Венецианский кинофестиваль: «последний фильм» Вуди Аллена, байопик о Присцилле, фантазии о Лукашенко

66411

Историк искусства и кино Татьяна Розенштайн передаёт из Италии специально для Forbes.kz

Джон Бернтал и Онжаню Эллис («Происхождение»)
Джон Бернтал и Онжаню Эллис («Происхождение»)
Фото: © Atsushi Nishijima/Courtesy Array Filmworks

Международный Венецианский кинофестиваль подходит к концу. В выходные объявят награды и призеров. Обратимся к кульминационным моментам его программы.

Оскаровские сюжеты

На Венецианском кинофестивале показали два байопика: «Маэстро» Брэдли Купера и «Присциллу» Софии Копполы. У этих проектов много общего. Оба – это зрелищные картины, созданные для массового зрителя. За такие Американская киноакадемия часто вручает «Оскаров». И еще: персонажи обеих картин тесно связаны с музыкой, только эта музыка в фильмах толком не слышна.


Текст содержит частичное описание сюжетов фильмов. Для удобства читателей мы выделили эти фрагменты курсивом


Биографию известного дирижера и композитора Леонарда Бернстайна планировали снять Стивен Спилберг и Мартин Скорсезе. Однако фильм о маэстро создал Брэдли Купер, он же исполнил главную роль, а Спилберг и Скорсезе выступили продюсерами проекта. Для изменения внешности над Купером изрядно поработали визажисты, в том числе приделав ему накладной и почти гротескный «еврейский нос», за что фильм раскритиковали в прессе задолго до его премьеры в Венеции.

Нина, Джейми и Александр Бернстайн
Нина, Джейми и Александр Бернстайн
Фото: © Giorgio Zucchiatti/La Biennale di Venezia

Жизнь композитора показана с момента импровизированного дебюта Бернстайна во главе Нью-Йоркского илармонического оркестра в ноябре 1943 года и до болезни его супруги, Фелиции Монтеалегре, в конце 1970-х. Все эти хаотично рассказанные события обрамлены поздним интервью с композитором, которым начинается и заканчивается фильм.

С самого начала картины становится ясно, что Бернстайн предпочитал общество мужчин и даже, будучи женатым на Монтеалегре, имел романы с мужчинами. Пожалуй, на этих личных связях и отношениях композитора с женой и делается основной акцент в фильме. Хотелось бы задать вопросы Куперу: «Почему в фильме так мало внимания уделяется музыке Леонарда Бернстайна, композитора и исполнителя? Не нужно ли отдать дань его таланту?» Но из-за забастовки голливудских актеров и сценаристов Купер в Венецию не приехал. Дочь же Бернстайна, Джейми, которая присутствовала на премьере в Венеции, была, кажется, удовлетворена проектом и тем, что в его конце почти полностью прозвучала «Месса» ее отца.

Кроме того, в картине также едва упоминается успешная актерская карьера Монтеалегре. В XXI веке Куперу удалось снять удивительно патриархальный фильм, в центре которого любовь и измена мужа, а также образ страдающей из-за измен матери и жены.

София Коппола и Присцилла Пресли
София Коппола и Присцилла Пресли
Фото: © Giorgio Zucchiatti/La Biennale di Venezia

В 2022 году о жизни знаменитого Элвиса Пресли нам рассказал его менеджер в фильме База Лурмана. На этот раз на сцену выходит супруга короля рок-н-ролла Присцилла, и в картине, названной ее именем, речь пойдет о страданиях молодой девушки, влюбленной в культового певца.

Фильм начинается в 1959 году в Германии, где базируются американские войска и проходит службу молодой Пресли. Его песни уже стали хитами, их слушает вся Америка. Будущая супруга Элвиса, Присцилла, тоже приехала в Германию вместе со своим отцом-военным. Как-то в кафе к 14-летней Присцилле подошел незнакомец и пригласил ее на вечеринку, где она встречает Элвиса. Ее юная застенчивость очаровывает 24-летнего юношу. Их платонический роман, основанный на переписке и телефонных звонках, длился несколько лет.

Джейкоб Элорди, Кэйли Спэни, Присцилла Пресли и София Коппола
Джейкоб Элорди, Кэйли Спэни, Присцилла Пресли и София Коппола
Фото: © Giorgio Zucchiatti/La Biennale di Venezia

Затем Присциллу приглашают поселиться в Грейсленде, на вилле Элвиса. Здесь юная героиня живет в томительном ожидании внезапных появления Элвиса дома, а в перерывах посещает католическую школу для девочек. Их брак состоится в 1967 году, но спустя шесть лет последует развод. Кажется, у режиссера Софии Копполы было не слишком много свободы в пересказе этой истории.

Картина основана на биографии Присциллы «Элвис и я» (режиссер постоянно подчеркивала это в беседах с журналистами), более того, бывшая супруга Элвиса взялась за продюсирование картины. На Венецианской премьере она вела себя нарочито сдержанно (или следует сказать – достойно?).

София Коппола
София Коппола
Фото: © Giorgio Zucchiatti/La Biennale di Venezia

Из-за того, что фильм всё-таки не об Элвисе Пресли, мы почти совсем не слышим его музыки. Перед нами постоянно мелькает малютка Присцилла, которая страдает от одиночества и проводит дни в ожидании возлюбленного. Но когда тот оказывается дома, девушку ждет не бурное выражение чувств, а лишь милые беседы и детские игры. София Коппола продолжает в этой картине излюбленную ею тему «взросления». О том же был ее более ранний фильм, посвященный Марии-Антуанетте. А еще как Присцилла, так и Мария-Антуанетта выходят замуж за «королей». Только, кажется, в жизни австрийской принцессы было больше веселья, чем у Присциллы, пусть ей и пришлось заплатить за свои удовольствия слишком высокую цену. По сравнению с этим уход Присциллы от Элвиса под звучный саундтрек «I will always love you» выглядит почти как счастливый конец.

Мужчины и женщины: вчера, сегодня и завтра

Почему и как изменилась возможность выражать свои чувства и эмоции свободно? Этим вопросом задается Бертран Бонелло в своей картине «Предчувствие».

Фото: © Giorgio Zucchiatti/La Biennale di Venezia

Сюжет картины переносится в разные временные периоды, где мужчина и женщина исследуют разные аспекты любви. В начале фильма мы оказываемся в 2044 году, где Габриэль (Леа Сейду) решает очистить свои гены, чтобы избавиться от всех эмоций, которые мешают ей принимать рациональные решения. Для этого она погружается в свои прошлые жизни, чтобы пережить прошлые эмоции. В каждом из своих воспоминаний она встречает свою большую любовь – Луи (Джордж МакКей). Как только Габриэль пытается раскрыться и выразить свои чувства к Луи, она ощущает страх, предчувствие того, что произойдет что-то катастрофическое. И каждый раз, когда она пытается его принять, девушка сталкивается с чудовищем, которое вызывает у нее ужас.

Леа Сейду и Джордж МакКей («Предчувствие»)
Леа Сейду и Джордж МакКей («Предчувствие»)
Фото: © Carole Bethuel

Бонелло исследует отношения этих двоих в трех разных временных эпохах. В 1910 году, в Париже, когда мир стоял перед угрозой Первой мировой войны, и город был затоплен. Здесь Габриэль изображена как известная пианистка и счастливая жена до тех пор, пока она не встречает Луи на одном из балов, и тот рассказывает ей, что это их далеко не первая встреча. В 2014 году в Лос-Анджелесе Габриель становится начинающей моделью и актрисой, а Луи – женоненавистником и маньяком, который преследует ее. В 2044 году, когда люди находятся в гораздо более частом контакте с роботами, чем между собой, и Габриэль встречает Луи в лаборатории, куда тот тоже приходит для очистки генов.

Бонелло исследует динамику между мужчиной и женщиной, когда чувства со временем атрофируются, и это беспокоит режиссера. Он говорит: «В 1910 году люди выражали свои чувства. В 2014 году, незадолго до MeToo, чувства начали подавляться, и, наконец, в 2044 году полностью исчезли».

Джордж МакКей и Леа Сейду («Предчувствие»)
Джордж МакКей и Леа Сейду («Предчувствие»)
Фото: © Carole Bethuel

Во всех временных периодах фильма присутствует образ куклы. Вначале муж Габриэль владеет игрушечной фабрикой, во втором эпизоде, в доме, где живет девушка, имеется автоматическая кукла, а в будущем главная героиня сама похожа на куклу. Эта метафорическая кукла проходит путь, противоположный пути главной героини. В 1910 году она была сломанной и неподвижной, в 2014 году оживает, в 2044 году становится человеком, лишенным способности испытывать настоящие чувства. В фильме также затрагивается тема гендерного насилия, когда в периоде 2014 года, где Луис, неспособный принять неудачи в любви, становится преступником. Фильм является вольной адаптацией романа Генри Джеймса «Зверь в джунглях», в котором центральной темой является страх перед любовью.

Беше, Мэнзи Тио, Вуди Аллен и Сун-и Превен
Беше, Мэнзи Тио, Вуди Аллен и Сун-и Превен
Фото: © Giorgio Zucchiatti/La Biennale di Venezia

Действие новой картины Вуди Аллена «Великая ирония» (Coup de chance) разворачивается в VIII округе Парижа, модном районе города.

Мы знакомимся с молодой привлекательной парой, Фанни (Лу де Лааж) и Аленом (Нильса Шнайдера), бывшими одноклассниками из гимназии. Спустя много лет они неожиданно встречаются на улицах Парижа. Ален стал писателем, сохраняя свою романтическую натуру и напоминая Фанни о ее богемной и творческой молодости. В то время как Фанни работает в аукционном доме и вышла замуж за богатого финансиста Жана (Мельвиль Пупо), Жан – хладнокровный индивидуалист, окруживший себя богатыми и пустыми друзьями. Его интересы включают выезды на охоту за оленями и игры с его антикварной железной дорогой. Фанни решает встретиться с Аланом снова, и их встречи перерастают в глубокое чувство. Женщина осознает, что, может быть, сделала неправильный выбор и что у нее более сильное влечение к творческому Алену, нежели к примитивно-материалистическому супругу. По мере развития любви между Фанни и Аленом одержимость Жана его женой усиливается, и он начинает подозревать что-то неладное. В итоге он нанимает частного детектива, узнает об измене жены и решает устранить соперника любыми средствами, даже если для этого придется совершить убийство.

Мельвиль Пупо и Лу де Лааж («Великая ирония»)
Мельвиль Пупо и Лу де Лааж («Великая ирония»)

Вуди Аллен уже объявил своим поклонникам, что его 50-й фильм, вероятно, станет последним. Это не из-за недостатка идей – их у него предостаточно. Просто с возрастом ему надоело искать финансирование для своих проектов: «Мир становится всё более уродливым и глупым. Мне удалось снять эту картину благодаря счастливому стечению обстоятельств. Я познакомился с французами, которые до сих пор верят в просвещение, буржуазию и справедливость (не в твиттеровском смысле). Я всегда мечтал родиться во Франции и стать французским режиссером вроде Годара и Трюффо. Но я родился в Нью-Йорке и воспользовался случаем, который предоставила мне судьба», – сказал режиссер журналистам после показа своей картины.

Вуди Аллен
Вуди Аллен
Фото: © Giorgio Zucchiatti/La Biennale di Venezia

Стала ли «Великая ирония» шедевром? Может быть, и нет, но это не так важно. Эта картина – типичное и хорошо сделанное произведение Вуди Аллена, в котором он умело сочетает все необходимые элементы создания качественного кино: интересные сюжетные линии, мастерскую постановку, отличные съемки, музыкальный саундтрек, включая известную джазовую композицию Cantaloupe Island Хёрби Хэнкока. Главное – останавливается в нужный момент. В наш век редко создаются фильмы продолжительностью в полтора часа.

Вуди Аллен
Вуди Аллен
Фото: © Giorgio Zucchiatti/La Biennale di Venezia

Во время премьеры картины Аллена возле фестивального дворца произошла небольшая демонстрация сторонников MeToo, которые выкрикивали лозунги «Против насилия!» и «Против патриархата». На пресс-конференции Аллен ясно заявил, что он «никогда не нарушал прав ни одной своей актрисы». Однако люди, выкрикивающие лозунги, возможно, не слышали его объяснений. Возможно, они и с творчеством его толком не знакомы.

Немного о политике

В 2021 году белорусский президент Александр Лукашенко привлек в страну беженцев с Ближнего Востока и Африки, предложив им белорусские визы, чтобы затем направить к границе со странами Евросоюза, в частности к Польше.

Так начинается фильм польского режиссера Агнешки Холланд «Зеленая граница».

Агнешка Холланд
Агнешка Холланд
Фото: © Giorgio Zucchiatti/La Biennale di Venezia

Польша обвинила Лукашенко в использовании беженцев в качестве гибридного оружия для дестабилизации всего региона. Их насильно перегоняли из Белоруссии в Польшу и обратно. Многие из людей погибли во время этих событий, другие застряли в зоне между двумя границами, в так называемой «ничейной земле», где им не оказывалась ни гуманитарная, ни медицинская помощь. По данным гуманитарных работников, в этой приграничной зоне погибли сотни людей. Кроме этого, в фильме также показано, как пересекаются судьбы гуманитарных активистов, молодого польского пограничника и одной сирийской семьи.

В период военных действий в Украине Холланд выразила обеспокоенность усилением ультраправых политиков и популистов в европейских странах. На пресс-конференции в Венеции она сказала: «Европа уничтожит себя, если так бесчеловечно будет обращаться с людьми. Проблема миграции с каждым годом будет расти, и это большой вызов, с которым еще придется столкнуться Европе. Если мы продолжим обходиться с мигрантами таким образом, мы разрушим цивилизованную Европу». На неоднократные вопросы журналистом о том, почему в обращении с мигрантами в европейских странах делается различие, то есть почему украинским беженцам оказывается другой прием, чем беженцам из Африки и Ближнего Востока, Холланд отвечать отказалась.

Ава Дюверней
Ава Дюверней
Фото: © Giorgio Zucchiatti/La Biennale di Venezia

В фильме «Происхождение» (Origin) Авы Дюверней отражаются идеи пулитцеровской лауреатки Изабель Уилкерсон, которая интерпретирует понятие «расизм» особым образом. Она не отрицает существования расизма, но считает, что это определение не в полной мере описывает неравенство людей и угнетение одних другими. Фильм разбирает примеры, такие как Холокост, где немецкие фашисты истребляли евреев, хотя у тех и других не было разницы в цвете кожи. А система каст в Индии была создана одной нацией, но она схожа с насильственными формами дискриминации как во времена Холокоста, так и во время рабства в южных Штатах Америки. Эти примеры показывают, что расизм может проявляться в разных формах и не всегда ограничивается только цветом кожи.

Драматическая адаптация произведения Уилкерсон «Каста: истоки неравенства в XXI веке», возможно, сделана слишком условно: здесь много растянутых кадров, фиксирующихся на страдальческих лицах, например, на индийских далитах, плавающих в чужих фекалиях. Эпилог также может показаться излишне продолжительным, а голос главной героини, подводящий итог своим исследованиям звучит почти пророчески. Однако центральная идея о том, что угнетение людей не ограничивается исключительно расовыми или национальными признаками, и что природа зла и насилия гораздо более сложная, является глубокой и заслуживающей внимания. Но для этого лучше прочитать книгу.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить