Восходящие потоки для Facebook

6582

Что ополовинило цену на акции одной из крупнейших интернет-компаний мира всего за один квартал после IPO?

Как отметил один мой коллега, действия инвесторов разочаровывают больше, чем их разочаровывает Facebook: ни одна из новостей, касающаяся бизнеса компании, не была неожиданностью и не могла привести к пересмотру цены бизнеса в 2 раза в сторону уменьшения.

Был ли плохим и разочаровывающим первый (и единственный на данный момент) финансовый отчет Facebook с момента IPO? Не совсем: за исключением единоразовых расходов прибыль компании совпала с ожиданиями аналитиков: компания заработала $295 млн, или 12 центов на каждую акцию, причем выручка побила ожидания, составив $1,18 млрд против ожидавшихся $1,15. На мой взгляд, тот факт, что Facebook с учетом единоразовых затрат показал по US GAAP чистый убыток в $157 млн – абсолютно «бухгалтерский» и уж точно не является катастрофой для компании, он не привел даже к оттоку денег из фирмы: основная масса убытка связана с тем, что компания премировала своих сотрудников, перечислив им свои акции по цене $38 за штуку.

Если предположить, что с бизнесом Facebook все более или менее прилично, то в чем же причина обвала на фондовом рынке? Как ни странно, но на фондовом рынке действуют примерно те же силы, что и на любом другом: курс акций напрямую зависит от того, чего больше на данный момент – акций или инвесторов. И здесь Facebook попал в «идеальный шторм»: IPO по большей части покупали люди, которые не были настроены держать акции сколь-нибудь продолжительное время; институциональные инвесторы, которые обычно были способны стабилизировать рынок, остались в стороне, и, по сути, уже в первый день после IPO рынок акций Facebook стал исключительно рынком продавца. Их хотели продавать все – от венчурных капиталистов, вложивших деньги на начальных этапах и изъявивших желание зафиксировать прибыль, и сотрудников, получивших акции в виде бонусов, до непосредственно спекулянтов, покупавших IPO в надежде заработать в первый день торгов в расчете на то, что акции на открытых торгах будут торговаться в 2 раза дороже, как это происходило с акциями LinkedIn.

Дальше в ход вступает страх всех сторон потерять деньги: сотрудники нервничают и присматривают новый дом, поменьше, венчурные капиталисты осознают, что фантастическая прибыль начинает сокращаться и просто умоляет их зафиксировать свой результат, спекулянты получают margin call’s от своих брокеров и многие уходят с рынка с чудовищными убытками.

И в тот момент, когда привлекательность постоянно снижающихся акций оставляет желать лучшего, самое благодарное дело для любого спекулянта – порассуждать о том, что перспективы могут быть не так радужны, доходы могут оказаться ниже планируемых, а часть рекламных объявлений скликивали роботы. Для компании, находящейся в активной стадии роста и не имеющей большого количества материальных активов, данные разговоры всегда вызывают сугубо нервную реакцию инвесторов: может, и правда мы ошиблись? Вдруг все ранние инвесторы решат продать акции в первый день – так же, как поступил Питер Тиль, продавший свои акции, около $20 за акцию, сразу, как только ему разрешили?

Тиль выручил за свои бумаги около $1 млрд, продав часть на IPO, часть – сейчас, вложив менее 10 лет назад всего $500 тыс. Не все инвесторы покупали так дешево.

Уже после IPO оценка «справедливой» цены за акцию Facebook крупнейшими мировыми инвестиционными банками варьировалась в диапазоне $25–46, со средней ценой около $37,71. Я считаю, что компания не утратила своей фундаментальной привлекательности и почти весь «технический» негатив оказался уже реализован. По текущим ценам акции становятся уже весьма привлекательными даже для консервативных инвесторов: многие крупные инвесторы говорили о том, что включат акции в свои портфели при цене менее $25. Вероятнее всего, рынок уже сейчас достиг своего равновесия и на место венчурных капиталистов придут другие финансовые институты. Возможно, именно сейчас, в период наиболее негативных ожиданий, мы увидим дно как в ценах на акции, так и в негативном новостном фоне. Не удивлюсь, если Facebook сможет научиться получать прибыль от своей электронной валюты и системы денежных переводов не меньшую, чем то, что он получает сейчас от рекламы, – и это лишь одна из миллионов возможностей создавать продукты и услуги для миллиарда их клиентов. Вероятнее всего, нам еще предстоит увидеть восходящий тренд, не уступающий ни LinkedIn, ни Google, а терпеливым инвесторам – пожать заслуженные плоды.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить