Как алматинцы развивают в Сингапуре стартап для нетворкинга и осваивают новый формат венчура

26876

В проекте Introdex формируется совет директоров с экспертами из Google, Airbnb и AirAsia

Фото: © архив пресс-службы

Участники нового рейтинга «30 до 30», сооснователи холдинга Akhter Studios и стартапа Introdex 29-летний Адмет Акхтер и 25-летний Шамиль Ахмедов познакомились в 2019 году. К тому времени молодые алматинцы уже успели поработать в стартапах и в корпоративном секторе.

Спустя некоторое время они решили создать свою компанию в сфере IT и, успешно реализовав этот проект, не собираются почивать на лаврах. В Сингапуре, куда переехали в начале 2023 года, друзья развивают новый AI-стартап и прикладывают максимум усилий, чтобы повысить известность Казахстана как страны, которая может дать рынку IT-специалистов высокого класса.

С продуктовым подходом

Путь в IT-индустрию для наших героев был извилистым. Адмет, окончив школу, решил пройти онлайн-обучение по специальности computer science в Народном университете (University of People) в Калифорнии – некоммерческом учебном заведении, основанном предпринимателем Шаем Решефом. «Университет ориентирован на онлайн-образование для выходцев из развивающихся стран, которые в силу разных жизненных обстоятельств не могут получить доступ к качественному обучению у себя на родине, – объясняет собеседник. – Его отличает очень высокий уровень подготовки. В разработке учебных программ участвуют профессора из университетов Лиги плюща, лекции читают специалисты, работающие в крупных компаниях. Знания, которые я усвоил за два года учебы там, сослужили мне очень хорошую службу. Но… обучение я не закончил: в какой-то момент понял, что не желаю быть разработчиком, а хочу заниматься менеджментом в сфере IT». Профессиональные азы Адмет на этот раз решил получать в компаниях, деятельность которых так или иначе связана со сферой диджитал. Некоторое время проработал на позиции product manager в стартапе посуточного бронирования недвижимости Pillowz.kz, а придя в команду проекта Froot, начал внедрять в компании культуру продуктового менеджмента.

Шамиль окончил Университет международного бизнеса (UIB) в Алматы по программе двойного диплома – параллельно учился в Высшей школе финансов в Чехии. Учебу сочетал с работой: был продавцом в мебельном магазине, потом вместе с товарищами продавал товары на Amazon по программе Fulfillment by Amazon. Попытка инвестировать заработанные деньги в собственный бизнес потерпела неудачу, зато на примере гиганта мирового e-commerce удалось понять принцип работы маркетплейса, изучить модели монетизации. Устроившись по окончании вуза на позицию интерна в финансовый департамент компании «Кселл», Шамиль стал задумываться о продолжении учебы в Европе и карьерном продвижении в корпоративном секторе, в частности в компаниях «большой четверки».

Встреча с основателем компании Froot Рулой Раймом (участник «30 до 30» 2018 года), пригласившим к себе в команду, заставила Шамиля пересмотреть жизненные планы. «Рулу привлек мой опыт сотрудничества с Amazon, и во Froot я занимался привлечением мерчантов на платформу. Вместе с Адметом мы отвечали за продуктовую «упаковку» продукта, его продвижение. Компания быстро росла в сегменте e-grocery, особенно в период пандемии. За одну неделю нам почти удалось достичь показателей такого мощного игрока, как Arbuz.kz. После того как Адмет решил уйти из компании, я немногим более полугода проработал в должности директора продуктового сервиса. Затем получил приглашение руководить маркетплейсом в Home Credit Bank и параллельно вел собственный небольшой бизнес, связанный с производством брусчатки. Адмет же к тому времени устроился на работу в американскую компанию SimpleTexting», – вспоминает Шамиль.

Карьерные пути молодых людей разошлись, но родился план создания стартапа; третьим сооснователем стал россиянин Дмитрий Нигодин. По выходным собирались для работы над проектом в сфере EdTech, но без особого успеха – всё же у каждого была основная работа, а команды, которая могла бы сосредоточиться исключительно на стартапе, как и инвесторов, не было.

Взять на аутсорс

Зато тогда же, в 2021 году, партнерам поступили первые заказы на разработку IT-продуктов под ключ. Все началось с первого заказа на создание интернет-магазина для малого бизнеса. Команда стала стремительно расти, после нескольких успешно реализованных проектов было решено создать Akhter Studios. Стартапы и корпорации оценили их продуктовую методологию разработки, сильную технологическую экспертизу, высокий уровень нетворкинга. Со временем бренд укреплялся, процессы внутри компании становились более отработанными.

Фото: © Али Толеубаев

«Нам удалось объединить три составляющие любого успешного бизнеса при разработке: бизнесовую, продуктовую и технологическую. Мы начинаем работу над проектом с фазы исследования, анализируем, нужен ли в принципе рынку и заказчику тот или иной IT-продукт. Если потребность есть, предлагаем свои услуги по разработке. Таким образом, мы закрываем полный производственно-технический цикл», – поясняют собеседники.

Первый год они работали с небольшими чеками, но всегда прозрачно, без серых схем, и вскоре сработал принцип сарафанного радио: заказчики начали рекомендовать друг другу молодую команду. В какой-то момент с просьбой об оцифровке своих систем начали обращаться крупные игроки. Компании, подобные Akhter Studios, в Казахстане можно пересчитать по пальцам одной руки. По сути, это выходцы из России red_mad_robot, одна команда с похожей моделью, Mad Devs, работает в Кыргызстане, так что, можно сказать, рынок региона поделен между тремя игроками.

Продвижение аутсорсинга в Казахстане оказалось непростой задачей. Потенциальные заказчики из числа крупных местных компаний не понимали, для чего нужен аутсорсинг продуктового менеджмента и разработки IT-продуктов под ключ. Потребовалось время, чтобы привлечь клиентов среди крупных банков, консалтинговых, страховых и строительных компаний. Тем не менее за два с половиной года в активе Akhter Studios появилось достаточно много успешных проектов, и компания трансформировалась в холдинг, в штате которого работают свыше ста человек. В структуру холдинга входят: Akhter Engineering, занимающаяся техническим консалтингом, системным анализом, разработкой, формированием архитектуры продуктов, кодингом и кибербезопасностью; Akhter Discovery & Design, отвечающая за продуктовые исследования, UX/UI-дизайн, создание no-code сайтов и приложения для проверки гипотез, бизнес-анализ; академия IT-профессий Akhter School; облачное EdTech-решение по управлению процессом обучения в компаниях и вузах Classlytics, а также CRM-система PowerBiz.

Добившись успеха и ощутив предпринимательский азарт, Адмет и Шамиль всё чаще подумывали о выходе в другие страны. «Взвесив все за и против, сделали выбор в пользу Сингапура. Там много новых стартапов, есть доступ к венчурному капиталу, всего два часа разницы во времени с Алматы, да и сама локация пока не очень активно освоена выходцами из стран СНГ, – говорят Адмет и Шамиль. – В США и Европе предпочитают работать коллеги из Украины, Беларуси, то есть наши прямые конкуренты. В странах Юго-Восточной Азии работают специалисты из Индии, Вьетнама, Филиппин. Многие из них сильны в плане технологий, но вряд ли смогут конкурировать с Akhter Studios в продуктовой экспертизе. Мы же выполняем полный цикл работ и не просто следуем техзаданию, но даем советы, как можно улучшить продукт».

Осенью 2022 года партнеры зарегистрировали в Сингапуре юридическое лицо, стали изучать рынок, нарабатывать заказчиков. На мировом рынке Казахстан не пользуется известностью в качестве поставщика кадров для IT-индустрии, в отличие от тех же Украины, Беларуси и России, так что предстояло приложить немало усилий. Основатели Akhter Studios опробовали разные методы продвижения, от «холодных» звонков до выхода на венчурные фонды, стали первыми казахстанскими представителями в ассоциации технологических компаний SGTech. Но попытки заявить о себе на сингапурском рынке, оставаясь на родине, не приносили результата.

«Сингапур интересен для тысяч компаний со всего мира, и пока мы не переехали туда, наши предложения просто терялись в спаме. Совсем другое отношение появляется, когда ты находишься в стране. Это значит, ты чего-то добился и, в принципе, тебя готовы выслушать. В Сингапуре более 900 венчурных фондов, несколько тысяч профессиональных бизнес-ангелов, так что можно представить, какие деньги крутятся на местном венчурном рынке. Привлечь капитал на хорошую идею легко, – рассказывает Адмет. – Поэтому мы с Шамилем уехали, а Дмитрий занимается операционным управлением в Казахстане».

Новый формат на новом рынке

Задавшись целью обосноваться на новом рынке, друзья решили создать собственный продукт и обратились в сингапурский венчурный фонд Antler. Последний оказывает поддержку перспективным стартапам начиная со стадии зарождения идеи, то есть занимается инвестированием нулевого дня. Офисы фонда находятся в 25 городах мира, в портфолио представлено более 850 компаний, а из более чем 50 тысяч ежегодно поступающих заявок сито жесткого отбора проходят не более 5%. Вместе с казахстанцами заявки на участие в акселераторе подали 1800 человек, но отбор прошел лишь 81 кандидат. На этом этапе к Адмету и Шамилю присоединился датчанин Джейкоб Педерсен.

На протяжении десяти недель акселерации команда четыре раза меняла идею стартапа и в итоге остановилась на оцифровке нетворкинга. Introdex – такое название получил продукт – с помощью алгоритмов и искусственного интеллекта помогает оптимизировать поиск контактов и личные знакомства в профессиональном сообществе. Как правило, выход на нужного человека мы ищем через соцсети, «холодное» сообщение или общих знакомых, но очень часто принцип шести рукопожатий дает сбои. Introdex помогает растущим технологическим B2B-компаниям посредством коннекторов – людей, которые, имея подходящий круг знакомств в индустрии, способны помочь быстро выйти на лиц, принимающих решения, среди потенциальных клиентов. Тем самым цикл продаж минует холодный этап, и сделки заключаются быстрее. Благодаря ИИ процесс автоматизируется, масштабируется и помогает выявлять неочевидные связи. Introdex позволяет оценить уровень нетворка, собрать максимально корректные данные о круге знакомств каждого подписчика, так что вполне возможно, что на поиски нужного контакта потребуются не дни и недели, а всего пара кликов.

Фото: © Али Толеубаев

«Нетворкинг – это актив, который не оценен в деньгах, но имеет ценность для любого человека. Он актуален и для нас, как Akhter Studios: примерно 90% наших продаж осуществляется через агентов, связи. Поиск нужных контактов – боль любого игрока, специализирующегося на аутсорсинге и сервисных услугах. Грамотный специалист в области продаж понимает, что нужно вести переговоры с человеком, принимающим решения, а найти непосредственный выход на таких специалистов нелегко», – объясняет Адмет.

Сегодня проект находится на стадии pre-seed, уже готов MVP и появились клиенты, готовые пользоваться Introdex на платной основе. Формируется совет директоров с экспертами из Google, Airbnb, AirAsia.

В планах основателей Akhter Studios освоить новый для рынка Центральной Азии формат венчурной студии. Как правило, венчурные студии выступают в роли инвесторов, но заходят не финансами, а экспертизой в лице активной команды, которая будет разрабатывать продукт и запускать его на рынок. Благодаря участию в стартапах венчурная студия может вырасти в капитализации, а благодаря экзитам – приносить значительно больший доход, чем просто оказание услуг за деньги. «Раньше мы не совсем понимали, что такое венчурная студия, но в Сингапуре начали погружаться в модель и поняли, что это то, к чему мы всё время стремились. Просто нам, как и многим основателям других студий, не хватало экспертизы в финансах и венчурных инвестициях», – говорят Адмет и Шамиль.

В выходе на азиатский рынок казахстанцам активно помогали венчурные инвесторы, среди которых основатель и CEO сингапурского Investbanq, участник самого первого рейтинга «30 до 30» Forbes Kazakhstan Олжас Жиенкул. Он давно живет в Сингапуре, видел, как развивался местный рынок, и модель венчурной студии показалась ему привлекательной с учетом экспертизы и наработанных кейсов Akhter Studios. В свою очередь молодые предприниматели смогли заручиться у Investbanq недостающей финансовой экспертизой. Стороны объявили о парт­нерстве в ходе состоявшегося летом в Алматы Central Eurasian Venture Forum 2023.

Akhter Studios намерена входить в капитал стартапов из Центральной Азии, помогать им запускать MVP и выходить на международные рынки, предусмотрена акселерационная программа. Специалисты компании поделятся знаниями в области продуктовой экспертизы, UI/UX-дизайна и других направлений. По мнению основателей, возможность входа в перспективные стартапы в дальнейшем обеспечит более высокие доходы самой Akhter Studios. А молодым предпринимателям из стран региона будет полезно сотрудничать с более опытными коллегами. При этом собеседники понимают, что трансформация может занять не один год. В настоящий момент проводятся стратегические сессии, предстоит определиться с выбором модели развития. «В странах Центральной Азии очень много талантливых ребят, и обидно, когда они работают в стартапах, заведомо ориентированных на домашний рынок. Наша цель – создать компанию-флагман, известную во всем мире, и выпустить из стен студии не менее десятка компаний-единорогов. Миссия, что и говорить, амбициозная, но выполнимая», – считают Адмет и Шамиль.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить