Свежий взгляд

14563

Почему Рашид Нугманов решил заняться кинофестивалем «Евразия»

Фото: Иван Беседин
Рашид Нугманов.

Побывав за свою творческую карьеру на различных кинофорумах по всему миру, знаменитый режиссер Рашид Нугманов проникся идеей развития отечественного фестивального движения и охотно принял предложение возглавить международный кинофестиваль «Евразия» 2015 года, который прошел в Алматы в сентябре. О своем новом занятии и состоянии киноиндустрии страны в целом создатель культового фильма «Игла» рассказал Forbes Kazakhstan.

– Рашид Мусаевич, чем вам запомнился МКФ «Евразия» этого года, теперь уже с точки зрения его руководителя?

– Напомню, что это была 11-я по счету «Евразия». Фестивалю пошел второй десяток, и нашей новой команде хотелось предложить что-то свежее, вместе с тем сохранив традиции, которые были заложены предыдущими организаторами.

С первого дня существования главной задачей «Евразии» было строительство моста между культурами Востока и Запада. Это замечательная концепция, которая соответствует самой сути Казахстана, страны на стыке разных миров. Отталкиваясь от нее, мы и составляли программу фестиваля. Было решено, что в конкурсной программе могут участвовать игровые фильмы из любой страны, по территории которой когда-то проходил Великий шелковый путь.

Кроме того, нам хотелось сделать больший упор на практической стороне. В рамках предыдущих фестивалей тоже проводились питчинги, круглые столы, пресс-конференции, но мы решили их значительно расширить. Под брендом Eurasia Spotlight была организована деловая площадка, которая работала на протяжении всего мероприятия. На ней кинематографисты презентовали свои проекты различным фондам, представителям продюсерских компаний. Прошла серия круглых столов, посвященных развитию киноиндустрии Казахстана. Собранные рекомендации были направлены в Министерство культуры и парламент.

В отеле Rixos работал профессиональный клуб кинематографистов, проводились мастер-классы для студентов. Направления были самые разнообразные: сценарное мастерство, продюсирование, режиссура, документальное кино. К нам приходили ребята из академии Жургенова, университета «Туран», приехали студенты из Астаны. Состоялись презентации частных киношкол Казахстана. Кстати, почетным президентом «Евразии» в этом году стала ректор КазНУИ Айман Мусаходжаева.

– «Евразия» впервые проходила на площадке Esentai Mall и сети KinoРark. Чем было обусловлено это решение?

– Да, мы решили отказаться от проведения фестиваля во Дворце Республики. Это знаковое сооружение, но при этом это концертный зал, не приспособленный для кинопоказов. Вместимость дворца слишком велика для подобных мероприятий – 3 тыс. человек, не секрет, что прежде его заполняли административными методами. Мне же хотелось, чтобы наш фестиваль был честным.

Для чего мы делаем «Евразию»? В первую очередь – чтобы показывать кино. Потому решили устроить открытие в кинозале. По этому принципу проводятся все крупные кинофестивали: где открытие, там и показы. Другое дело, что у нас нет фестивального центра, к сожалению. Им мог бы стать «Целинный», имеющий прекрасное расположение, но он требует реставрации.

Что касается Esentai Mall и KinoРark – это отличное, современное место. Нам очень помогло руководство обеих компаний, выделив помещения для штаба фестиваля, аккредитации. В выставочном зале Esentai Gallery работала упомянутая деловая площадка, в ресторане Fellini обедали гости, в залах KinoРark проходили показы. Более того, Esentai Mall и Capital Partners ускорили открытие новой площади, примыкающей к отелю The Ritz-Carlton, чтобы мы могли расстелить там красную дорожку. В общем, для нас были созданы все условия. Большое спасибо за это Сержану Жумашову (№18 рейтинга самых богатых и №15 рейтинга самых влиятельных бизнесменов Forbes Kazakhstan, соучредитель «Кэпитал Партнерс Казахстан». – Прим. ред.), который взял подготовку под личный контроль.

Нельзя не упомянуть и нашу команду, без которой фестиваль не прошел бы на высоком уровне, в том числе профессионалов из Event Concierge Service.

– Знаю, что вы противник платного участия кинозвезд в работе фестивалей…

– У нас было крайне мало времени. Контракт на организацию фестиваля был подписан в августе, за полтора месяца до начала. Чтобы заполучить звезд за столь короткий срок и изменить их планы на сентябрь, пришлось бы заплатить несусветные деньги.

Вы правы: я считаю, что звезды не должны приезжать на фестиваль из чисто материальных соображений. Это не «корпоратив», а профессиональная площадка, в которой участники должны быть заинтересованы вне зависимости от их статуса в глазах публики. Тем более что мы вступаем в международное фестивальное движение, которое настаивает на этом принципе.

Чтобы звезды первой величины стали к нам приезжать без гонораров, необходимо терпеливо, из года в год строить репутацию «Евразии».

Фото: Андрей Лунин

– Поговорим о программе фестиваля. Сколько картин было показано? Кто принимал участие в работе жюри?

– Изначально планировали показать 80 фильмов, но ввиду изменения курса тенге остановились на 50. К сожалению, мы вынуждены платить за право демонстрации, несмотря на имеющуюся международную аккредитацию. В конкурсной программе было показано 10 картин вместо планировавшихся 12. Кроме того, у нас была обширная программа документального и детского кино.

Для нас было важно, чтобы на «Евразии» состоялась кинопремьера, и это удалось осуществить. Зрителю был впервые представлен новый фильм Ахана Сатаева «Хакер», снятый в сотрудничестве с американскими и канадскими кинематографистами. Ермек Турсунов, несмотря на скептическое в целом отношение к фестивалям, также любезно согласился предоставить свою картину «Жат», которая до «Евразии» демонстрировалась лишь на Международном кинофестивале в Торонто.

Председателем жюри был Абдеррахман Сиссако – именитый режиссер из Мавритании, любимец Канн. В 2014 году он снял замечательный фильм «Тимбукту», который получил семь наград «Сезар». В работе жюри также участвовали британская актриса Джастин Уодделл, основатель Пусанского кинофестиваля Ким Дон Хо, российский сценарист Одельша Агишев и наш Ахан Сатаев. Гран-при они присудили работе «Сутак» киргизского режиссера Мирлана Абдыкалыкова.

В рамках «Евразии» также прошел кинофестиваль «Созвездие Шакена», где демонстрировалось казахстанское кино. Первый приз там взяла лента «Кунанбай» Досхана Жолжаксынова. Обладателем приза независимого жюри Международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) стал фильм «Шлагбаум» Жасулана Пошанова.

– Как вы считаете, могут ли кинофестивали приносить прибыль?

– Отвечая на подобные вопросы, часто привожу пример Пусанского фестиваля. Он очень похож на «Евразию»: тоже стартовал в конце 1990-х, размер господдержки – около $700 тыс. Однако в отличие от нас корейцы покрывают огромную часть расходов спонсорскими деньгами. Почему частные предприниматели вкладывают в кинофестиваль? Потому что это выгодно. Фестиваль превратился в международный бренд, вокруг которого развиваются сферы туризма и других услуг.

Наша задача точно такая же. Нужно сделать «Евразию» брендом, который приносит всяческие выгоды как кинематографистам, так и бизнесменам.

– Вы долго жили во Франции, знакомы с российским кинорынком. На ваш взгляд, в чем должна выражаться государственная поддержка киноиндустрии?

– Выделять невозвратные средства на производство фильмов можно, но в разумных пределах. Оптимальная модель – когда государство создает условия для частных инвестиций в кинематограф. У нас эта сторона хромает. В России, например, большинство фильмов освобождается от НДС как на стадии производства, так и на стадии проката. Казахстанскому кино очень помогли бы подобные меры поддержки. Наш рынок и так мал, валовой кассовый сбор составляет порядка $60–70 млн в год. Доля отечественного продукта в прокате мизерна. В таких условиях очень трудно развиваться.

Я состою в рабочей группе по созданию нового закона о государственной поддержке казахстанского кинематографа, который должен определить параметры стимулирования кинопроизводства. Помимо освобождения от НДС это поощрение совместной продукции, привлечение зарубежных съемочных групп через региональные кинокомиссии, реинвестирование прибыли от проката в выпуск национальных фильмов и многое другое. Сейчас эти положения обсуждаются с Министерством культуры и парламентом. Очень хочется, чтобы закон был принят.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить