На правах рекламы

Может ли троечник из Казахстана поступить в университет Лиги плюща

18427

Ментор по поступлению в топовые вузы за рубежом Бегзод Хакимов отвечает на этот вопрос «Конечно!»

Бегзод Хакимов
Бегзод Хакимов
Фото: Ержан Курманбай

За десять лет Бегзод Хакимов подал 58 заявок на поступление в зарубежные вузы и в 70% случаев получил приглашение на учебу. В 2020 году он поступил на частичный грант в университет Лиги плюща — Университет Пенсильвании, но не смог уехать в США по личным обстоятельствам: у него родилась двойня, и семья выросла до шести человек. Пришлось делать болезненный выбор, и Бегзод решил сначала обустроить быт, а потом исполнить свою мечту о магистратуре в топовом вузе. В сентябре нынешнего, 2023, года он получил диплом магистра Оулуского университета прикладных наук (Финляндия) по специальности «предпринимательство в сфере образования». 

250 шансов поступить

- Я подавался в разные вузы, соответственно, везде требовались разные эссе, или мотивационные письма. Как их правильно составлять, я не знал. Приходилось выкручиваться, узнавать у знакомых. В итоге я прошел долгий путь и потерял много времени, и не хочу, чтобы кто-то повторял мои ошибки, — говорит Бегзод. — Прежде всего я хочу донести до выпускников и родителей, что при поступлении в зарубежный вуз только высоких оценок и хорошего знания английского языка недостаточно. За высокий балл по  IELTS стипендию не дают! Грант можно получить за социальную активность, за правильные ценности, за желание внести свой вклад в развитие общества. Но обо всем этом нужно уметь рассказать в небольшом тексте на 250 слов.

Бегзод Хакимов
Бегзод Хакимов
Фото: Ержан Курманбай

Бегзод Хакимов имеет в виду иные, отличные от казахстанских принципы отбора студентов в западные университеты. В целом у нас (да и во всем СНГ) система поступления в вуз основывается на знаниях: абитуриент сдает экзамены по предметам. Если он учился на 3 и 4, скорее всего, он не сможет поступить в хороший вуз.

- А за рубежом основываются не только на знаниях — IQ, но и на EQ — эмоциональном интеллекте. Там давно поняли, что успех в жизни в большей степени зависит от эмоций — как мы их распознаем, контролируем и т. д., а не от того, какие математические формулы мы знаем. Поэтому даже средний по способностям выпускник, не имеющий богатых родителей, может стать студентом топового университета.

Эмоциональный интеллект и в целом так называемые мягкие навыки отражаются в мотивационном письме (его ещё называют эссе или креативным письмом) — обязательном атрибуте для поступления в топовые вузы. В каждый из таких университетов ежегодно подают тысячи заявлений.

Фото: личный архив

- Кого выбрать Гарварду, если, скажем, у двух студентов одинаковые оценки, они оба побеждали в олимпиадах, оба занимались волонтерством? Тогда на первый план выходят мотивационные письма — их невозможно написать одинаково. И здесь есть шанс выделиться из толпы, — объясняет ментор. — Вот почему мотивационные письма так важны. Через этот текст абитуриент должен раскрыться и таким образом «продать» себя. У нас этому не учат. Даже лучшие выпускники самых престижных казахстанских школ — РФМШ, НИШ не могут написать качественное эссе, которое поможет поступить в топовый вуз. Из-за этого они проигрывают на международной арене. На мой взгляд, это несправедливо.

Бегзод Хакимов учит креативному подходу в написании эссе — как зацепить с первого абзаца.

- Приведу пример: парень из Астаны начинал так: «Я считаю себя маленькой лодкой в бушующем океане». У читателя сразу возникают вопросы: почему лодка маленькая? Почему океан бушует? И он хочет узнать ответы на них, поэтому важно закончить эссе тем же, с чего начали: «Я понял, что нет смысла ждать, пока пройдет шторм, нужно научиться танцевать на волнах», — иллюстрирует свои выводы эксперт. — Кроме того, я из опыта знаю, что эссе, которое подошло для Америки, не подойдет для Германии. Американцы по натуре эмоциональные, им подавай драму, чтобы они плакали и смеялись. Немцам же нужен конкретный конструктивный ответ.

Ментор убежден, что от писем — мотивационного и рекомендательных — зависит больше половины успеха при поступлении в вуз. Доказательство — сотни выпускников из стран Центральной Азии и Северной Африки, которые поступили в престижные зарубежные университеты.

- Я помог написать 986 успешных мотивационных писем и сэкономил моим клиентам 8 миллионов долларов, — приводит он статистику своей работы и продолжает: — Но деньги — это не главное. Я кайфую, когда мне звонят клиенты и говорят: «Я поступил». Это приносит больше радости, чем если бы я сам поступил. Хоть подготовка к поступлению — долгая, нудная работа, но меня она драйвит. Наверное, это у меня в крови: мой дед со стороны матери — академик Академии наук Узбекистана, автор узбекских учебников географии. Обе бабушки — директора школы, преподаватели.

15 тысяч амбиций

На сегодняшний день у Хакимова сформировано несколько пакетов услуг: платная консультация по вузам 15 самых востребованных стран; полное сопровождение поступления с подачей заявок в 10 вузов; двухнедельный тренинг по написанию мотивационных писем (7 занятий по 90 минут, после которых ученик пишет свое первое мотивационное письмо). Кроме того, в нынешнем учебном году Бегзод Хакимов запускает пилотный проект по развитию «лайф-скиллз». В проекте участвуют пятеро десятиклассников. С сентября по май они будут проходить четыре модуля: эмоциональный интеллект, социальное предпринимательство, коммуникационные навыки (публичное выступление и мотивационное письмо), образование за рубежом.

Фото: личный архив

- За 9 месяцев я их так прокачаю, что в конце они будут другим рассказывать, где и как поступать, — обещает ментор. — Если проект выстрелит, в следующем году буду его масштабировать, продвигать, может, сделаю франшизу.

Но проект ещё только начинается, а что уже готово — это учебник «Insight into Motivation Letter Writing» («Как писать мотивационное письмо»). Идею книги Хакимову подсказали в 2019 году участники тренинга. На работу над учебником ушло два года, ещё год — на доработку и дополнение.

- Скоро эта книга выйдет. Я издаю 500 экземпляров за свой счёт, из них триста хочу раздать в школы Алматы по два экземпляра — так можно охватить почти все школы города. Было бы неплохо, если в будущем в каждой школе Казахстана, а их более 7,5 тысячи, было хотя бы по два моих учебника, — рассказывает о своей мечте автор. — В любой школе найдется по меньшей мере пара амбициозных учеников, которые хотят поступить в зарубежный вуз. А если школа в отдаленном ауле, кто им поможет? Взяв эту книгу, они получат четкое понимание, как и что нужно делать. В учебнике есть образцы уникальных писем с анализом каждого абзаца, а также вокабуляр — раздел, где собрано 155 «работающих» слов, которые улучшат эссе. Чтобы отобрать эти слова, мне я прочитал больше тысячи успешных кейсов.

Любовное письмо

Отвечая на вопрос, почему он так ратует за иностранное образование, Бегзод называет два фактора. Первый — зарубежные учебные заведения заставляют студентов выйти из зоны комфорта и начать жить самостоятельно, что дает стимул для роста.

- И второй — вузы предоставляют среду, где учатся люди из разных стран, с разным менталитетом и где студент должен сосуществовать с ними. Где-то становиться гибким, где-то — толерантным, — объясняет собеседник. — А эти навыки пригодятся не только в учебе, но и на работе и в семейной жизни.

Еще одна проблема, которая выявляется при подготовке к поступлению, — это отсутствие системной профориентации.

- Одно дело — хорошо учиться, другое дело — понимать, куда ты идешь, насколько осознанно делаешь выбор в пользу той или иной профессии. Каждый второй мой клиент не знает, какую специальность выбрать. Поступают на инженера, потому есть дядя — главный инженер, или идут на стоматолога, потому что соседка-стоматолог построила двухэтажный дом. А в мотивационном письме обычно требуется раскрыть, почему ты выбрал эту специальность и этот вуз, — подчеркивает Бегзод и приводит ещё один пример успешного эссе в неожиданном формате «love letter»: — Мы решили написать университету любовное письмо: «Я тебя так долго искал и наконец нашел. И сделаю все возможное и невозможное, чтобы с тобой встретиться...».

Подводя итог разговору, Бегзод обозначает свои цели. По его словам, он хочет, чтобы его помнили как человека, который дал импульс креативному письму в Центральной Азии:

- Если выпускники будут знать, что такое мотивационное письмо, и будут заранее готовиться к поступлению, — это и будет моим успехом, моим вкладом в общество.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить