Как правительство управляет коллективным разумом

Forbes.kz продолжает публиковать выдержки из книги Айдархана Кусаинова «Экономика Казахстана: Мифы и реальность»

Фото: © Depositphotos.com/Andreus

Сегодня автор предлагает читателям выдержки из введения в 4 часть «Информационное пространство. Взаимодействие государств и общества»

Управление коллективным разумом происходит через управление информационным пространством, потому что оно является той средой, в которой общество взаимодействует с индивидами. Темы дискуссий, проблемные острые вопросы, точки зрения появляются в информационном пространстве и вызывают отклик и реакции у членов общества. Эти отклики и реакции возвращаются в виде событий, ответов, дискуссий поддерживая и развивая информационное пространство, повторно воздействуя на индивидов. В связи с этим работа с ним является архиважной для экономической политики, и этот момент мне кажется, сильно недооценивается правительством.

Если этой средой не управлять, не задавать в ней основные мотивы и идеи, то ценности и приоритеты формируются либо спонтанно и сами собой, либо вокруг внешних идей. Система все равно структурируется вокруг каких-то вполне определенных ключевых тезисов, то есть придет к какому-то равновесию. Вопрос только в том, что эти ключевые тезисы или равновесие может оказаться невыгодным или вредным для государства. И в этом заключается ключевой риск: неэффективная работа с информационным пространством со стороны правительства приводит к тому, что его начинают формировать внешние игроки.

Эффективное управление информационным пространством осуществляется последовательной идеологической работой через формирование информационного фона. Я хочу подчеркнуть, что это рутинная, постоянная, незаметная, очень кропотливая и крайне важная работа. Она не выполняется в режиме пропагандистской компании, аврально или ударно – это системная и последовательная работа, которую может, должно и обязано делать государство.

Проблема нашего информационного пространства связана, в первую очередь, с отсутствием государственной информационной политики. Политики настоящей, идеологической и ценностной, определяющей и направляющей, а не формальной – по количеству времени вещания на том или ином языке, выставлению запретных тем, цензуре. Все остальные проблемы – финансовые, технические, кадровые – вторичны, их решение не приведёт к информационной независимости.

Когда мы говорим о суверенитете, то всем понятно, что просто черта на земле – это не граница. Граница становится границей, только если за ней стоит структура государственности. Эта структура создаётся государством, она создаётся «сверху», заставляя людей выбирать, с какой стороны границы они хотят быть. Все понимают, что за той чертой на земле (за границей) люди живут по другим законам. Такие же люди, и законы очень похожи, но всё-таки другие: чуть другие акценты в «хорошо» или «плохо», другие правила и государство следит за исполнением этих правил. Эти правила вытекают из иных структур политического, монетарного, социального и экономического поля.

Информационное пространство является вполне конкретной и мощной структурой: набор ценностей, идей и информации, которые волнуют общество, и сформулированное общественное же отношение к этим темам (негативное, позитивное, нейтральное). Учитывая эту структуру, средства массовой информации подбирают и преподносят новости, создают информационные продукты, которые, в свою очередь, снова становятся предметом обсуждения в обществе, формируя скелет общественного мнения, усиливая и развивая эту структуру: «плохо» или «хорошо», «важно» или «неважно», «герои» и «антигерои», «правильно» или «неправильно». Ни одно отдельно взятое СМИ не сможет существенно воздействовать на информационное пространство, просто потому, что не сможет обеспечить «тотальность обсуждения» и выступать арбитром, но каждое СМИ в отдельности своими продуктами и новостями вольно или невольно развивает и усиливает те или иные идеи, создавая глобальные тренды и формируя общее мнение.

Без структурированного информационного пространства, в котором определены основные темы и ценности, конкурентная борьба выталкивает СМИ в поиски жареных фактов «отовсюду и обо всём», только чтобы зацепить здесь и сейчас. Соответственно, общество носится от одного информационного повода к другому, забывая, что волновало вчера, не зная, на чём сконцентрироваться сегодня. При абсолютной информационной открытости, поводы рождаются из сообщений мировых (чужих СМИ), а значит, общество обречено обсуждать чужие темы. Это приводит к дальнейшей аморфизации информационного поля, непредсказуемости его развития, то есть аморфизации коллективного разума и ценностей.

В таких условиях невозможно делать качественные информационные продукты, ведь они должны находить отклик у аудитории, а сегодня никто не может гарантировать, что будет популярно через месяц. Сегодня популярна девальвация, вы решили снять документальный фильм о тенге, но через три-пять недель общество уже наестся этой темой, и кому тогда нужен ваш фильм? Про большое кино тем более: производство полнометражной картины дольше и дороже, но к моменту выхода фильма о коррупционерах может оказаться, что тема коррупции забыта, а в тренде «евразийство», и рекламная компания фильма встаёт в разы дороже, ведь нужно отодвинуть трендовую тему, перебить ее.

Структурирование информационного пространства является задачей и целью государственной информационной политики, которая выстраивает набор идей, формирует ценности и поток информации, игнорирует или наказывает тех, кто идёт вразрез и поощряет тех, кто идет в фарватере этой политики. Государственная политика обеспечивает то, что определенный набор ценностей, тем и смыслов будет освещаться везде, во всех СМИ. Это не диктатура, цензура или пропаганда: разные СМИ могут транслировать идею по-разному - с юмором, с критикой, с поддержкой и позитивом, нейтрально – неважно. Важно, что: а) тема или идея никак не пройдет мимо слушателя, она заставит о ней задуматься, согласиться или не согласиться, обсудить дома, на работе; б) эта тема или идея будет обсуждаться постоянно, всплывать в том или ином контексте, рассматриваться под разными углами, в разных преломлениях во всех СМИ.

Последовательная информационная политика удерживает общество и аудиторию на каких-то ключевых ценностях и мотивах, сдвигая конкуренцию между СМИ в сторону повышения качества подачи информации, аналитики, художественного освещения, в конце концов, форматов. Понимание долгосрочных трендов в информационном поле позволяет планировать производство фильмов, книг, продуктов массовой культуры.

Никто не призывает к «высокой культуре» и, тем более, цензуре: пусть будет много желтой прессы, конъюнктурных произведений, критики, эпатажных и клоунских программ и заявлений. Главное в том, что конъюнктура, ширпотреб, критика и клоунада будут вращаться и развиваться вокруг заданных ценностей и идей, которые уже стали близки аудитории - зритель, читатель, слушатель начнёт потреблять местный продукт, а значит, появятся деньги для его производства. Качество придёт со временем.

Сегодня государство оставило за собой только функции регулятора, более того, расширяет эти функции, распространяя влияние на Интернет, соцсети, выносит судебные вердикты в исках, связанных с действиями на информационном поле. Проблема в том, что этот арбитр не задаёт правил игры в этом поле – систему ценностей, структуру поля, если хотите. Ограничения вещания российских или иных каналов, рост вещания украинских или американских каналов, ужесточение госрегулирования, увеличение государственного финансирования отечественных каналов, – всё это не решает проблем информационного пространства, эти меры только латают очевидные прорехи и перераспределяют финансовые потоки. Только формирование государственной информационной политики позволит создать отечественное информпространство и развить патриотизм и эффективные коммуникации в обществе. Правительство должно создавать верный и нужный информационный фон, ожидания, ценности общества, должно структурировать информационное пространство, управлять им - без этого любая политика, социальная, экономическая, финансовая неэффективна.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе


Директор Almagest

 

Статистика

6931
просмотров
 
 
Загрузка...