Модный, стильный, иммерсивный - «Бой»

5853

2021 год заканчивается, но его репутацию еще можно спасти, если успеть на самое яркое культурное событие – иммерсивный спектакль о выборе «Бой», который ставит в Алматы прославленный бельгийский режиссер Александр Девриндт

В середине декабря 2021 продюсерская компания RunBabyRun представит публике спектакль Fight Night («Бой»). С самого первого показа «Бой» зарекомендовал себя событием международного масштаба: получил Гран-при на театральном фестивале «Фриндж» в Эдинбурге, а затем с огромным успехом прошел на подмостках Лондона, Гонконга, Цюриха, Берлина, был включен в основную программу фестиваля в Авиньоне, стал предметом публикаций в The Independent, Chicago Tribune, Financial Times и других крупнейших международных изданиях.

ФОТО: © Yvon Poncelet

Бельгийская труппа Ontroerent Goed играет этот спектакль на английском и французском, под оригинальным названием Fight Night. А постановка в Алматы, где будут задействованы местные актеры, получила краткое и дерзкое название «Бой», которое, вполне возможно, скоро станет театральным синонимом «Игры в кальмара» - настолько это шоу модно, актуально и… противоречиво.

ФОТО: © Yvon Poncelet

Начнем с того, что на сцене, оформленной как боксерский ринг, происходят выборы. Хорошо знакомый каждому и зачастую достаточно неприглядный процесс. Но режиссер-интеллектуал Александр Девриндт недаром говорит, что он «препарирует большие идеи современности так, чтобы не заскучал его 14-летний младший брат». Публика весело смеется, пока на сцене происходит безжалостное разоблачение демократической сказки о том, что большинство выбирает достойнейшего. Пять кандидатов, пять раундов голосования – и каждый еще до начала спектакля догадывается, что победителем может стать… кто угодно. Но какими бы ни были догадки, финал обескураживает всех.

Спектакль пройдёт при поддержке Halyk Bank, международной платежной системы Mastercard, компании 1xBet и при участии страховой компании «Коммеск-Өмір».

ФОТО: © Yvon Poncelet

Вторая интересная черта – это многослойность действа. Если в России и США этот спектакль Ontroerent Goed чаще всего связывают именно с политикой, в других странах он ассоциируется с проблемой выбора вообще – и становится поводом для переосмысления повседневных действий и мелких решений, которые люди зачастую совершают машинально, почти не задумываясь.

ФОТО: © Yvon Poncelet

Наконец, третий момент, который обеспечивает спектаклю «Бой» живой нерв и полное вовлечение, – это непосредственное участие в нем зрителей. Перед началом спектакля каждый получает в руки пульт для голосования и на всем протяжении действа нажимает кнопки, совершая один выбор за другим. Казалось бы, отдельный голос – такая мелочь. Но, поучаствовав в шоу, начинаешь буквально кожей чувствовать, что каждый шаг имеет последствия. Красная таблетка или синяя? Участие или неучастие? Вместе со всеми или сам по себе? И кто несет ответственность за выбор – или даже за отказ выбирать?

В течение одного театрального вечера зритель «Боя» отвечает на множество обычных и очень неожиданных вопросов. Среди них есть и такие, которые не принято озвучивать в современном насквозь толерантном обществе. В спектакле предусмотрено более 200 развилок сюжета, в зависимости от результатов голосования в каждом раунде. Это значит, что в одном и том же зале в течение всех запланированных показов не будет двух «Боев», в точности похожих друг на друга.

Иммерсивный театр – пожалуй, самый сложный и точно самый новый вид драматического искусства, который оформился в самостоятельное направление в США в начале XXI века. В Казахстан он впервые пришел в 2019 году, когда в Алматы и Нур-Султане с большим успехом прошла бельгийская постановка £¥€$ («Ложь»), спродюсированная той же компанией RunBabyRun. Иммерсивные спектакли являются пространством эксперимента, и делают их совершенно по-разному: зрителей заставляют ходить или, наоборот, привязывают к креслу, завязывают глаза и кормят, распыляют в зале ароматы и пугают внезапными звуками. Иногда для такой постановки могут целиком перестроить внутреннее пространство классического театра, а иногда участников даже гоняют по городу, заставляя смотреть в определенную сторону, шагать в ногу, танцевать или петь.

На этом фоне «Бой» стоит особняком – и успешно собирает призы и хвалебные рецензии прессы. Здесь минимум антуража и обманчиво просто построенное действо глубоко погружают зрителей в их внутренний мир, высвечивая, словно прожектором, качества личности и общества, которые мы не успеваем замечать в обыденной жизни. Это настоящая иммерсивность – та, которая превращает поход в театр в незабываемый жизненный опыт. И конечно, в повод для разговоров с теми, кому посчастливилось успеть на «Бой» – и с теми, кто упустил такую возможность. Билеты на премьерные показы спектакля пока в продаже.

Премьерные показы всего 2 дня. Подробности и билеты здесь.

Наталия Гребенюк

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить