Казахстан тратит миллиарды на иностранных юристов, не инвестируя в своих

67233

Министерству юстиции РК следует либерализовать доступ к закупу юридических услуг по представительству Казахстана в международном арбитраже

Иллюстрация: © pexels.com/Sora Shimazaki

Насколько мы знаем из общедоступных источников, в 2019-2023 годы на защиту интересов Республики Казахстан в иностранных судах и арбитражах Министерство юстиции РК ежегодно тратило от 15 до 21 млрд тенге (около $33-46 млн). Таким образом, на эти цели за последние пять лет было выделено около 93 млрд тенге (или около $200 млн). Львиная часть этих средств (предположительно около 65 млрд тенге) тратится на международные арбитражи по искам иностранных инвесторов к правительству РК за нарушение различных договорных обязательств, а также обязательств в рамках международных соглашений о поддержке и взаимной защите инвестиций (вспомним дело Стати).

Судя по публичным данным, первый иск в международный арбитраж к Казахстану был предъявлен в 1996 году (дело по иску Biedermann), а самое недавнее публично доступное решение датируется 2018 годом (дело Windoor). Судя по публичным источникам, за последние 27 лет в отношении РК вынесено не менее 19 решений арбитражей. И это не считая десятков международных арбитражей, решения по которым не опубликованы. Таким образом, иски к РК в иностранных судах и международных арбитражах предъявляются регулярно и с растущей частотой.

Из анализа публично доступной информации можно сделать вывод о том, что Казахстан в иностранных судах и международных арбитражах представляют исключительно международные юридические фирмы, головные офисы которых в основном расположены в США и Великобритании. Это означает не только то, что десятки миллиардов тенге утекают за границу, но и то, что судьба активов Казахстана решается иностранными юристами. Мы ни в коем случае не ставим под сомнение профессионализм и этику иностранных коллег. Но то, что судьба стоящих миллиарды долларов активов нашей страны фактически находится в руках иностранных юристов, заслуживает внимания.

Для сравнения, Украину в международных арбитражах нередко представляют украинские юридические фирмы и юристы. Юридические фирмы из Кыргызстана также научились представлять свою республику в международных арбитражах. А в Казахстане, видимо, лишних денег много, и они уходят за рубеж. Хотя за три десятилетия можно было не только взрастить целое поколение юристов-международников, способных представлять Казахстан в международных арбитражах, но и дать им возможность набрать десятки лет опыта в лучших международных фирмах, чтобы использовать этот опыт во благо Казахстана.

При этом с 2007 года, то есть уже 16 лет, закон РК «О государственных закупках» не распространяется на закупку услуг по представительству Казахстана в международных арбитражах. Иными словами, Министерство юстиции с 2007 года не обязано проводить для таких услуг какой-либо тендер. На протяжении 16 лет и в настоящее время критерии выбора той или иной юридической фирмы непрозрачны. Возможно, с этим и связано недавнее задержание бывшего министра юстиции.

Даже если казахстанцы и не умеют производить «мерседесы», но научиться говорить на юридическом английском, получить отличное западное образование, научиться писать тексты и представлять республику в международном арбитраже точно смогли бы. Можно было оставлять миллиарды тенге в Казахстане, тратить их на образование, заработные платы, а также формировать сопутствующие кластеры услуг. Далее можно оказывать содействие соседним странам, как это, например, делают не только украинские, российские юридические фирмы, но и фирмы из Кыргызстана.

Количество исков не уменьшается. Возможно, именно сейчас настало время пересмотреть подходы к закупу юридических услуг Министерством юстиции. Возможно, пришло время пересмотреть отношение к тому, почему юристы из Казахстана не представляют страну в международных арбитражах. Это разве не является частью суверенитета?

Обеспечение возможности участвовать в тендерах и их прозрачность при закупе юридических услуг создаст у казахстанских юридических фирм соответствующие стимулы к постепенному импортозамещению таких услуг. Со временем хотя бы в этом вопросе наша страна могла бы стать самодостаточной.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить