Независимые театры Казахстана как территория свободы

54799

В Казахстане наблюдается бум театральной индустрии. Речь о независимых театрах, которые сочетают в себе как искусство, так и бизнес в равной степени

Фото: © Алина Багаутдинова

Согласно официальным данным, на 1 января 2023 года в Республике Казахстан действовало 73 театра, из которых 23 – в Алматы, девять – в Астане, шесть – в Шымкенте. Между тем в официальную статистику определенно не входят независимые театры, коих в последние годы появилось достаточно много в разных регионах страны.

Однозначно в этой сфере пальму первенства держит Алматы – как театральная столица Казахстана. Но и в регионах артисты, режиссеры и театралы стремятся показать зрителю не только новое прочтение старого, но и отразить на сцене актуальные проблемы общества под иным углом.

«В целом независимых театров в Казахстане достаточно много, по большей части в Алматы. Я затрудняюсь назвать точную цифру, потому что это такая нестабильная среда. Театры появляются и исчезают. В среднем я бы назвала порядка 40 независимых театральных команд. То есть это театры, у которых есть свои собственные площадки, нет собственных площадок. Это могут быть площадка без труппы и труппа без площадки. Это может быть проектный театр или театр одного проекта, одного спектакля», – рассказывает драматург и театральный обозреватель Ольга Малышева.

При этом эксперт отмечает, что в этом плане в регионах всё достаточно скромно.

Так, в Астане в свое время определенную популярность приобрел независимый театр Айгуль Иманбаевой, на сцене театра «Жастар» действует молодежный театр «Современник». Совсем недавно на базе актерской школы Professional образовался поисково-экспериментальный театр Sintez. Это лишь те проекты, которые на слуху. В целом в Астане есть достаточное количество театральных студий при государственных театрах и творческих объединениях. Аналогичная ситуация складывается и в областях: там, где есть колледжи искусств, почти всегда найдутся и студенческие лаборатории, которые пытаются создавать разнообразные экспериментальные проекты. Но не всегда они себя позиционируют как независимые театры.

Также есть тенденция, когда в регионах при государственных театрах образуются экспериментальные команды, представленные артистами труппы этого театра.

«Подвальный театр «ART-пространство» в Акмолинском областном театре в Кокшетау, экспериментальный проект «Текемет» в Актобе при Театре имени Тахауи Ахтанова. Какое-то время в Петропавловске была такая же театральная лаборатория. Театр «Наскальный КИТ» в Караганде – условно полупрофессиональный театр. Там есть профессиональные педагоги и режиссеры, но артисты, занятые в спектаклях, – это, как правило, выпускники студии либо люди, которым хочется попробовать себя на сцене. На слуху театр перформативных искусств «17» в Шымкенте – молодая театральная команда, которая недавно приняла участие в республиканском фестивале молодых режиссеров. В Темиртау при ТЮЗе есть театральная студия для всех желающих и есть театральные проекты. В Актау у молодой режиссерки Театра имени Жантурина Алии Исаевой есть театральная студия, которая называется «Жас Арт», – перечисляет Ольга Малышева.

Ольга Малышева
Ольга Малышева
Фото: © Юрий Коротецкий

Что касается Алматы, то здесь индустрия независимых театров представлена весьма обильно и многогранно. Это и гражданский театр «ARTиШОК», и сочетающий в себе несколько видов театрального искусства «Тотальный театр», и экспериментальный театр Bunker, расположенный в настоящем бомбоубежище, и пространство художественного минимализма театр «БАТА», и театр историй и движений Interius РазииХасановой… И еще множество групп, трупп, коллективов, пространств, сцен и подмостков.

«Здесь нужно понимать, что с позиции менеджмента и финансирования независимый театр, экспериментальные лаборатории при государственных театрах и сами государственные театры – это абсолютно разные схемы работы. Главное отличие независимого театра от государственного заключается в том, что он существует исключительно на собственные средства, большая часть которых зависит от продажи билетов и зрительского спроса, а также от разнообразных коммерческих проектов. А экспериментальные проекты и лаборатории могут позволить себе снять со своих плеч часть обязанностей, связанных с управлением и финансированием, поскольку, как правило, у них уже есть собственная сцена в государственном театре либо в творческом учебном заведении, плюс есть стабильная зарплата артиста государственного театра», – поясняет театральный обозреватель Ольга Малышева.

Привлекают независимые театры тем, что многие работают в камерном формате, и это более короткая дистанция между зрителем и создателем театрального продукта

В этой индустрии несколько особняком стоит Almaty Theatre – один из последних проектов на театральном пространстве мегаполиса. Но, как отмечает эксперт, Almaty Theatre – это скорее не театр в классическом и привычном понимании этого слова, а площадка для театральных проектов. Almaty Theatre, в принципе, так себя и позиционирует – как территория творчества и многофункциональная площадка, которая, по сути, работает только на аренде или организации гастролей.

Сообщается, что на базе Almaty Theatre функционирует профессио­нальная балетная труппа, предлагающая зрителям по-новому взглянуть на классический балет. В Almaty Theatre можно купить билет на концерт симфонического оркестра, музыкально-хореографические представления с элементами фольклора, сатирические постановки, а также мастер-классы, презентации, тренинги и семинары.

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря и вопреки индустрия независимых театров встала на ноги и создает серьезную конкуренцию государственному сектору в борьбе за зрителя, предлагая им актуальный контент.

Фото: © Алина Багаутдинова

«Привлекают независимые театры тем, что многие работают в камерном формате, и это более короткая дистанция между зрителем и создателем театрального продукта. Это возможность диалога, это возможность почувствовать себя причастным к комьюнити не только зрительскому, а именно к глобальному театральному, – размышляет Ольга Малышева. – Однозначно силен тренд, что у каждого театра собственная аудитория.

Люди ходят на тему, важную, актуальную для общества. Люди ходят на настроение. Причин много. Но главная среди них – возможность почувствовать себя сопричастным к тому искусству, в котором каждый индивидуум персонально заинтересован».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить