Первые дни Венецианского кинофестиваля: человечество на пороге конца света

64948

Фильмы, представленные в начале фестиваля, словно нарочно сфокусировались на темах уничтожения человечества

Фото: Giorgio Zucchiatti/La Biennale di Venezia

Так заведено, что на международные кинофестивали обычно приезжают редакции самых известных изданий, посвящённых кино и издают специальные ежедневные выпуски. Среди них Variety, Hollywood Reporter, а в случае Венецианского кинофестиваля итальянский киножурнал под названием Ciak Magazine. В этом году его первый фестивальный выпуск вызвал широкий интерес, благодаря заголовку: «В который час конец света?» И действительно, фильмы, представленные в начале фестиваля, словно нарочно сфокусировались на темах уничтожения человечества и на вопросах, связанных с тем, что происходит в умах людей в последние моменты их жизни.

Альберт Эйнштейн считал, что разделение на прошлое, настоящее и будущее – всего лишь иллюзия. Итальянский режиссёр Лилиана Кавани (которую фестиваль в этом году наградил почётной наградой «Золотым Львом» за карьеру) идёт дальше. В своей картине «Порядок времени», снятой по одноимённому произведению Карло Ровелли, она преобразила слова физика, заявив, что время – есть мы и наши эмоции. Мы воспринимаем прошлое через воспоминания, настоящее приходит к нам в виде чувств и опыта, а будущее ощущается через ожидания и надежды.

Фото: Giorgio Zucchiatti/La Biennale di Venezia

В своей картине 90-летняя Кавани описывает события, которые предшествуют предполагаемому концу жизни на Земле, но делает она это в лёгкой, доступной форме. По сюжету, на прибрежной вилле собирается группа друзей, чтобы отпраздновать 50-летие хозяйки дома. Из верных источников приглашённые узнают, что к земле стремительно приближается огромный астероид, который вскоре ударит по нашей планете. После этого открытия, гости словно преображается. В последние часы своей жизни они открывают друг другу сокровенные мечты, делятся запретными чувствами, и просто проводят время вместе.

Среди приглашённых - физик Энрико, который и открыл правду об астероиде, а также любовь его жизни, Паола (сыгранная россиянкой Ксенией Раппопорт), которая гостит здесь со своим мужем. Раскаяния, сожаления, надежды и желания, этот кусочек человечества переживает своего рода апокалипсис в комнатной обстановке. Конец света неумолимо приближается, и зрителю вместе с героями остаётся задуматься над тем, как бы он прожил свои последние часы жизни на Земле. 

Фото: Giorgio Zucchiatti/La Biennale di Venezia

Сюжет картины «Командир» Эдоардо Де Анджелиса, который открыл Венецианский кинофестиваль, основан на реальных событиях. Он поведал историю героя Второй мировой войны, командира Сальваторе Тодаро, который в 1940-м году командовал подводной лодкой «Каппеллини Регия Марина». Однажды командир топит вражеский корабль, но решает спасти двадцать шесть бельгийских моряков, обречённых на смерть. Делает он это несмотря на недостаток припасов, стесненные условия на корабле и постоянную опасность.

Фото: Enrico De Luigi

На войне тема «жизни и смерти» особенно неизбежна, смерть здесь может настигнуть в любую минуту и морякам известно, что они едва ли вернуться домой. Но и в этой картине, в последние минуты своей жизни, люди поступают также: они делятся едой, рассказывают истории, поют песни, а также вспоминают родных и дом. Сальваторе Тодаро не просто командир, он военачальник, который способен предсказывать события. Он считает себя «человеком моря», который – хотя и воет на стороне фашистов - имеет своё достоинство, как и любимая им морская стихия, живущая по своим законам и понятиям о добре, этике, принципах и человечности.

Фото: Enrico De Luigi

К этим же ценностям создатели картины призывают современников. В начале картины, в субтитрах, появляется комментарий о том, что украинский солдат спас жизнь российскому уже в 2023-м году. Получается, что человечность между людьми возможна, даже если большие политики думают иначе. Этот фильм имеет и другое послание. Он словно создан для итальянцев, чтобы те гордились своей идентичностью, своей пастой, своими песнями, а также патриотизмом. Когда в конце миссии вражеский капитан задаёт Торнадо вопрос, почему тот спас врагов. Командир ответил: «Мы сделали это потому, что мы итальянцы». 

Фото: Giorgio Zucchiatti/La Biennale di Venezia

Тему о том, «что значит быть итальянцем», продолжает американец Майкл Манна в своём фильме «Феррари». Согласно версии Манна, быть итальянцем - значит любить быстрые машины и красивых женщин, скорость и гонки. А ещё итальянцы умеют предаться страстям, даже если те стоят им жизни. Главную роль автогонщика, конструктора и создателя легендарного бренда Феррари исполняет Адам Драйвер, почти итальянец. Дело в том, что Драйвер уже почти стал здесь своим, совсем недавно ему довелось воплотить на экране бизнесмена Маурицио Гуччи, внука основателя известного модного бренда в картине «Дом Гуччи». В этот раз он играет автомобильную легенду.

Фото: Giorgio Zucchiatti/La Biennale di Venezia

Несмотря на «водительскую фамилию» Драйвера к дорогим машинам не подпустили, а вот его партнёру – Патрику Демпси, который сыграл одного из гонщиков, довелось проявить свой талант. Дело в том, что Демпси является не только актёром, но и профессиональным автоспортсменом, совладельцем спортивной команды и партнёром марки Porsche.

Фото: Giorgio Zucchiatti/La Biennale di Venezia

Байопик Манна, снятый по бестселлеру Брока Йейтса «Энцо Феррари – человек и машина», не пытается втиснуть всю жизнь легендарного конструктора в какие-нибудь два часа. Он лишь фокусируется на событиях 1957 года. В тот момент у Феррари на ладилось с бизнесом, он нуждался в деньгах, а его компания в инвесторе, фирма производила слишком мало автомобилей и у неё появился конкурент Maserati, побивший рекорд на домашнем треке в Модене. В этом сложный период, личная жизнь Энцо Феррари также пошла под откос. Он расстаётся со своей женой Лаурой (её сыграла Пенелопа Крус), которая также являлась совладелицей бизнеса, а незадолго до этого он потерял любимого сына. «Феррари» также поведал о последнем выпуске легендарной гонки Mille Miglia, которая была запрещена в 1957 году после 30 лет существования. Причиной запрета стала авария гонщика Феррари Альфонсо де Портаго. Манн воспроизвёл это шокирующее происшествие с помощью спецэффектов. Но технологии не снизили степень шока от этой жестокой и кровавой аварии.

Фото: Giorgio Zucchiatti/La Biennale di Venezia

Возможно, к концу фильма зритель поймёт, что фильм этот, собственно, не об автомобилях и автоспорте, он также не о знаменитой марке Феррари, а о психологическом портрете человека, для которого смерть стала его постоянным спутником жизни. 

Отношения чилийца Пабло Ларраина с режимом Пиночета всегда были сложными. Его отец, Эрнан Ларраин, был политиком, возглавлявшим партию «Независимый демократический союз», которая поддерживала диктатора. Режиссёр посвятил годы изучению этого периода истории. В «Тони Манеро» он показал, как жизнь в тоталитарном обществе разрушает людей и доводит их до сумасшествия.

Кадр из фильма

В «Пост Мортем» Ларраин рассказывает о свержении президента Чили Сальвадора Альенде с позиции патологоанатома. Картина «Нет» - описание референдума 1988 года, который положил конец режиму Пиночета. Однако настоящий портрет диктатора Ларраин создаёт именно в своей картине «Граф». По сюжету жизнь Пиночета начинается уже во времена Людовика XVI (кстати прадед диктатора был родом из Франции), когда будущий диктатор звался Клодом Пиношем и начал проявлять повадки вампира. Так, после казни Марии Антуанетты, Пинош похитил её голову с гильотины, попробовав при этом её кровь. После того, как Пинош покидает Францию, он сначала блуждает по Европе, но затем желает перебраться в место поспокойнее, где будет легче вершить бесчинства и выбирает Чили. Здесь он вступает в армию и в ходе государственного переворота в 1973 году, чей 50-летний юбилей эта картина отмечает, стремительно поднимается вверх по лестнице и берет на себя президентские полномочия.

Кадр из фильма

В фильме есть несколько жутких диалогов, где Пиночет и его окружение обсуждают, насколько им нравилось пытать диссидентов и грабить государство. Но вот в его жизни наступает момент пресыщения, и он подделывает свою смерть. Для этой инсценировки требуется не много, вампиру нужно всего лишь на время перестать пить кровь. Что он и делает. Его секрет доверен лишь нескольким близким генерала, среди них жена, их пятеро детей-наследников и верный дворецкий. Пока общество считает Пиночета мёртвым, тот живет в своей усадьбе и вылетает по ночам на охоту. Он летает зловещей чёрной птицей над Сантьяго, подыскивает себе жертв, хладнокровно извлекая сердца из ещё живых тел, готовит в миксере свой коктейль, который и выпивает Ларраин не скупится на кровавые сцены, полные насилия (и всё это во время почти ночного показа в Венеции).

Фото: Giorgio Zucchiatti/La Biennale di Venezia

Режиссёр желает нам сказать, что зло – составляющая часть нашего мира. А Пиночет в нём – не единственный злодей. В его окружении имеются генералы, которые жаждут власти и крови. Дворецкий Пиночета по имени Федор Краснофф, который является российским эмигрантом и бывшим белогвардейцем, посвятил свою жизнь пыткам и убийствам коммунистов. Когда закадровый голос объявляет о кулинарных предпочтениях Пиночета, например, о том, что диктатор предпочитает британскую кровь, режиссер как бы даёт понять, что дух диктаторства универсален и основная проблема заключается в том, что диктаторы бессмертны, в то время как история вечно повторяется. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить