Инъекция минимализма

8904

О торжестве ширпотреба в искусстве

Фото: Андрей Лунин

Коммерция и искусство всегда шли рука об руку. Свежие идеи, пусть не сразу, но всегда находят своего покупателя, вспомним хотя бы Антонио Гауди и его шедевры архитектуры в Барселоне. Редкий ценитель понимал маэстро в свое время, зато сейчас его дома и собор Святого Семейства – главные достопримечательности города.

Для художника важно не стать «обслуживающим персоналом» для обывателя. В противном случае он превращается в ремесленника. «Большинство алматинцев думают, что лучшие картины продаются на «Арбате». Это печально, – считает казахстанский художник и дизайнер Алишер Садыков, работающий в стиле минимализма. – Здесь нет художников, одни ремесленники, которые копируют свои работы по 10 раз. Объединившись в группы, они штампуют то, что хорошо продается: коней, горы, незамысловатые пейзажи. Что ими движет? Инстинкт выживания – а вдруг завтра не будет денег? Я уверен, что художник – свободный человек, он не должен повторяться, следуя вкусу покупателей».

«Послушай, когда ты приходишь к стоматологу, ты не советуешь ему, что нужно делать!» – говорит главный герой книги Фредерика Бегбедера пиарщик Октав Паранго. Почему художники и дизайнеры идут на поводу у заказчика, очарованного аляповатой псевдоклассикой, подсмотренной у соседа, не смея предложить что-то свежее? «Это уже похоже на некую заевшую серию плохого сериала – очередная заказчица интерьера просит оформить свой дом с обязательным золотым камином и колоннами. Она сама не понимает, зачем ей это нужно, важно, что у ее подруги «классика» и хочется, чтобы было все, «как у людей». А как у людей? Казахстанская «классика» – это обычно венецианская штукатурка, бежевые обои, плитка с имитацией мрамора, китайская мозаика в ванной комнате... Я не против классики, она великолепна! Только у нас заказчик постоянно твердит, что хочет оформить интерьер «под классический стиль» и при этом еще сэкономить, – говорит Алишер. – Не должно быть никакой имитации и тем более экономии. Классика есть классика. Это самое дорогое и роскошное направление. Но нет, я сейчас не говорю об отдельном стиле, знаете, сколько их может быть в интерьерах? Авангард, ампир, античность, ар-деко, барокко, рококо, классицизм, готика... А что у нас? Недоделанные ватные интерьеры».  

Фото: Андрей Лунин

Гибнет искусство под железной пятой ширпотреба не только на бытовом уровне, ему нет места и в бизнесе. Алишер рассказал, как ему довелось побывать на презентации, которую проводило всемирно известное английское бюро, специализирующееся на банковском дизайне. Эксперты дали понять, что ни один банк в Казахстане не заслуживает права назвать себя правильно сформированным в плане оформления: филиалы не похожи друг на друга, интерьеры разные, нет общей концепции, которая и без таблички скажет, что это какой-то определенный банк. Много лишних деталей, перегружащих общий фон. 

По мнению Алишера, в современном дизайне необходимо стремиться к простоте. «Когда я стал изучать стили, понял: минимализм – это мое, но не ожидал, насколько сложно работать в этом стиле. К минимализму я пришел в большей степени благодаря школе философии дизайна и известному бренду одежды Mechanical Piano, созданной Айгуль Куандыковой и Нурланом Турехановым, – рассказывает Алишер. – Белый и черный цвета, нежные тона серого, открытый бетон, дерево, в гармоничном сочетании архитектурных форм минимализма и конструктивизма, в правильно созданном свете – все это подчеркивает ясность и выразительность объекта. И не важно, что это: интерьер, пальто, кофейная чашка, архитектурное сооружение или отдельно стоящий диван. Нет ничего лишнего. Творчество – как болезнь: стоит только заболеть, и оно уже не отпустит тебя, проникая вглубь сознания, пропитываясь в душу и становясь частью твоего мира. Не держите это в себе, дарите миру».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить