Кто такие GR-менеджеры и где их искать
Сегодня специалисты по взаимодействию с органами государственной власти – одни из самых востребованных профессионалов на казахстанском рынке труда
Недавно мы столкнулись с задачей привлечения GR-директора (Government Relations – взаимодействие с органами государственной власти) для крупного казахстанского предприятия. В ходе поиска стало понятно, что специалистов этой профессии редко встретишь не только на казахстанском рынке труда, но и во всем СНГ. Хотя ее роль важна, масштабна и интересна - как для карьерных возможностей, так и с точки зрения цивилизованного диалога «бизнес-государство». Особенно сегодня, когда с каких только трибун не говорят о необходимости взаимодействия государственных и коммерческих структур.
Поэтому я решила поделиться с вами информацией о задачах, которые ставятся перед GR-специалистами, и о том, где их найти.
GR-менеджер отвечает за продвижение интересов компании в органах госуправления, отраслевых ассоциациях и общественных организациях, а также за эффективное взаимодействие на площадке «компания-государство». Иногда ожидания работодателей от GR сводятся к сфере госзакупок, но это слишком узкое понимание функции.
Основные задачи GR таковы:
- поддержка связей с госорганами для минимизации рисков деятельности компании,
- лоббирование интересов компании и индустрии,
- организация переговоров с представителями власти, участие в специализированных и государственных мероприятиях, значимых для компании,
- отслеживание изменений в законодательстве, которые могут повлиять на деятельность компании, а также подготовка рекомендаций относительно действий и позиционирования компании в сложившейся политико-экономической ситуации,
- решение кризисных и предотвращение конфликтных ситуаций,
- поддержка благоприятного имиджа компании и адекватное позиционирование ее деятельности среди представителей госструктур.
Несмотря на высокий спрос на таких специалистов, на рынке ощущается их острая нехватка. В крупных международных корпорациях, как правило, есть GR-департаменты, но для большинства казахстанских компаний эта должность является совершенно новой, а многие о ней и вовсе не слышали. Даже у предприятий крупного бизнеса, не говоря о среднем, порой нет ни единого специалиста по связям с органами государственной власти. Функции GR-менеджера, как правило, здесь поручаются PR-службе, юридическому департаменту или гендиректору. А чаще всего собственник лично решает вопросы через свои связи «наверху».
Задавшись целью привлечь GR-менеджера в организацию, следует четко понимать его приоритеты. И уже, исходя из них, ориентироваться на то, какой опыт и навыки от него требуются. На эту позицию могут претендовать сотрудники из следующих сфер:
1. Бывшие государственные чиновники. Их преимущество – налаженные связи в правительстве, администрациях, муниципальных органах. Эти люди смогут достаточно быстро ознакомить профильные государственные организации с проектами, планами компании и получить оперативную реакцию. Они по определению хорошие лоббисты. Опыт проведения тендеров на госзакупки также является их сильным качеством.
2. Руководители отраслевых ассоциаций и общественных организаций. Это опытные специалисты, способные продвигать интересы предприятия в рамках отрасли.
3. Профессионалы в PR и маркетинге. Зачастую в организациях на них также возложены коммуникации в рамках госпрограмм и проектов, которые интересны для продвижения компании, – поэтому первичный опыт GR у них есть. Кроме того, эти специалисты, как правило, отлично понимают стратегию предприятия, продукт, специфику продвижения и имеют опыт работы в коммерческой организации – что немаловажно. Но их успех как GR-менеджеров будет зависеть от построения отношений с «людьми, принимающими решения». Не секрет, что устройство государственной и коммерческой структуры сильно отличаются, и такие специалисты не всегда могут завоевать нужный авторитет в среде чиновников.
4. Коммерческие специалисты, отвечающие за госзакупки и тендерные продажи. Их преимущество – четкое понимание, что коммерческая организация призвана зарабатывать, а потому в большинстве случаев должна выигрывать контракты. Коммерсанты будут хороши в вопросах тендеров, поскольку умение продавать и строить отношения - их профессиональный “must have”. Но вот что касается отраслевого лоббирования, аналитики, продвижения программ, а также господдержки конкретного предприятия и индустрии в целом – здесь способность решать вопросы уже будет зависеть от потенциала каждого конкретного человека из этой категории. Если задачи вашего GR сводятся к победе на тендерах и привлечению госзаказов, то такие менеджеры – лучший вариант.
5. Руководители предприятий, имеющие большой опыт лоббирования и хорошие связи в органах власти. Это идеальные GR, но, как правило, они не мотивированы для подобной роли в структуре организации, потому что и так уже находятся на ее вершине.
В большинстве своем GR-специалисты имеют экономическое образование и, конечно, практический опыт в связях с общественностью и госорганами. Кандидат на эту должность должен обладать колоссальной энергией, силой убеждения и способностью объединять людей. Он подобен политику, поскольку его профессия - это построение связей, отношений, продвижение и отстаивание интересов, постоянные переговоры на самом высоком уровне. При этом такие люди могут быть не всегда публичными. Однако их харизма должна создать уважительное отношение к организации, которую они представляют.
Позитивный тренд - в том, что казахстанский бизнес сегодня как никогда заинтересован в создании благоприятной законодательной среды для своей деятельности и в такой корпоративной политике, которая будет координироваться с программами господдержки. И если прежде подобные вопросы были зоной ответственности исключительно первого руководителя или собственника, то сейчас для их эффективного и цивилизованного решения компании привлекают профессиональных GR-специалистов. Главное - ясно понимать, каких целей они призваны достичь.
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook