Кто будет отчислять деньги в Фонд медстрахования РК

В Казахстане не понаслышке знают, что ошибки государства в экономическом управлении обходятся дорого, особенно населению

Фото: ©Depositphotos.com/pio3

За примерами ошибочных действий государства далеко ходить не надо – достаточно вспомнить историю создания ЕНПФ. Вначале разогнали независимые НПФ, создали единый фонд, попользовались средствами, теперь пытаются вернуть управление в частные руки. В итоге невозможно понять инвестиционную политику, которая перестраивается из года в год.

Мы недаром вспомнили ЕНПФ, потому что параллелей между ним и вновь создаваемым Фондом обязательного социального медицинского страхования немало. Однако – по порядку.

Фонд, которого нет

Старшее поколение помнит, что еще в 1995 была инициатива реформировать структуру здравоохранения Казахстана по примеру западных стран, в связи с чем был создан Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).

Forbes Kazakhstan решил перелистать законодательные акты того времени и выяснить, сколько средств было направлено в фонд за время его активной работы – с 1996 по 1998. Следуя документам, ФОМС пополнялся из двух основных источников: первый – государственные взносы за неработающее население, второй – взносы юридических лиц и лиц, занимающихся предпринимательством.

Согласно информации Комитета по статистике МНЭ РК, на третий квартал 2015 в Казахстане было 8634 тыс. занятого населения, из которых 6294 тыс. человек – наемные работники, 2339 тыс. – самостоятельно занятые. При этом из самозанятых 295 тыс. человек – работодатели, остальные 1415 тыс. – индивидуальные предприниматели.

Поступления из бюджета в среднем составляли 60%, остальные 40% вносили частники. В результате доходная часть фонда аккумулировала весьма существенные на тот момент суммы: в 1996 – 23,2 млрд тенге (около $345,6 млн), в 1997 – почти 40 млрд тенге ($516,7 млн), в 1998 – 35,6 млрд тенге ($454,4 млн). Если для большей наглядности вывести долю бюджета ФОМС от расходной части государственного бюджета РК, то получится 12, 17 и 12,6% соответственно. То есть в среднем за три года – 13,9%. Спроецировав 13,9% на государственный бюджет за 2016, получим внушительную сумму – почти 980 млрд тенге, или $2,7 млрд (по курсу 357,71/$1).

Казалось бы, при таком серьезном финансировании система медстрахования давно должна была войти в повседневную жизнь казахстанцев. Тем не менее этого не случилось – глава ФОМС Талапкер Иманбаев после обвинений в хищении средств фонда в размере 906 млн тенге в середине 1998 бежал из страны, а сам институт, недолго думая, упразднили.

Спустя более чем 18 лет сложно сказать, по чьей вине провалилась инициатива, так как стороны в лице властей Казахстана и экс-менеджмента ФОМС возложили ответственность друг на друга (к слову, в 2014 ныне проживающий в США Иманбаев дал эксклюзивное интервью Forbes.kz, в котором отверг все обвинения в свой адрес). Так или иначе, итог у этой истории вышел неприглядный, дискредитировав саму идею обязательного медицинского страхования.

Попытка номер два

Тем не менее в ноябре 2015 правительство представило новый законопроект об обязательном медицинском страховании. При этом, как рассказал месяцем ранее в интервью Forbes Kazakhstan председатель правления НСК Жаркын Альжанов, мнения профессиональных игроков страхового рынка при создании документа были проигнорированы.

Суть обновленного закона изменилась не сильно – государство намерено снизить расходы на здравоохранение за счет средств частных лиц. Как прокомментировал председатель совета директоров СК «Сентрас Капитал» Ельдар Абдразаков, «болезни всего населения оплатит его работающая часть».

Такого же мнения придерживается председатель совета директоров АО «Интертич» Сауле Джундубаева: «В рамках представленного проекта главным принципом обязательного медицинского страхования является солидарная ответственность за здоровье граждан со стороны государства, работодателей и работников. Взносы работников начнутся с 2019: сначала 1%, а уже в 2020 – 2% от дохода. Взносы работодателей составят 2% от дохода работника в 2017, 3% – в 2018, 4% – в 2019, 5% – в 2020».

При этом государство обязалось осуществлять взносы за социально уязвимые слои населения, где размер ставки также будет поэтапно повышаться. В 2017 – 4% от среднемесячной заработной платы, с 2018 – 5%, с 2023 – 6%, с 2024 – 7%.

В итоге, по предварительным расчетам Министерства здравоохранения и социального развития, суммарные поступления в фонд в 2017 составят 375 млрд тенге, в 2018 – 836 млрд тенге, в 2019 – 986 млрд тенге, в 2020 – 1138 млрд тенге.

Как отметили в министерстве, в 2017 государство будет вносить взносы в ФОМС за более чем 9 млн человек. В среднем за каждого неработающего казахстанца сумма взноса составит 4,5 тыс. тенге в месяц. В последующие годы она будет зависеть от размера среднемесячной заработной платы в Казахстане.
Таким образом, получается, что в период 2017–2020 государство внесет две трети суммы взносов, работодатели и работники – одну треть.

Лебедь, рак и щука

Остается лишь догадываться о намерениях властей в плане инвестирования средств будущего ФОМС. Согласно закону (частично вступающему в силу с 1 марта 2016, а что касается начала отчисления взносов – с 1 июля 2017), управляющим активами фонда, как и в случае с ЕНПФ, будет Нацбанк. При этом на состоявшемся в феврале заседании правительства главный банкир ­­Данияр Акишев заявил, что рассматриваются различные варианты того, как наиболее эффективно обеспечить избавление регулятора от несвойственных ему функций. Речь идет об управлении ЕНПФ, а заодно и Фондом проблемных активов. Получается довольно интересный процесс: с одной стороны, государство «сбрасывает» с плеч Нацбанка освоенный на оздоровление финансовой системы ЕНПФ и плохие активы, а с другой – вверяет ему средства вновь образованного ФОМС.

Как сообщили Forbes Kazakhstan в Нацбанке, в данный момент совместно с Министерством здравоохранения и другими государственными органами разрабатывается проект постановления правительства «Об определении перечня финансовых инструментов для инвестирования активов фонда социального медицинского страхования».

На вопрос, будет ли инвестиционная стратегия ФОМС приближена к стратегии ЕНПФ, в Нацбанке ответили, что, «учитывая схожесть структуры обязательств, а также необходимость обеспечения сохранности социальных медицинских отчислений, инвестиционная стратегия фонда будет приближена к инвестиционной стратегии АО «Государственный фонд социального страхования».

Мы обратились к отчетности АО «Государственный фонд социального страхования» за 2014 (последний отчет, опубликованный на Dfo.kz), в котором содержится информация о размещении его активов. Практически все средства фонда вложены в ГЦБ – 97,5%. Еще 2% инвестированы в депозиты в Нацбанке и 0,5% – в бумаги Казахстанской ипотечной компании. Активов, хеджирующих валютные риски, нет, не говоря уже о других рисках.

Остается уповать, что в будущем тенге не упадет в несколько раз и средства ФОМС не обесценятся, как это произошло с ЕНПФ и другими государственными фондами.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
 

Статистика

8750
просмотров