5 шагов на пути совершенствования реформы страховой медицины

Существует 5 областей, изменения в которых позволят сохранить охват населения и интеграцию медицинской помощи, сделать переходный период от бюджетного финансирования здравоохранения к страховой модели более мягким и последовательным, повысить гибкость и компактность Фонда социального медицинского страхования, обеспечить осознанность целей и прозрачность реформы, наладить диалог с обществом и создать условия для развития альтернатив

Фото: © Depositphotos.com/SectoR_2010

1. Пакет гарантий и самозанятые. Потенциальный источник проблем – тот факт, что маршрут незастрахованного пациента разорван между двумя пакетами (ГОБМП и страховой). Это порождает препятствия для интеграции медицинской помощи. Вторая сторона вопроса – наличие потенциально незастрахованных, страдает принцип всеобщего охвата населения. Решение: возможно осуществить два изменения в пакетах, снимающие оба вопроса – это гарантии плановой стационарной помощи и, возможно, полного пакета амбулаторного лекарственного обеспечения независимо от факта застрахованности. Мера предлагается как временная, в целях сглаживания переходного этапа. Цена вопроса – не более 60 млрд тенге, или около 6% средств ФСМС.

2. Поэтапная передача категорий медицинской помощи в ФСМС. На сегодняшний день планируется сразу передать в ФСМС оплату всей медицинской помощи. Однако по направлениям, финансируемым из местных бюджетов (туберкулез, ВИЧ/СПИД, психиатрия/наркология, инфекция) действующие механизмы оплаты носят чисто бюджетный характер, и страховых черт не имеют. Например, оплата производится пропорционально количеству больничных коек, пролеченных случаев, проведенных койко-дней. Этот вопрос находится на повестке дня и сейчас решается уполномоченным органом, однако полная модернизация механизмов оплаты и расчет тарифов потребует не менее трех лет. Наложение этого процесса на реформу ОСМС повышает риски. Кроме того, единовременная передача всех средств в ФСМС размоет фокус, сделает Фонд неповоротливым. Решение: представляется целесообразным на начальном этапе передать в ФСМС только категории медицинской помощи, ныне финансируемые КОМУ МЗ РК. Направления, ныне финансируемые из местных бюджетов (возможно, также онкологическую помощь), в течение переходного периода (до 2020 года) финансировать Департаменту финансов МЗ РК с поэтапной передачей в ФСМС. Дополнительных средств для реализации предлагаемого решения не требуется.

3. Наращивание финансирования. Расходы на здравоохранение в процентах от ВВП в Казахстане – одни из самых низких в мире и составляют 3,6% (в том числе государственные – 2,2%). В течение переходного периода крайне важно добиться увеличения государственного финансирования с 2,2% ВВП до 3,5% к 2020 году. Общие расходы на здравоохранение при этом достигнут уровня 5,0% ВВП, и ФСМС будет наделен не только ответственностью, но и соответствующими ресурсами. Арсенал инструментов решения вопроса включает как политические меры, так и прикладные, в том числе развитие потенциала по обоснованию бюджетных заявок и детальному прогнозированию расходов на здравоохранение. Такие структуры, как Министерство финансов и Министерство национальной экономики, справедливо предпочитают конкретные цифры.

4. Система публичной оценки деятельности ФСМС и результативности реформы позволила бы прояснить ожидания общества от реформы и перевести дискурс из критического русла в конструктивное. Одновременно подобная система легитимизирует мероприятия шага 2 – поэтапную передачу категорий медицинской помощи в финансовое управление ФСМС.

5. Закон о добровольном медицинском страховании. Сегодня в Казахстане действует только общий Закон «О страховании». В развитых странах ДМС регулируется отдельным законом. Разработка и принятие аналогичного Закона дополнит систему ОСМС, частично переведет прямые наличные платежи населения в форму страхования (снижение рисков), будет способствовать развитию рынка качественных амбулаторных услуг.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе


консультант в сфере здравоохранения

 

Статистика

2191
просмотров
 
 
Загрузка...