Думать локально и лучше развиваться: пример Пакистана, где население само решает свои проблемы

9169

В октябре 2018 года пакистанские телеканалы рассказали о том, как местные власти в округе Пишин провинции Белуджистан строят небольшую дамбу для борьбы с частыми засухами в этом регионе. Не приняв предложение правительства построить дамбу за 10 млн пакистанский рупий ($71 тыс.), местное население решило построить дамбу самостоятельно всего лишь за 2,1 млн рупий в рамках программы развития сельских районов, финансируемой Евросоюзом

Фото: pixabay.com

Подобные самодостаточные подходы к развитию приносят дивиденды и в других районах Пакистана. В округе Хунза на севере страны уровень грамотности достигает 95% (это самый высокий уровень в Пакистане) благодаря успеху школ под управлением местных сообществ – их число в округе превышает количество государственных школ, отличающихся низким качеством образования. Кроме того, местные власти, копируя опыт программы Orangi Pilot Project на окраинах Карачи, построили систему канализации при технической поддержке одной из НКО, профинансировав 70% всех расходов.

Это не изолированные примеры. Разочарованные плохим качеством или полным отсутствием госуслуг, местные сообщества в Пакистане начинают играть более важную роль в проектах развития. Вовлечение в эти проекты местного населения (при условии широкого распространения подобного опыта) помогло бы снизить нагрузку на государственные финансы и дать возможность стране развиваться более инклюзивым и устойчивым образом.

Идея, что местные сообщества должны играть ключевую роль в инициативах развития, не является новой. Например, в 1993 году на проводившемся ЮНЕСКО в индийском городе Нью-Дели саммите «Образование для всех» подчёркивалось, что образование является обязанностью семей, местных сообществ и НКО, а не только правительств. Но изменения в представлениях о том, как именно местные сообщества могут играть более эффективную роль, происходили очень постепенно на протяжении трёх минувших десятилетий.

В 1980-е и 1990-е годы местные сообщества предпочитали инициативы снизу в вопросах развития и дистанцировались от программ, начатых по указу правительства. В целом этот подход оказался безуспешным из-за возникновения политических трений, а также проблем с масштабированием подобных проектов. Сейчас же, напротив, появился широкий консенсус, что местные сообщества наиболее эффективны, если они координируют свои усилия с хорошо функционирующим правительством, с различными НКО и участниками частного сектора.

В докладе, опубликованном Всемирным банком в 2013 году, Газала Мансури и Виджаендра Рао подчёркивали проблему неспособности гражданского общества нормально работать, когда отсутствует «инфраструктура сотрудничества», основанная на хорошо функционирующих государственных институтах. В том же ключе Бишваприя Саньял из МИТ доказывал, что «развитие требует синергии усилий, предпринимаемых сверху и снизу, а также сотрудничества между правительством, рыночными институтами и НКО, когда используются сравнительные преимущества каждого из этих институтов и минимизируются их сравнительные недостатки». В исследовании Асима Иджаза Хваджа из Гарвардского университета (опубликовано в 2004 году) делался вывод, что привлечение местных сообществ к участию в инфраструктурных проектах значительно улучшало их реализацию при условии, что подобное участие ограничивалось нетехническими аспектами.

Такой подход в духе сотрудничества должен помочь местным сообществам чувствовать себя менее изолированными в проектах развития. Лауреаты Нобелевской премии по экономике Амартия Сен и Элинор Остром говорят в этой связи о развития «социального капитала», позволяющего местному сообществу брать на себя инициативу в тех случаях, когда финансирование или иные формы институциональной помощи исчезают.

Ещё одна образовательная инициатива в Пакистане – программа STRIDE – иллюстрирует, как именно местные сообщества могут играть позитивную роль в развитии. Эта инициатива (изначально она поддерживалась Департаментом международного развития Великобритании, а сейчас её взяли под крыло правительства провинций Пенджаб и Хайбер-Пахтунхва и расширили её действие на новые округа) призвана повысить перспективы более длительного обучения учащихся в школе и их перехода к более высоким ступеням образования.

Данная программа предполагает организацию обучения во вторую смену и обеспечивает транспортом учащихся, которые живут далеко от школы. Крайне важно то, что она пытается улучшить понимание местными сообществами проблемы удержания учащихся и их перехода к более высокому уровню образования, а также стимулирует их вносить свой вклад в устойчивые решения.

Все эти усилия, похоже, приносят пользу. В районе Пирхар округа Музаффаргарх местное сообщество внесло 48 тысяч рупий на покрытие транспортных расходов учащихся, посещающих ближайшую школу STRIDE, а председатель местного совета лично передал повозки-рикши нескольким бедным родственникам, с тем чтобы они могли заработать деньги, занимаясь транспортировкой учеников STRIDE.

В другой школе STRIDE – в округе Сваби – возникла проблема с привлечением учителей к работе во вторую смену, поскольку им приходилось преодолевать большие расстояния по гористой местности. Кроме того, в местном обществе не одобряют, когда женщина приходит домой поздно вечером. Для решения этой проблемы окружной координатор STRIDE, проконсультировавшись сначала с местными гражданами, убедил департамент образования построить дополнительные комнаты в школе для использования в качестве учительского хостела.

Консервативный менталитет во многих районах Пакистана иногда делает почти невозможным поездки в далеко расположенную школу для женщин и девочек. Но, приняв во внимание эту озабоченность граждан, программа STRIDE дала возможность девочкам продолжать своё обучение, не вызывая недовольства.

Дискуссии о развитии в Пакистане значительно продвинулись вперёд за последние 30 лет, при этом местные сообщества начинают играть в нём всё более важную роль. Их участие следует приветствовать и поощрять; более того, оно абсолютно необходимо для того, чтобы гарантировать доступность и устойчивость инициатив в сфере развития.

Зара Кайани, научный сотрудник Института социальных и политических наук (I-SAPS) в Исламабаде, Пакистан

© Project Syndicate 1995-2019 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить