Эрнар Курмашев: Кинотеатры в любом случае откроют

8332

Чем живет казахстанский кинематограф в период карантинов и ограничений

Эрнар Курмашев
ФОТО: из личного архива
Эрнар Курмашев

В текущем году Государственный центр поддержки национального кино (ГЦПНК) планирует запустить в производство беспрецедентно большое количество фильмов. О питчинге в реалиях карантина, о лентах, которые снимут казахстанцы, и о тех возможностях, которые открыла пандемия для отечественной киноиндустрии, рассказал заместитель председателя ГЦПНК Эрнар Курмашев.

Эрнар, первый вопрос вызван откровенным удивлением. Пандемия, карантин, ограничения, некоторые из которых не сняты до сих пор, а ГЦПНК удалось не только провести отбор кинопроектов, но и получить одобрение и бюджет на десятки картин. Как?

- Правда, было непросто, но мы это сделали. Начну с того момента, когда я пришел в Госцентр поддержки национального кино. Два месяца назад министром Актоты Раимкуловой и председателем Центра кино Гульнарой Сарсеновой была поставлена приоритетная задача – как можно более оперативно провести межведомственную комиссию. В связи с пандемией условия финансирования сильно изменились, многие бюджеты переходили на следующий год, были вопросы по запущенным и запускаемым проектам, все это нужно было срочно обсудить и согласовать. Мы подготовили материалы по каждому проекту, еще раз обсудили все с экспертным советом, оперативно согласовали с министерством. И собрали межведомственную кинокомиссию.

На МВК 13 проектов, уже запущенных с первого питчинга, сразу получили одобрение. Что же касается еще 42 проектов – победителей второго питчинга – встал серьезный вопрос. Члены МВК заявили, что сейчас новая реальность, в стране беспрецедентный экономический кризис. Настрой был в целом сократить количество запускаемых проектов и урезать производственные бюджеты. Конечно, это стало бы сильным ударом по киноиндустрии, которая и так сейчас переживает сильный кризис. Кинотеатры закрыты, частные проекты заморожены, огромное количество людей остались без работы.

И что произошло с этими проектами? Их заморозили, перенесли?

- К счастью, нет. Понимаете, какая ситуация, во всей сфере культуры в стране прошли сокращения бюджетов. И не только в культуре, но также в спорте, туризме, науке. Некоторые бюджетные программы были сокращены под ноль. Вопрос о том, что часть проектов будут не просто урезаны, а вовсе не реализованы, стоял очень остро. Когда мы с коллегами в ГЦПНК это поняли, попросили членов межведомственной комиссии о компромиссе. Предложили провести переговоры с каждой производственной компанией, попробовать сократить общий бюджет, но сохранить проекты. Нам это удалось, госцентр провел переговоры с каждым производителем, победившим на питчинге, многие пошли навстречу, сократив бюджеты от 5% до 25%. В итоге нам удалось сэкономить 642 млн тенге из общего бюджета.

Вы выбрали очень непростой путь. Чем эти проекты оказались настолько важны?

- Для ответа на этот вопрос я лучше расскажу о процессе отбора. В течение 4 месяцев экспертный совет при Центре кино отсмотрел 223 заявки конкурсантов. Изучив сценарии и другие материалы, эксперты допустили к питчингу 88 проектов. На протяжении недели представители съемочных групп защищали свои работы. Совет пропустил на межведомственную комиссию 58 работ, из которых одобрили для финансирования 42 кинопроекта.

Можете, пожалуйста, рассказать подробнее? Что это за проекты?

- Это и документальное кино, полнометражные и короткометражные художественные фильмы. В этом году финансирование будет предоставлено для 5 дебютных лент, возможно, мы увидим первые работы будущих режиссеров с мировыми именами. Отмечу, что питчинг прошли 4 анимационных фильма, среди которых анимационный сериал «Караван историй». Я уверен, что анимационные проекты имеют хороший экспортный потенциал. Думаю, что на международных рынках будет востребован и исторический документальный детектив «Бату» Рашида Нугманова. Сильный эксперимент, который может стать прорывным в этом жанре. Режиссеры полнометражных проектов сделали упор на теме голодомора и Великой Отечественной войны, представлены проекты, посвященные подвигам наших героев. Линейку исторических картин поддерживает проект «Дос-Мукасан» о легендарном музыкальном коллективе. Из более современных тем, к примеру, проекты Аскара Бисембина «Билет из рая», Аскара Узабаева «Адам и Алма» и «Хирург» Ардака Амиркулова. Также есть проекты, которые будут реализованы совместно с кинематографистами других стран. Копродукция — это всегда хорошо. Это и обмен опытом, и выход на новые рынки.

То есть вам удалось сохранить абсолютно все проекты, прошедшие питчинг?

- И да, и нет. Три проекта нам, к сожалению, пришлось исключить из этого списка. Один проект отменил экспертный совет госцентра в связи со смертью его режиссера. Еще по двум проектам – «Номады XXI века» и «Серикбол Кондыбай. Воин духа», оба, кстати, представляла на питчинге Асия Байгожина, возникли юридические коллизии. Творческая группа изъявила желание заменить юридическое лицо, а так как это нарушает процедуру госзакупки, встал вопрос о легитимности запуска этого проекта. Все процедуры имеют законную основу, и, меняя юридическое лицо, производитель нарушил их. Мы провели переговоры с киностудией «Казахфильм», которая изначально подавала эти заявки, они их отозвали, но мы уже юридически не смогли перезапустить проекты с новой кинокомпанией. Этот вопрос был рассмотрен на межведомственной комиссии, и им рекомендовали принять участие в следующем питчинге. К сожалению, придется пройти весь цикл отбора заново. Кстати, такие же коллизии возникли еще с несколькими производственными компаниями, но они не стали менять юридические лица и остались в рамках закона.

Тем не менее 39 проектов - в настолько сложных экономических реалиях в стране! Как вы сами оцениваете данный результат?

- Безусловно, это большая победа для всего отечественного кинематографа. Это беспрецедентный случай, когда государство запускает такое количество кинопроектов сразу, это большой, очень хороший толчок. Это же и рабочие места в трудные экономические времена, возможность для молодежи показать свой потенциал, старшего поколения – передать бесценный опыт. Не забывайте и об имиджевой составляющей. Уверен, что международные кинофестивали и зрители из других стран по достоинству оценят работы наших кинематографистов.

Получается, что в скором времени у нас будет много нового, интересного и хорошего кино. А кому это все будут показывать? Кинотеатры-то закрыты?

- Кинотеатры в любом случае откроют, а у нас к этому времени появится много собственного контента. Знаете, это очень важно. Карантин ведь не только в Казахстане, крупнейшие мировые студии приостановили съемочный процесс высокобюджетных блокбастеров. Сейчас во всем мире прокатчики рассчитывают, в первую очередь, на контент производства собственной страны. Это ведь шанс, возможность побороться за рынок с зарубежными кинопроизводителями, показать зрителям больше нашего кино, увеличить доверие к собственным фильмам. Прибавим сюда и новую модель финансирования, введенную ГЦПНК, – большая часть прав на ленту остается у производителя. Это в его интересах - сделать качественный продукт, которые не ляжет на пыльную полку, а будет смотрибелен и прибылен. Я вам больше скажу. Никогда такого шанса у наших кинопроизводителей не было, и все складывается как нельзя лучше, отныне – все в их руках.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить