Как улучшить управление ЖКХ в Казахстане

6812

Об этом своим мнением с Forbes.kz поделилась Бакытжамал Габдрахимова, аналитик Казахстанского центра государственно-частного партнёрства

Фото: pixabay.com

Жилищно-коммунальная сфера – привлекательная ниша для бизнеса с точки зрения рынка потребления. Клиентов сюда не нужно вовлекать. У жильцов всегда есть пожелания по совершенствованию своей среды. Материалы и коммуникации изнашиваются. Эта область требует постоянного комплексного сервиса. Однако доступ к информации даёт потребителю одно важное преимущество: он всегда хочет большего за меньшие деньги. И видит, как это происходит у других. Поэтому предпринимателю на этом рынке важно держать связь со своей целевой аудиторией, учитывать их пожелания и стараться удержать клиентов. В противном случае легко нанять другого поставщика. А значит, бизнесу приходится быть более гибким, постоянно работать над совершенствованием сервиса и повышать качество услуг.

К сожалению, практика показывает частое противостояние управляющей компании и жильцов. К примеру, владельцы квартир попросили поставить забор. Поставщики установили не такой, который хотелось бы заказчикам, либо не предусмотрели такие важные детали, как перила или горизонтальные планки. В итоге часто звучат нарекания с обеих сторон. И каждая из них по-своему права.

Мировая практика показывает, что эффективным инструментом управления в области ЖКХ остаются механизмы государственно-частного партнёрства. В некоторых странах, таких как Швеция, Франция, Финляндия, государство и частный бизнес эффективно распределили роли в управлении жилищно-коммунальным хозяйством. Понимая, что частное предпринимательство более мотивировано на успешное управление, государство оставляет за собой лишь функцию надзора.

Сегодня, согласно базе проектов ГЧП, в сфере энергетики и ЖКХ заключены 9 проектов. Из них 3 – реализованы в строительстве, модернизации и эксплуатации уличного освещения в городах Атырау, Экибастуз и Павлодар. Ещё 3 проекта реализованы в городе Костанай. Это лизинг специализированной техники по текущему содержанию улиц. По объявленным конкурсам в базе указаны 14 проектов. Ещё 44 планируются к реализации. Такая статистика доказывает актуальность и перспективность работы в этой области.

Ещё один успешный казахстанский пример ГЧП в сфере ЖКХ – внедрение комплексной системы управления твёрдыми бытовыми отходами в городе Алматы. Он не требует финансовых средств из бюджета на строительство мусоросортировочного завода, но государство предоставляет гарантию потребления и выделяет участки. Компания-инвестор организует сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов за плату, компенсируя вложения и получая прибыль. Инвестор, с которым заключён долгосрочный контракт, уже вложил 5,4 млрд тенге. В свою очередь акимат самого большого города страны предоставил землю и подвёл все инженерные коммуникации.

Понятно, что сегодня в сфере ЖКХ накопилось немало проблем, которые не решаются одномоментно. Сети водоснабжения и водоотведения изношены, многие электрические сети остаются бесхозными.

Для решения этих проблем разрабатываются и новые подходы по привлечению инвестиций. В своих посланиях Елбасы Нурсултан Назарбаев не раз подчеркивал, что объекты жилищно-коммунального хозяйства необходимо передавать в управление или в концессию с возможной дальнейшей приватизацией. Широкое распространение такой практики позволит на деле воплотить в жизнь идею Peoplefirst. Кстати, Peoplefirst – лучшая практика, одобренная ЕЭК ООН. Она же и предполагает умение бизнесмена налаживать связь с клиентом и не просто слушать, а действительно слышать своего потребителя.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить