5 шагов на пути совершенствования реформы страховой медицины

Существует 5 областей, изменения в которых позволят сохранить охват населения и интеграцию медицинской помощи, сделать переходный период от бюджетного финансирования здравоохранения к страховой модели более мягким и последовательным, повысить гибкость и компактность Фонда социального медицинского страхования, обеспечить осознанность целей и прозрачность реформы, наладить диалог с обществом и создать условия для развития альтернатив

Фото: © Depositphotos.com/SectoR_2010

1. Пакет гарантий и самозанятые. Потенциальный источник проблем – тот факт, что маршрут незастрахованного пациента разорван между двумя пакетами (ГОБМП и страховой). Это порождает препятствия для интеграции медицинской помощи. Вторая сторона вопроса – наличие потенциально незастрахованных, страдает принцип всеобщего охвата населения. Решение: возможно осуществить два изменения в пакетах, снимающие оба вопроса – это гарантии плановой стационарной помощи и, возможно, полного пакета амбулаторного лекарственного обеспечения независимо от факта застрахованности. Мера предлагается как временная, в целях сглаживания переходного этапа. Цена вопроса – не более 60 млрд тенге, или около 6% средств ФСМС.

2. Поэтапная передача категорий медицинской помощи в ФСМС. На сегодняшний день планируется сразу передать в ФСМС оплату всей медицинской помощи. Однако по направлениям, финансируемым из местных бюджетов (туберкулез, ВИЧ/СПИД, психиатрия/наркология, инфекция) действующие механизмы оплаты носят чисто бюджетный характер, и страховых черт не имеют. Например, оплата производится пропорционально количеству больничных коек, пролеченных случаев, проведенных койко-дней. Этот вопрос находится на повестке дня и сейчас решается уполномоченным органом, однако полная модернизация механизмов оплаты и расчет тарифов потребует не менее трех лет. Наложение этого процесса на реформу ОСМС повышает риски. Кроме того, единовременная передача всех средств в ФСМС размоет фокус, сделает Фонд неповоротливым. Решение: представляется целесообразным на начальном этапе передать в ФСМС только категории медицинской помощи, ныне финансируемые КОМУ МЗ РК. Направления, ныне финансируемые из местных бюджетов (возможно, также онкологическую помощь), в течение переходного периода (до 2020 года) финансировать Департаменту финансов МЗ РК с поэтапной передачей в ФСМС. Дополнительных средств для реализации предлагаемого решения не требуется.

3. Наращивание финансирования. Расходы на здравоохранение в процентах от ВВП в Казахстане – одни из самых низких в мире и составляют 3,6% (в том числе государственные – 2,2%). В течение переходного периода крайне важно добиться увеличения государственного финансирования с 2,2% ВВП до 3,5% к 2020 году. Общие расходы на здравоохранение при этом достигнут уровня 5,0% ВВП, и ФСМС будет наделен не только ответственностью, но и соответствующими ресурсами. Арсенал инструментов решения вопроса включает как политические меры, так и прикладные, в том числе развитие потенциала по обоснованию бюджетных заявок и детальному прогнозированию расходов на здравоохранение. Такие структуры, как Министерство финансов и Министерство национальной экономики, справедливо предпочитают конкретные цифры.

4. Система публичной оценки деятельности ФСМС и результативности реформы позволила бы прояснить ожидания общества от реформы и перевести дискурс из критического русла в конструктивное. Одновременно подобная система легитимизирует мероприятия шага 2 – поэтапную передачу категорий медицинской помощи в финансовое управление ФСМС.

5. Закон о добровольном медицинском страховании. Сегодня в Казахстане действует только общий Закон «О страховании». В развитых странах ДМС регулируется отдельным законом. Разработка и принятие аналогичного Закона дополнит систему ОСМС, частично переведет прямые наличные платежи населения в форму страхования (снижение рисков), будет способствовать развитию рынка качественных амбулаторных услуг.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
2487 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
25 февраля родились
Аскар Аукенов
Главный редактор журнала Forbes Kazakhstan
Жанар Абдыкаримова
Независимый директор АО «Фонд недвижимости «Самрук Казына»
Болат Назаров
Замгендиректора по проекту разведки Имашевского месторождения ТОО "КазРосГаз"
Самые интересные материалы сайта у тебя на почте!
Подпишись на рассылку