Когда «Самрук-Казына» начнет работать по стандартам ОЭСР?

15337

Заседание Совета по управлению ФНБ «Самрук-Казына» в начале июня еще раз показало, что работа нацхолдинга еще очень далека от принципов стран ОЭСР по корпоративному управлению для госкомпаний. Хотя еще с 2015 года в холдинге действует кодекс корпоративного управления, который, по мнению руководства фонда, соответствует лучшим международным стандартам

ФОТО: Depositphotos.com/mathias_berlin

Длинная дорога в ряды стран ОЭСР

В декабре 2012 была представлена стратегия «Казахстан-2050». Ее главной целью является вхождение Казахстана в 30 самых развитых стран мира и вступление в ряд стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). После этого во всех своих стратегических документах правительство постоянно ставит перед собой цель в кратчайший срок вступить в ряды этой организации.

В апреле 2015 года правительство утвердило Кодекс корпоративного управления для ФНБ «Самрук-Казына». В то время в прессе руководством фонда говорило следующее.

«Кодекс учитывает последние мировые тренды в области корпоративного управления и наиболее актуальные наработки ОЭСР, в частности, в вопросах повышения эффективности Советов Директоров и их подотчетности акционерам, управления рисками и устойчивого развития. Разработка кодекса велась с участием ОЭСР, менеджмента фонда и компаний и пула независимых директоров группы. Кодекс стал первым документом, разработанным в рамках Программы трансформации».

В октябре 2018 правительство утвердило текущую стратеги ФНБ на 2018-2028. В стратегии делаются похожие заявления. «В целях обеспечения эффективного управления активами, повышения инвестиционной привлекательности и успешного выполнения функции активного инвестора Фонду необходимо продолжить внедрение в самом Фонде и в портфельных компаниях передового опыта корпоративного управления в соответствии с рекомендациями ОЭСР по корпоративному управлению».

Несмотря на такие громкие заявления, пока в ФНБ «Самрук-Казына» очень далек от принципов стран ОЭСР по корпоративному управлению для госкомпаний. В частности, в ОЭСР используют PMR Indicators с целью оценки правительственных мер по развитию конкуренции и предпринимательства, а также с целью контроля негативного вмешательства государства в дела бизнеса и рыночных отношений. Таких индикаторов PMR – 18 штук и практически по всем ним Казахстан очень сильно отстаёт от средних показателей стран ОЭСР (см таблицу после текста).

В этом же индексе PMR, подготовленного в ОЭСР, используется отдельный индикатор корпоративного управления в госкомпаниях (Governance of SOEs). По этому индикатору ФНБ «Самрук-Казына» как главный холдинг, владеющей госкомпаниями в Казахстане, имеет самые худшие показатели из 46 стран в списке, который включает 10 стран, не входящих в ОЭСР. В частности, наша страна набрала 4,65 балов. При этом по всем странам ОЭСР этот индикатор в среднем составляет – 2,13 бала, а по пяти лучшим странам – 1,16.

Наличие совета по управлению ФНБ «Самрук-Казына» нарушает принципы ОЭСР

Руководящие принципы ОЭСР по корпоративному управлению для предприятий с государственным участием (далее принципы ОЭСР) описывают очень четкие правила, некоторые из которых сильно нарушаются в ФНБ «Самрук-Казана».

Прежде всего, в соответствии с принципами ОЭСР, государство должно обеспечить госкомпаниям полную операционную независимость для достижения своих определённых целей и воздержаться от вмешательства в управление предприятиями с государственным участием. Государство должно позволить советам директоров госкомпаний осуществлять свои обязанности и уважать их независимость.

В принципах ОЭСР говорится, что необходимо использовать механизмы, предназначенные для недопущения конфликтов интересов, которые не позволяют совету директоров объективным образом осуществлять свои обязанности, и ограничивающие политическое вмешательство в процесс работы совета директоров.

С точки зрения описанных выше принципов ОЭСР, в феврале этого года произошло знаменательное событие. Премьер министр, возглавлявший совет директоров ФНБ «Самрук-Казына», покинул совет, а вместо него председателем совета стал независимый директор – британец, Джон Дудас. В результате всех изменений, сейчас совет директоров фонда состоит из 7 членов, 4 из которых – независимые директора.

Как было сказано в пресс-релизе «Самрук-Казына», «эти нововведения соответствуют новой стратегии развития фонда, одобренной Елбасы в апреле 2018, а также международным стандартам для компаний с государственным участием, которые предусматривают четкое отделение функций государства, как собственника, от функций регулятора».

После таких кардинальных изменений в совете директоров можно было подумать, что в данном ключевом нацхолдинге наконец-то происходит реальная трансформация в соответствии с принципами ОЭСР. Однако заседание совета по управлению ФНБ «Самрук-Казына» под руководством Елбасы в начале июня показало, что на самом деле в фонде ничего не меняется.

Несмотря на такой продвинутый совет директоров в ФНБ «Самрук-Казана», его независимость от политических решений остается под большим вопросом. Это связано с тем, что в соответствии с принципам ОЭСР, все решения, которые были приняты на заседании совета по управлению ФНБ «Самрук-Казына» в начале июня должны были приниматься в совете директоров. То есть, по факту, так называемый «независимый» совет директоров выступает в роли статиста, выполняющего волю Елбасы и правительства.

Правительство также напрямую вмешивается в финансовую деятельность ФНБ своими постановлениями. Последний пример, это проставление правительства от 21 мая 2020, в котором фонду дается поручение обеспечить финансирование восстановления объектов Туркестанской области, пострадавших от прорыва дамбы в Узбекистане. В постановлении сумма финансирования не указана, но в прессе речь шла о нескольких миллиардах тенге.

Причем правительство делает подобные постановления регулярно. В прошлом году ФНБ по поручению правительства финансировал ассоциацию «Казахстанская федерация футбола», инициативы организации «Назарбаев Университет», восстановление поврежденных социальных объектов в городе Арысь, и так далее.

Здесь идет прямой конфликт интересов правительства с целями и задачами ФНБ «Самрук-Казына». В стратегии развития фонда говорится, что нацхолдинг сосредоточит свое внимание на разрешении вопросов по укреплению финансовой устойчивости, повышению рентабельности и конкурентоспособности портфельных компаний. Спрашивается, о какой финансовой устойчивости и рентабельности фонда может идти речь, если правительство использует его деньги для затыкания дыр в государственном бюджете?

В чем смысл вывода «КазТрансГаза» из «КазМунайГаза»?

На совете Елбасы одобрил предложение о реорганизации «КазМунайГаза» путем отделения «КазТрансГаза» и «КазТрансОйла» и передачи их под прямое управление «Самрук-Казына». По «КазТрансГазу» это будет сделано прямо сейчас, а по «КазТрансОйлу» позже. Как было сказано, за рубежом транспортная инфраструктура по нефти и газу существует отдельно и принадлежит государству как стратегический актив.

Прежде всего можно отметить, что государство не имеет контрольного владения в большей части ключевых трубопроводов по нефти и газу в Казахстане. В холдингах «КазТрансГаз» и в «КазТрансОйл» очень большую долю занимают совместные и ассоциированные компании (владельцы трубопроводов в Казахстане), в которых государство не имеет контрольной доли. Именно благодаря таким компаниям финансовые показатели этих холдингов выглядят более или менее неплохо.

Недавно вышла финансовая отчётность «КазТрансГаз» за 2019. Если из отчётности убрать совместные и ассоциированные компании, то компания станет нерентабельной, что (согласно отчетности) во многом происходит из-за убыточности реализации газа на внутреннем рынке.

Таким образом, вывод холдинга «КазТрансГаз» из «КазМунайГаза» и передача его напрямую в ФНБ «Самрук-Казана» не дает никаких плюсов ни для государства, ни для самого холдинга.

Повторю то, что уже писал ранее по поводу ФНБ «Самрук-Казына». Совместные и ассоциированные компании, где государство не имеет контрольной доли владения, (например, нефтегазовые мегапроекты Казахстана - Тенгиз, Кашаган, Карачаганак или те же самые совместные магистральные и транзитные трубопроводы) нужно однозначно вывести из группы компаний ФНБ «Самрук-Казына» и предать их в отдельное компактное правительственное агентство, поскольку за эффективностью и конкурентоспособностью таких компаний следят сами частные акционеры.

Такая очень важная реформа позволит решить проблемы, когда высокая эффективность частных компаний, где государство не имеет контрольной доли собственности, скрывает глубокую нерентабельность государственных холдингов.

Зачем нужен фонд будущих поколений «Болашак»?

Также на совете по управлению ФНБ «Самрук-Казына» была обсуждена деятельность фонда будущих поколений - «Болашак». Как было сказано этот фонд был создан для диверсификации доходов, в том числе валютных, и для накопления и приумножения национального благосостояния. Активы фонда «Болшака» на сегодня составляют $180 млн и они показали сравнительно неплохую доходность.

С другой стороны, активы ФНБ «Самрук-Казына» на сегодня составляют примерно $66 млрд и трудно понять зачем на таком высоком уровне нужно было обсуждать такую мизерную инвестицию. Более того непонятно зачем ФНБ тратит свои деньги, усилия, и время на фонд «Болашак», если для этих целей у нас существует Нацфонд.

Как я также писал ранее, ФНБ «Самрук-Казына» должен прекратить сравнивать себя с сингапурским Temasek, поскольку деятельность нашего фонда кардинально отличается от сингапурского.

Temasek является инвестиционным холдингом, учрежденным в 1974 году. В первые годы независимости Сингапура Temasek, также как СК, использовался для владения и управления госкомпаниями. Однако, по мере того как правительство Сингапура в ускоренном порядке снижало долю госкомпаний в экономике, роль Temasek коренным образом преобразовалась.

Когда правительство любой страны продает государственные компании в частные руки (приватизация), то обычно деньги поступившие от продажи направляются либо в госбюджет (для финансирования госрасходов), либо в суверенные фонды благосостояния (для будущих поколений или для стабилизации экономики в случае кризиса). Иногда деньги от приватизации отправляются на финансовую поддержку государственных пенсионных фондов.

В Казахстане с 2017 есть правило (которое пока плохо исполняется): средства, поступившие от приватизации в СК, должны поступать в Нацфонд. Это очень хорошее правило, которого не было в Сингапуре. Поэтому Temasek никуда не передавал деньги, полученные от приватизации госкомпаний, а продолжал их инвестировать в качественные инвестиционные проекты в основном за рубежом. На сегодня лишь 26% активов Temasek вложено в сингапурские компании. При этом, в местных инвестициях не так много компаний под государственным контролем.

На сегодня по факту Temasek во многом занимается тем же, чем и наш Нацфонд. Отличие только в том, что по сравнению с Нацфондом Temasek занимается более рискованными инвестициями, чтобы максимизировать акционерную стоимость и получить более высокую доходность на государственные накопления в долгосрочной перспективе.

По своей сути ФНБ «Самрук-Казына» не является суверенным фондом благосостояния или стандартным инвестиционным холдингом. На сегодня он всего лишь холдинг по контролю и управлению государственными компаниями так, как он был изначально задуман в 2006. Более того, часть задач, указанных в законе «О фонде национального благосостояния», напрямую дублирует задачи, которые стоят перед государственным институтом развития - НУХ «Байтерек». Необходимо вернуть изначальный смысл создания ФНБ «Самрук-Казына».

В целом можно отметить, что если правительству правильно выстроить работу с госкомпаниями в соответствии с вышеуказанными принципами ОЭСР, то дорогостоящую головную компанию ФНБ «Самрук-Казына» вполне можно заменить на компактное государственное агентство по управлению государственными коммерческими активами, которое будет частью правительства.

Сравнение общеэкономических индикаторов PMR между Казахстаном и странами ОЭСР

 

Казахстан

Среднее по странам ОЭСР

Среднее по 5 лучшим странам

Суммарный индикатор PMR

2,13

1,40

1,03

 

Два индикатора высокого уровня

 

 

 

Рыночные искажения, вызванные участием государства

2,76

1,65

1,22

Барьеры для отечественных и иностранных участников по входу в рынок

1,49

1,16

0,69

 

Шесть индикаторов среднего уровня

 

 

 

Государственное участие

4,01

2,15

1,35

Государственное вмешательство в бизнес деятельность

1,50

1,29

0,74

Упрощение и оценка государственного регулирования

2,77

1,50

0,83

Административная нагрузка на стартапы (start-ups)

0,56

1,06

0,14

Барьеры в инфраструктурных отраслях и сфере услуг

2,27

1,75

0,96

Барьеры в торговле и инвестициях

1,64

0,67

0,32

 

18 Индикаторов нижнего уровня

 

 

 

Государственное участие

 

 

 

Масштаб госкомпаний

4,54

3,01

1,56

Государственное вмешательство в инфраструктурные отрасли

4,26

2,27

0,75

Прямой контроль

2,59

1,16

0,32

Корпоративное управление в госкомпаниях

4,65

2,13

0,95

Государственное вмешательство в бизнес деятельность

 

 

 

Государственный контроль за ценами

1,59

1,35

0,57

Контрольное и директивное регулирование

0,86

1,18

0,46

Государственные закупки

2,06

1,34

0,41

Упрощение и оценка государственного регулирования

 

 

 

Оценка государственного влияния на конкуренцию

3,00

1,09

0,50

Взаимодействие между заинтересованными группами

3,82

2,51

0,98

Сложность регуляторных процедур

1,50

0,91

0,00

Административная нагрузка на стартапы (start-ups)

 

 

 

Административные требования для ТОО и ИП

0,13

0,62

0,06

Лицензии и разрешения

1,00

1,50

0,00

Барьеры в инфраструктурных отраслях и сфере услуг

 

 

 

Барьеры в сфере услуг

2,26

2,14

0,72

Барьеры в инфраструктурных отраслях

2,28

1,36

0,81

Барьеры в торговле и инвестициях

 

 

 

Барьеры прямым иностранным инвестициям

0,67

0,39

0,05

Тарифные барьеры

1,00

0,16

0,00

Отношение к иностранным поставщикам

2,96

1,15

0,41

Барьеры на пути упрощения процедур торговли

1,93

0,97

0,51

 

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить