Эдуард Ким: Дело за малым

66218

Владелец "Технодома" усиливает сеть своих магазинов новым форматом мини-маркета

Фото: Андрей Лунин

«Один мой знакомый владелец российской сети магазинов электроники и бытовой техники недавно сказал мне, что ему Казахстан не интересен в ближайшие пять лет, мол, собственный рынок до конца не освоен. Ну, а как соберется заходить к нам, то сам, вероятно, не будет строить сеть, а купит лидера рынка за хорошие деньги», – рассказывает владелец сети магазинов «Технодом» Эдуард Ким. Он предается размышлениям об иностранной экспансии в просторном, светлом кабинете, который оформлен многочисленными макетами кораблей и картинами маринистов. Рассказ Эдуарда Кима о том, как казахстанские сетевые ретейлеры строили свой бизнес, гармонирует с морской тематикой, пронизанной авантюризмом, опасностью и в то же время уверенностью в себе и своем корабле.

Как «Помидор» пустил корни

Ведущая национальная сеть магазинов электробытовой и компьютерной техники Казахстана «Технодом» с годовым оборотом в $730 млн выросла из одного магазина «Помидор» по улице Дзержинского в Алма-Ате. Сегодня «Технодом» – это 48 магазинов общей торговой площадью около 65 тыс. кв. м в 21 городе республики. В этом году компании, которая была зарегистрирована 13 сентября 2002 года, исполняется 11 лет. За это время Эдуард Ким поднялся от наемного менеджера компании Sulpak до владельца крупнейшей сети магазинов Казахстана.

«До того как зарегистрировать собственную компанию, я работал наемным менеджером, а затем стал соучредителем Sulpak. К тому времени у них было два магазина. В итоге они были поделены между основателями компании», – вспоминает Ким. На этом он заканчивает нашу экскурсию в прошлое Sulpak и с большим энтузиазмом начинает рассказывать, как запускал «Технодом».

Зарегистрировав «Технодом» осенью 2002 года, Эдуард Ким берет себе в партнеры Рената Исмаилова и одного из австрийских консультантов. Оба партнера сыграли важнейшую роль в становлении компании – Исмаилов до сих пор является генеральным директором «Технодома», а австриец, помимо консультаций по развитию бизнеса, познакомил Эдуарда Кима с владельцами крупнейших российских сетей, в том числе с Александром Тынкованом, хозяином российского гиганта «М.Видео». Эдуард отправился в собственный бизнес-поход не один, а пригласил команду, с которой работал в Sulpak, – большинство из этих специалистов трудятся в «Технодоме» по сей день.

«Один из первых магазинов мы купили в Алма-Ате на пересечении улиц Дзержинского и Советской за $300 тыс. Многие алматинцы его помнят, сначала он назывался «1000 мелочей», потом «Помидор». Часть денег на открытие была заемная, часть – собственные средства, – рассказывает Ким. – Мы открывали первый магазин уже с мыслью, что будем строить сеть, ведь в то время ничего подобного в Казахстане не было, то есть запускались мы в идеальных условиях».

Сказав об идеальных условиях, он тут же себя поправляет, что старт был трудным: не было ни избытка денег, ни опыта, не хватало качественных менеджеров. Разумеется, банки давали кредиты на развитие бизнеса, но у молодого «Технодома» тогда еще не было залогового имущества. К слову, банкиров слабо интересовал не только новый бизнес, но и сами потребители. Всего лишь несколько лет назад банки взялись за розничное кредитование, торговое финансирование, стимулировав тем самым рост и развитие сетевых магазинов. «На старте «Технодома» я часто бывал в России и видел, что в любом большом магазине бытовой техники покупатель мог быстро получить кредит на покупку товара. Особенно мне запомнился банк «Русский стандарт». Я спрашивал у наших банкиров, почему они не идут в розницу, ведь для них это прямой путь к увеличению клиентской базы? Они отвечали, что у них и так все хорошо и денег более чем достаточно. Сейчас они говорят обратное», – рассказывает Эдуард Ким.

Фото: Вадим Соловьев

Эдуард Ким не брал за основу «Технодома» какую-то одну бизнес-модель, а перенимал все самое лучшее от российских первопроходцев «М.Видео», «Эльдорадо», «Мир» и «Техносила». Методом проб и ошибок Ким вывел для себя истину: в магазине не должны пустовать полки. Если в магазине пустые полки – это катастрофа. Компания не получает необходимую выручку, соответственно, затраты превышают доходы, и все может закончиться печально, если не удастся стабилизировать ситуацию. Поэтому на первом этапе было крайне важно найти «железных» производителей, которые смогли бы обеспечить стабильные объемы поставок. «Сначала наш портфель поставщиков на 80% состоял из Samsung, LG и Daewoo. Эти торговые марки нас и вытянули. Важно договариваться с вендорами, чтобы те давали необходимые объемы. Сегодня в наш торговый портфель входят Samsung, LG, Apple, Sony, Panasonic, HTC, Philips, Nokia, Canon, Fujitsu, Bosch, Beko, Indesit, Ariston и многие другие», – делится опытом Ким.

Для меня мой бизнес является главным увлечением. Мои магазины – это моя самая любимая игрушка

Это правило важно и для современного ретейла: не получится просто закрыть магазин, если не хватает объемов, так как нынешнего арендатора и владельца торговой площади связывают сложные договорные отношения. Если закроешь магазин раньше окончания срока договора, придется выплачивать серьезные штрафы. Впрочем, годы кризиса научили Эдуарда Кима взвешенно и очень быстро принимать решения о закрытии убыточных магазинов и открытии их в более выгодных местах, невзирая на сложности.

Логика в хорошей логистике

Есть мнение, что казахстанский ретейл растет в тепличных условиях, без конкуренции со стороны иностранных игроков. Отчасти с этим соглашается и Эдуард Ким, отмечая, что сложности в логистике – это одновременно и проблема, и некий щит для национальных компаний. Он считает, что из-за больших расстояний между городами и сложностей в доставке товара в регионы в Казахстан пока не идут крупные иностранные игроки. 

«Какова схема работы производителя и продавца за рубежом? Производители сами привозят в магазины товар, а у нас катастрофа – с нашей большой территорией и плохими дорогами приходится самим доставлять груз в магазины, – говорит Ким. – В то же время иностранным игрокам гораздо проще выйти на казахстанский рынок через покупку уже существующей сети с отработанной логистикой».

По мнению Эдуарда Кима, придет время, когда иностранные компании заинтересуются казахстанским рынком. В принципе, он готов рассмотреть предложение о стратегическом партнерстве. «Хотя я разговаривал с одним из владельцев российской сети, и он мне сказал, что им в ближайшие четыре-пять лет Казахстан не интересен, так как по России еще много дел. Он также отметил, что лучше придет через несколько лет и дорого купит уже готовую сеть с наибольшей долей рынка, нежели сам будет строить ее с нуля», – добавил он. В свою очередь «Технодом» пока не намерен выходить в Россию, хотя и видит серьезный потенциал в сопредельных с Казахстаном российских областях, где проживает 50 млн человек.

В настоящее время «Технодом» достраивает свою логистику. Например, в этом году компания собирается строить склады в Астане, для того чтобы оптимизировать доставку товара по стране. «У нас нет своей транспортной компании, нет самолетов, железнодорожных составов, мы пользуемся существующей инфраструктурой. Единственное, у нас есть собственная служба доставки заказанного товара покупателям, – рассказывает Ким. – Однако когда мы начинали бизнес, одной из первых покупок стали склады в Алма-Ате, тогда мы интуитивно понимали, что логистика, сортировка и доставка товара крайне важны».

Сегодня «Технодому» есть что развозить по магазинам, и можно представить себе, как четко должна работать доставка, если постоянно необходимо поддерживать достаточные объемы товара в 15 тыс. позиций. Сюда входят цифровая техника, аудио- и видеотехника, бытовая и встраиваемая техника, компьютеры и периферия, мобильные телефоны, офисная техника и так далее.

Важны и форма и содержание

Фото: Андрей Лунин

Единая концепция магазинов «Технодом» была создана в 2004 году совместно с ведущей европейской консалтинговой компанией Umdasch, работающей с крупнейшими торговыми сетями Европы. В каждом магазине «Технодома» предусмотрены эмоциональные и ценовые зоны, четкая и понятная система информирования о товарах и услугах, легкочитаемое направление движения по торговому залу, удобный доступ к товарам и возможность протестировать любой продукт.

Компания сразу взяла курс на инновационный подход к ретейлу. К примеру, в 2008 году «Технодом» первым в странах СНГ начал использовать привлекательные бренд-зоны Sony Vaio. Этот опыт оказался настолько успешным, что в том же году на глобальной маркетинговой конференции Sony в Стамбуле японцы поставили казахстанскую компанию в пример всем своим мировым дистрибьюторам.

Сегодня структура сети «Технодом» состоит из магазинов трех форматов: гипермаркет – около 3 тыс. кв. м, супермаркет – от 1,5 до 2,5 тыс. кв. м и небольшой формат от 1 до 1,5 тыс. кв. м. Владелец сети поделился с Forbes Kazakhstan своими планами по запуску торговых точек нового формата. Во-первых, сеть компании дополнится монобрендовыми магазинами Samsung. Во-вторых, готовятся к запуску магазины принципиально нового omni-формата, которые будут называться «Технодом Express». Это ультрасовременный гибрид традиционного и online-магазина. «Фактически это модель «магазина у дома», с широкой географией покрытия, но с усеченным ассортиментом. Основные позиции будут заняты цифровой техникой, но и про бытовую мы не забыли, – делится своими секретами Эдуард Ким. – Здесь будут представлены самые востребованные модели того или иного товара, а остальной ассортимент можно будет посмотреть в нашем интернет-магазине здесь же на больших тач-дисплеях, проконсультироваться у продавцов, заказать через интерактивные киоски, и он будет доставлен домой покупателю в течение суток».

Планы по наращиванию сети магазинов нового формата Эдуард Ким не стал называть, однако уточнил, что сеть будет значительно больше существующего числа магазинов. «Ведь малый формат позволяет нам заходить в любые города, главное, чтобы был трафик покупателей», – добавил он.

Эдуард Ким: «У нас интересный рынок. Казахстанские клиенты очень взыскательны, они следят за трендами. Мы уверенно смотрим на перспективы нашего рынка электробытовой, цифровой и компьютерной техники. Темпы роста замедляются, но в целом в ближайшие три года рынок продолжит стабильно расти». Это подтверждает независимая группа исследования рынка GfK: по ее данным, Казахстан – в тройке мировых лидеров по темпам рыночного роста на протяжении последних трех лет.

«Успешное развитие бизнеса невозможно без полной вовлеченности его руководителей. Для меня мой бизнес является главным увлечением. Мои магазины – это моя самая любимая игрушка. Я постоянно о них думаю: что с ними будет в перспективе? что можно улучшить? как сделать их интереснее и удобнее? Только так происходит эволюция и рождаются новые форматы будущего ретейла», – заключил Эдуард Ким.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить