Нугманов: Киноиндустрия Казахстана держится на энтузиазме

Кинорежиссер, сценарист, продюсер, вице-президент ОО «Национальная киноакадемия» – о стратегии развития киноиндустрии Казахстана

Рашид Нугманов
ФОТО: Андрей Лунин
Рашид Нугманов

Состояние киноиндустрии Казахстана на сегодняшний день не отвечает стандартным требованиям международного кинопроизводства и держится не на системном развитии отрасли, а на энтузиазме, преданности профессии и таланте отдельных кинематографистов. Учитывая эти факторы, в 2015 на XI Международном кинофестивале «Евразия» было инициировано создание новой концепции развития киноотрасли и принятие закона о кинематографии, который регламентировал бы государственную поддержку в условиях рыночных отношений. Министерство культуры и спорта проявило политическую волю и поддержало разработку проекта закона. Была создана рабочая группа, концепция неоднократно обсуждалась с общественностью, было высказано большое количество пожеланий от представителей профессии.

К сожалению, со временем обсуждение пошло на убыль, количество участников группы из числа кинематографистов сократилось, и в 2018 окончательный вариант проекта, разработанный вновь созданным КазНИИК, был отправлен на рассмотрение в парламент без широкого обсуждения. 3 января 2019 Закон «О кинематографии» был принят.

Сегодня он подвергается критике кинематографистов, которые не находят в нем своих рекомендаций. Как один из инициаторов проекта, считаю долгом выразить свою точку зрения. При этом судить о концепции развития киноиндустрии Казахстана следует только комплексно, с учетом всех взаимосвязанных процессов.

Каковы важнейшие направления развития отечественной киноиндустрии со стороны государства?

  1. Стратегия государственного финансирования.
  2. Встраивание в мировую киноиндустрию.
  3. Развитие производственной базы.
  4. Унификация кинообразования.
  5. Фестивальное движение.
  6. Участие общественных объединений.

Почти все эти компоненты в том или ином виде присутствуют в Казахстане. Их функции призваны выполнять, соответственно:

  1. Государственный центр поддержки национального кино.
  2. Кинокомиссии (в процессе создания).
  3. Киностудия «Казахфильм».
  4. Вузы КазНАИ, КазНУИ, «Туран».
  5. МКФ «Евразия».
  6. Союз кинематографистов Казахстана и Национальная академия кинематографических искусств и наук.

Проблема в том, что эти части не работают вместе, их эффективность невысока вследствие отсутствия комплексного подхода и недостаточного соответствия международным стандартам.

О Государственном центре поддержки национального кино

Важнейшее условие эффективности работы центра – независимость. Этого можно добиться либо путем его вывода из подчинения Министерству культуры и спорта, с отчетностью кабинету министров (модель Госкино), либо путем подотчетности Министерству культуры и спорта, но с полной юридической и финансовой автономией в принятии решений в рамках своего бюджета (агентская модель Национального центра кинематографии Франции).

Решения по финансированию фильмов и объему поддержки должен выносить экспертный совет – на основе открытой, публичной процедуры защиты проектов и тщательно разработанных критериев их оценки, которые исключают субъективные факторы. Решения совета признаются окончательными. Оспорить их можно в случае нарушения законодательства РК, устава центра и утвержденной процедуры. В действующей же редакции закона экспертный совет несет лишь совещательную функцию, и его работа как таковая лишена реального смысла.

Руководство центра вырабатывает стратегию поддержки национальной кинематографии, утверждает ее в правительстве и защищает в парламенте. Поддержка национальных фильмов должна включать их продвижение, прокат и, в идеале, налоговые преференции для кинотеатров, а также развитие региональной киносети. Принципы квалификации национальных фильмов должны определяться в соответствии с международной практикой благодаря четкой системе баллов, а не в расплывчатых терминах, допускающих вольную трактовку.

Договорные отношения центра с создателями фильмов должны строиться на принципах государственного инвестиционного фонда, но не частной продюсерской компании. Договоры могут предусматривать возврат выделенных центром средств, однако основным источником финансирования государственных программ в области кино должны быть налоги, а не собственная коммерческая деятельность центра. В случае принятия французской модели налоги от эксплуатации отечественных и зарубежных фильмов из всех источников могли бы поступать напрямую в бюджет центра.

Программа господдержки должна содержать финансирование разработки кинопроектов, без чего невозможно создание сильной сценарной базы отечественного кино, а также поддержку теоретических, научных и технических исследований в области кинематографии.

О кинокомиссиях

Кинокомиссии во всем мире – это некоммерческие организации при местных органах власти, целью которых является обеспечение условий для профессионального кинопроизводства на подведомственной территории и привлечение кинопроизводителей из других регионов и стран. Региональные кинокомиссии предлагают бесплатные услуги в качестве службы одного окна для организации съемочного процесса. Наряду с наличием живописных природных ландшафтов, развитой инфраструктурой и услугами международного уровня необходимым условием для успешной работы кинокомиссий является система так называемых налоговых кредитов и рибейтов – то есть возврат в той или иной форме части потраченных в регионе средств на производство кинопроектов. Последнее становится решающим фактором для принятия решения о съемках в регионе.

Кинокомиссии играют огромную роль в развитии международной продукции и копродукции в регионе, повышении качества сопутствующих услуг и квалификации местных кадров, привлечении иностранных инвестиций, а также повышении туристической привлекательности территорий. Одним из факторов успеха кинокомиссии является ее высокая международная репутация, в том числе отсутствие аффилированности с поставщиками услуг. Успех также во многом зависит от членства в Международной ассоциации AFCI, которая насчитывает более 300 кинокомиссий и устанавливает для них стандарты Best Practices, принимает заявки от продюсеров и помогает своим членам в привлечении заказчиков.

Статью о кинокомиссиях следует внести в текст закона. Положение о субсидиях, которые предоставляются иностранным компаниям путем возмещения до 30% стоимости товаров, работ и услуг на территории Казахстана, требует конкретизации. Сейчас выплата субсидий возложена на центр, но неясны источники, условия и механизмы их предоставления.

О киностудии «Казахфильм»

Вопрос о превращении студии в современную кинофабрику и передаче функции запуска фильмов государственному фонду (центру, комитету – название не имеет значения) периодически поднимался с начала 90-х. Вдохновляющим примером служил «Мосфильм», который после такой трансформации стал рентабельным предприятием. Каким образом «Казахфильм» способен превратиться в процветающую фабрику?

Самый простой ответ: сменить руководство. Но приводило ли это к процветанию киностудии? К сожалению, нет. Опыт показывает, что ответ лежит в структурных, а не в кадровых изменениях. На этом пути перед студией встает целый ряд вызовов. Среди прочих, это и сам кадровый вопрос, и план модернизации студии, и источники ее финансирования, и арендный статус территории, что препятствует долговременному планированию, и отсутствие экспертной оценки перспектив развития на годы вперед. Ну и, наконец, пресловутое отсутствие комплексной стратегии развития киноиндустрии по всем взаимосвязанным направлениям.

Некоторые видят решение этих проблем в придании территории «Казахфильма» статуса свободной экономической зоны. Само по себе такое решение имело бы неоспоримые плюсы. Но, во-первых, создание новой СЭЗ на территории города, где существует «ПИТ Алатау», близко к невыполнимой задаче, какие бы административные ресурсы ни подключались к ее решению. Во-вторых, сама территория, которую арендует «Казахфильм», недостаточно велика для перспективного развития в случае резкого роста международной продукции. Просто негде будет возводить новые современные павильоны, склады, цеха, административные и хозяйственные постройки.

Такими возможностями для развития наряду с существующими налоговыми и таможенными преференциями как раз обладает «ПИТ Алатау», расположенный в непосредственной близости к аэропорту, с собственной таможней для беспошлинного ввоза оборудования и крупным узлом высокоскоростной передачи данных. В условиях тотального цифрового кинопроизводства это сильнейший аргумент для зарубежных съемочных групп. Рекомендую самым внимательным образом рассмотреть возможность развития киноиндустриальной зоны на части территории парка.

О киноинституте

Три вуза – КазНАИ, КазНУИ и университет «Туран» – выпускают специалистов кинематографии. Эти киношколы имеют собственные программы обучения и многочисленные мастерские. Но, к сожалению, местное кинообразование не вполне соответствует международным стандартам, дипломы не признаются в мире, а молодые специалисты едва ли смогут полноценно работать в современных съемочных группах без дополнительного обучения. А ведь при развитии международного кинопроизводства на нашей территории такие специалисты будут востребованы.

Главной кадровой проблемой киноиндустрии Казахстана является не отсутствие талантливой творческой молодежи, а недостаток высококлассных специалистов

Предлагаю создание единого киноинститута по примеру ВГИК и высших курсов кинематографистов на базе киностудии «Казахфильм». Главной кадровой проблемой киноиндустрии Казахстана является не отсутствие талантливой творческой молодежи, а недостаток высококлассных специалистов международного уровня – не только второго звена, но и в первую очередь продюсеров. Программа обучения должна предусмотреть учреждение степени MFA (Master of Fine Arts), необходимой для международной квалификации кинематографистов. КазНАИ, КазНУИ и «Туран» продолжат обучение творческих кадров в своих мастерских, лучшие из которых смогут получить квалификацию MBA/MFA в киноинституте и станут лидерами отечественного кинопроизводства. Заслуживает внимания партнерство с университетом менеджмента AlmaU в подготовке топ-кадров для управления киноотраслью.

О кинофестивале «Евразия»

Важнейшая задача международного кинофестиваля – не парад приглашенных за гонорары звезд на красной дорожке, а создание условий, по которым кинематографисты мира сочтут за честь посетить фестиваль для продвижения собственных фильмов и поиска партнеров. Этого можно добиться, только если фестиваль будет преследовать долгосрочную стратегию строительства уникального делового бренда и репутации. Стартовые условия имеются.

МКФ «Евразия», основанный в 1998 году, аккредитован FIAPF наряду с ведущими кинофестивалями (Канны, Берлин, Венеция, Торонто) и достаточно известен в мире. Для превращения его в важнейшее кинематографическое событие Евразийского региона требуется создание постоянной дирекции, которая круглый год будет заниматься исключительно подготовкой и проведением кинофорума, с собственным стабильным бюджетом и нормальным графиком финансирования.

Следует помнить, что целью фестиваля является популяризация киноискусства, привлечение международного киносообщества к возможностям Казахстана, обмен опытом и запуск копродукции. Эти задачи наиболее эффективно осуществлять в тесном взаимодействии со всеми кинематографическими организациями Казахстана при условии соблюдения юридической и финансовой независимости фестиваля.

Необходимо продолжить начатые в 2017 работы по учреждению полноценного кинорынка для Центральной Азии, Казахстана, Азербайджана и тюркоязычных регионов. Кинорынок должен стать самостоятельным учреждением, но в отличие от кинофестиваля быть наделен коммерческими задачами и стать рентабельным предприятием.

Об общественных объединениях

Конечной целью любых планов модернизации и развития является человек. Только высококачественные кадры способны вывести киноиндустрию Казахстана на международный уровень. Во всем мире ключевую роль здесь играют профессиональные объединения. В США, главной мировой кинодержаве, где отсутствует государственное финансирование кинопроизводства, все нормы киноиндустрии формируют гильдии и ассоциации. В странах с государственной поддержкой профессиональные объединения также принимают прямое участие в выработке стандартов. В Казахстане, увы, их роль ничтожна.

Двумя крупнейшими общественными организациями являются Союз кинематографистов и Национальная академия кинематографических искусств и наук. Кардинальный пересмотр их роли во всех рассмотренных выше институтах является ключом к успеху. Союз и академия наряду с центром призваны вырабатывать все кардинальные направления развития киноиндустрии, формировать ее стратегию, участвовать в формировании экспертного совета и иметь в нем квоту. Следить за функционированием кинокомиссий и их соответствием международной практике. Помогать развитию производственной базы «Казахфильма» в перспективных направлениях и гарантировать качество его кадрового состава, которое исключило бы протекционизм. Участвовать в образовательных инициативах, в повышении квалификации кадров, в научно-исследовательских проектах. Курировать развитие фестивального движения, которое должно исключить организацию кинофестивалей производственными и инвестиционными компаниями во избежание конфликта интересов.

Все эти задачи немыслимы без финансового обеспечения. Необходимо сформировать систему государственных грантов для общественных объединений по указанным направлениям. Они обязаны способствовать работе гильдий по главным профессиям в кино (продюсеры, сценаристы, режиссеры, операторы и т. д.) и активнее привлекать в свои ряды кинематографистов среднего и молодого поколения, ведь именно за ними будущее киноиндустрии Казахстана.

***

Развитие кинематографа – живой процесс, в котором нет истины в последней инстанции. Не претендуя на исчерпывающий анализ, я постарался лишь тезисно вынести на общее обсуждение ряд мер, которые помогли бы начать взаимодействие перечисленных институтов уже сегодня.

Автор: Рашид Нугманов

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
5240 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Загрузка...
4 июня родились
Серик Айдарбеков
руководитель аппарата мажилиса парламента Республики Казахстан
Ерик Балапанов
председатель совета директоров АО СК «Лондон Алматы»
Эдуард Ким
владелец АО «Technodom Оperator»
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить