться. «Сегодня мы имеем три площадки в Подмосковье – две на Минском шоссе и одну на Киевском, все это таунхаусы, клубные дома, – рассказывает Баталов. – По одному проекту мы закончили первую очередь строительства, подвели все коммуникации и продали 70% уже построенного жилья». Сейчас компании Баталова ведут переговоры с российскими банками о финансировании, чтобы достроить вторую очередь. Казахстанский бизнесмен уверен, что в этом направлении он правильно сделал ставку на жилье бизнес-класса по невысокой цене. Средний ценник держится на уровне $2,3 тыс. за «квадрат». «Это очень хорошая цена. Этой осенью мы подключаем газ, остальные коммуникации, инфраструктура уже есть – свет, вода, детский сад, многое другое. К нам достраивается дорога, параллельная Кутузовскому проспекту, которая наверняка будет платной, зато от Белого дома до нас можно будет добраться минут за 15. Так что с октября цены мы, наверное, будем поднимать», – планирует Раимбек Баталов.

Он уверен, что в России настали другие времена: народ уже не инвестирует в недвижимость, а покупает для себя, чтобы жить. Поэтому к каждой покупке максимально скрупулезный подход.

По его мнению, удача или неудача в бизнесе стоят дорого – это опыт, из которого нужно делать для себя выводы. Проект продовольственного оптомаркета «Арзан» был первым подобного рода в Казахстане – работают только два магазина. «В том, что произошло, я вижу три основные причины. Во-первых, я уделял мало внимания этому проекту, из-за чего возникли проблемы управления менеджментом. Во-вторых, когда грянул кризис, банки нам перекрыли кредитование. В-третьих, мы сильно пострадали во время девальвации, ведь в основном мы получали финансирование в валюте. В один день долги стали неподъемными, в мгновение ока увеличившись на четверть», – рассказывает об «Арзане» Баталов.

В тот момент казалось, что проще обанкротить «Арзан», чем вытаскивать его, – у компании было более 500 кредиторов, в том числе поставщики из числа МСБ, налоговые обязательства перед государством. Однако это направление прошло процедуру реструктуризации. Несмотря на все потрясения, «Арзан» развивается и показывает положительную динамику роста выручки. «Мы нашли свой формат – это дискаунтер, ориентированный на местных производителей, – делится опытом антикризисного управления Раимбек Баталов. – Сейчас в «Арзане» можно найти мясо, сметану, молоко, творог, овощи, фрукты от казахстанских фермеров, несмотря на то что их сложно поставить на полку. Мы готовы увеличивать сеть «Арзан», но теперь уже более осторожно».

О важности диалога

Пережив сложные времена, бизнес Раимбека Баталова трансформировался в хорошо структурированный холдинг Raimbek Group, ориентированный на внутренний и внешний рынки. Сегодня холдинг занимается различными направлениями в пищевой отрасли, ретейле, девелопменте. В состав объединения Raimbek Group входят: Raimbek Bottlers, Raimbek Agro, «Раимбек-Алко», Food Trade House, оптомаркет «Арзан», Stroy-Logistic, Alma Prodex и «СтройКомплекция». Имея опыт в реализации различных кейсов, Раимбек Баталов делится им с властями, улучшая деловой климат в Казахстане.

Например, Баталов стал одним из разработчиков успешной программы правительства Казахстана – Дорожной карты бизнеса, которая реально помогла предприятиям МСБ выйти из кризисной ситуации. Кроме этого, одной из его ярких инициатив стали программа посткризисного развития для крупных компаний и программа о сокращении трети лицензированных видов деятельности, административных барьеров. Все эти инициативы были разработаны в рамках работы Форума предпринимателей Казахстана. Раимбек Баталов уверен, что без диалога власти и бизнеса, без совместной работы не будет реальных дел. «Прежде чем приводить в соответствие устремления власти и реалии бизнеса, нужно сделать честный аудит – что происходит в отраслях на самом деле. Почему у компаний одни показатели, а у государственных органов другие? Эффективность использования бюджетных средств была бы лучше, если бы акимы располагали необходимыми инструментами, приоритетами и имели бы реальную статистику. Сейчас же правительство принимает меры, но не хватает их синхронизации с региональными программами. Региональные программы не синхронизированы с отраслевыми, и все это не синхронизировано с инструментами, в первую очередь финансовыми. Все эти программы должны доходить до своей целевой аудитории – предпринимателей. Мы должны растить лидеров бизнеса на уровне региона, отрасли, республики», – убежден Баталов. 

По его мнению, в Казахстане созданы благоприятные условия для того, чтобы бизнес мог лоббировать свои интересы через экспертные советы, через Форум, через Национальную палату, отраслевые объединения. «Все только говорят, что дела плохи, но ведь нужно же и выдвигать предложения, как исправить ситуацию. Нужно работать над собой и над предложениями по исправлению, – считает Баталов. – Влиятельность бизнеса и бизнесмена должна оцениваться не только по финансовым и экономическим показателям, но и в первую очередь по налогам и налоговой нагрузке. И второе – важность того, сколько ты как руководитель и акционер тратишь на то, чтобы помочь региону, отрасли или бизнесу в целом, сколько времени и ресурсов ты тратишь на исправление ситуации». 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить