Зачем банки превращают свои отделения в кафе

12691

На эту тему рассуждает управляющий директор ДБ «Альфа-Банк» Максат Нуриденулы

Фото: pixabay.com

В казахстанской банковской среде сегодня стыдно быть нецифровым. Многие знают, что финтехи – это конкуренция банкам и когда-нибудь они заберут большой кусок их пирога. «Но это в будущем, а пока, по данным Citi, на американском рынке цифровые изменения коснулись всего лишь 3% розничной выручки банков», - как-то сказал мне один знакомый финансист. Думаю, что в этом и есть основной риск для банкиров – непризнание новой цифровой реальности. В мире уже достаточно примеров, говорящих нам о наступлении новой цифровой эры.

К примеру, летом 2018 британский банк CYBG купил своего цифрового конкурента Virgin Money за $2,3 млрд, создав объединённый банк – шестой по размеру в Великобритании. «Объединение CYBG и Virgin Money создаст первого реального национального конкурента сложившемуся положению в британском банкинге, предлагая настоящую альтернативу для потребителей и малого бизнеса», - цитируют СМИ генерального директора CYBG Дэвида Даффи. Он также отметил, что слияние уменьшит издержки нового банка на £120 млн в год, а также позволит сократить 1,5 тыс. сотрудников.

Почему при объединении прогнозируется такая экономия и оптимизируется штат? Очень просто – CYBG купил технологии в лице Virgin Money, и ему не нужно теперь много ручного труда.

Сокращения коснутся в основном фронт-офиса, однако многим клиентам всё ещё требуется участие сотрудника банка в некоторых сложных вопросах, как, например, ипотека или private banking. Для решения этих задач британские банкиры пошли по нескольким путям развития. Первые, такие как HSBC, RBS и Barclays – сокращают 400 отделений в Великобритании, а уже известный нам Virgin Money превращает свои отделения в «лаунджи», где можно подзарядить свои гаджеты, отдохнуть и выпить кофе. Их отделения – это цифровая витрина, где клиент может на планшете выбрать себе продукт, тут же получить консультацию от сотрудника банка или самостоятельно поработать в цифровых киосках самообслуживания. Здесь клиенты получают общение, решают свои финансовые задачи, отдыхают. Другими словами, отделения банков социализируют своих клиентов, в отличие от полностью цифровых банков, где все уже можно решить через приложение.

Оптимизация розничной сети позволяет не только повысить лояльность клиента к банку, но и помогает серьезно сэкономить, ведь, по данным Citi, до 65% всех издержек розничного бизнеса приходится на отделения. При этом их функционал ограничен: главное – идентификация клиента, консультации и касса. Весь этот функционал, в том числе работа кол-центра, должны быть автоматизированы, а кассы перенесены в модернизированные банкоматы.

В Казахстане, как уже упоминалось, цифровизация в тренде. Однако всё, что происходит сегодня с казахстанскими банками в плане цифровой повестки – это автоматизация «фронт-офиса» для розничного клиента. Клиент, не выходя из дома, может оплатить счета, перевести деньги, открыть депозит. Инновационно? Да! Однако вся антицифровая магия начинается в «бэк-офисах», куда стекаются заявки от клиентов из онлайн-банка. Там, условно, тысяча человек обрабатывает вручную проводки, приходящие от клиентов через системы дистанционного банковского обслуживания. Вот тут нужна настоящая автоматизация бизнес-процессов.

Полная цифровизация банковского бизнеса ещё не наступила, и о ней можно будет говорить, когда будут радикально изменены подходы в регулировании, внутренней инфраструктуре, капитале банков, риск-системах, антифроде, персональных продуктах, алгоритмической торговле и многом другом.

Банковские отделения в Казахстане однозначно будут меняться: через сокращение или модернизацию – это другой вопрос. Они могут стать или вовлекающими хабами или, наоборот, умными киосками.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить