Бахмутова: Все средства Фонда медстрахования будут лежать в Нацбанке

С 1 июля нынешнего года в Казахстане начинает работать система государственного обязательного медицинского страхования. Новым принципом системы стала солидарная ответственность государства, работодателей и граждан за здоровье населения страны – платить теперь придется всем

Елена Бахмутова.
Фото: Архив пресс-службы
Елена Бахмутова.

Ранее был принят соответствующий закон, в котором определялись размеры взносов в Фонд социального медицинского страхования, который в конце прошлого года возглавила Елена Бахмутова. Речь идет о проекте закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам здравоохранения», предусматривающий поправки в 6 кодексов и 16 законов, в том числе в Закон «Об обязательном медицинском страховании». Законопроект рассматривался в Комитете по социально-культурному развитию мажилиса, в настоящее время он внесен в парламент для работы, и, планируется, что на рассмотрение мажилиса будет вынесен в апреле, а сената – в апреле-мае 2017.

О том, как изменится система обязательного социального медицинского страхования (ОСМС)  рассказывает Forbes.kz председатель правления некоммерческого акционерного общества «Фонд социального медицинского страхования» (ФСМС) Елена Бахмутова.

F: Елена Леонидовна, расскажите о новых правилах, которые ожидают рынок медицинского страхования в ближайшем будущем.

- С 1 июля этого года вступает в действие закон об обязательном медицинском страховании в части уплаты страховых взносов, которые с этого периода начинают платить работодатели и индивидуальные предприниматели. С 1 января 2018 к ним подключатся государство и неактивное население, а с 1 января 2019 будут платить сами наемные работники.

В настоящее время внесен проект закона с очередными поправками, где основным изменением является снижение ставок по уплате взносов. Это стало результатом компромисса при рассмотрении предыдущих поправок, так как бизнес до этого говорил, что нагрузка на работодателей высока, и нужно подождать, пока экономика не стабилизируется. Поэтому было предложено начать изменения с очень небольших ставок, а потом повышать их постепенно до 2022 года. Сейчас в проекте закона ставки существенно ниже, чем в действующем законе.

F: Как будут рассчитываться ставки?

- С 1 июля работодатели будут платить отчисления за работников в размере 1% от их заработной платы. Сумма отчислений ограничена потолком в размере 15-кратной минимальной заработной платы. Далее нагрузка на работодателя будет постепенно увеличиваться, и к 2022 она достигнет цифры в 3%.

Начиная с 1 января 2019 взносы будут удерживаться и у самого работника в размере 1% от зарплаты, а в 2020 – в размере 2%. Таким образом, в совокупности к 2022 году работодатель и работник будут уплачивать 5% от заработной платы.

С 1 июля текущего года также начинают выплачивать взносы индивидуальные предприниматели, для которых условия по проекту закона изменились. Установлена стандартная ставка вне зависимости от дохода предпринимателя в размере 5%, объектами исчисления являются две минимальные заработные платы.

С 1 января 2018 государство начинает платить за 14 категорий льготников, к которым относятся дети, пенсионеры, инвалиды, неработающие беременные женщины, женщины, ухаживающие за ребенком-инвалидом до 18 и за ребенком до 3 лет, неработающие оралманы, осужденные, безработные, студенты и выпускники университетов, которые в течение трех месяцев находятся в поисках работы. Таких людей в стране насчитывается почти 10 млн. Ставка будет составлять 3,75% от среднемесячной заработной платы по стране за 2016.

F: Есть ли прогнозы по поступлениям взносов в фонд?

- Сегодня государство финансирует здравоохранение полностью из бюджета, и эта сумма равна 918 млрд тенге. В 2018 взносы при новой системе будут составлять 588 млрд за льготные категории населения, ставка в 3,75% является стартовой. Ожидается, что к 2022 размер вырастет не менее чем до 4%, но не более 5%. Конкретная цифра будет определяться в законе о республиканском бюджете в соответствующем году.

Сумма обязательных страховых взносов для так называемых неактивных экономически граждан будет равна примерно 1414 тенге в месяц. Естественно, трудно ожидать, что все эти люди дружно подключатся к системе, поэтому установлены переходные положения. Во-первых, за каждым застрахованным сохраняется право получать медицинскую помощь в течение трех месяцев после того, как взносы перестанут поступать. Во-вторых, до 1 января 2020 будет существовать переходный период, и за незастрахованных граждан государство планирует компенсировать расходы в рамках существующего сегодня пакета гарантированной медицинской помощи. Эти люди будут иметь право на получение амбулаторно-поликлинической и экстренной помощи. Данный период нужен для того, чтобы, в первую очередь, вовлечь неактивных граждан.

F: Для чего внедряется система ОСМС?

- Основной принцип всей системы – солидарность между государством, работодателем и гражданами. У нас в стране сейчас во всех сферах внедряются международные стандарты. Начали мы с международной финансовой отчетности, затем стали внедрять стандарты ОЭСР. Так вот, во многих странах ОЭСР развито медицинское страхование, предполагающее всеобщий охват. Мир еще не придумал другой формы вовлечения людей в заботу о собственном здоровье. Когда платит государство, у граждан зачастую складывается впечатление, что такая помощь существует для «бедных» и является некачественной. Успешные обеспеченные люди хотят лечиться в частных клиниках, в том числе и через добровольное медицинское страхование, потому что оно, по их мнению, по определению лучше. Хотя, на самом деле, если задуматься, никто не может быть застрахован от того, что в один момент его жизнь не окажется в руках ближайшего врача из государственной больницы.

F: Опишите, пожалуйста, весь круговорот денег. Куда они поступают и как возвращаются в систему?

- К примеру, государство платит за льготников, деньги эти идут через казначейство Министерства финансов и далее поступают через государственную корпорацию «Правительство для граждан». Похожая схема сегодня уже применяется для сбора пенсионных взносов и взносов в систему социального страхования. Затем госкорпорация вместе со списками застрахованных перечисляет деньги на счет активов Фонда соцстрахования в Национальном банке. Работодатели, индивидуальные предприниматели и неактивное население через банки второго уровня тоже перечисляют деньги через госкорпорацию. Все это аккумулируется и передаётся в Национальный банк на счет активов фонда. Параллельно Комитет государственных доходов по закону администрирует взносы, чтобы налагать санкции, штрафы и арестовывать счета за неуплату взносов.

Нацбанк в данном случае выполняет функцию обычного банка для того, чтобы обеспечить сохранность взносов и отчислений граждан, государства и работодателей. Ни на какие иные услуги, кроме медицинских, деньги тратиться не могут. Что касается самого содержания фонда, то он будет работать по смете за счет комиссионного вознаграждения от активов. Такие средства будут храниться в коммерческом банке и расходоваться под контролем совета директоров фонда. Активы фонда будут направляться на оплату оказанных медицинских услуг в соответствии с договорами с поставщиками фонда – поликлиниками и больницами.

Схема сбора взносов и отчислений (по данным ФСМС)

F: Получается, что до этого сумма затрат на медицину из бюджета составляла 918 млрд тенге, а будет равна 706 млрд тенге …

- Речь идет о пакете медицинского страхования. Есть еще и пакет гарантированного объема медицинской помощи (ГОБМП) для лечения социально значимых заболеваний, скорой помощи, который будет доступен всему населению Казахстана и финансироваться из республиканского бюджета. Деньги будут переданы в виде трансфертов через казначейство Минфина для администрирования фондом. Если деньги не потрачены за год, они подлежат возврату в бюджет.

Фонду поручено выполнять функции единого плательщика в рамках ОСМС и ГОБМП для того, чтобы одна и та же медицинская организация не жила по разным правилам. Больница может оказывать услуги и по гарантированному объему медпомощи, и по пакету обязательного медицинского страхования, поэтому важно обеспечить единообразие требований и тарифов.

До сих пор медицинские услуги финансировалась из разных бюджетов: что-то из местных, что-то из республиканского. Это создало исторические региональные дисбалансы по доступности медпомощи. Новая система финансирования позволит устранить эту проблему, а также усовершенствовать тарифы и обеспечить единый страховой пакет медуслуг для всего населения.

Подробности по этой теме читайте в майском номере журнала Forbes Kazakhstan.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторах

Александр Воротилов, заместитель главного редактора Forbes Kazakhstan

Айша Еркебулан, журналист Forbes Kazakhstan

 

Статистика

29646
просмотров
 
 
Загрузка...