У кого в Казахстане были самые высокие зарплаты в 2013

Менеджер по работе с клиентами компании Hay Group в Астане Валерий Опря рассказал Forbes.kz, что делают лучшие работодатели мира Apple, Google, Amazon и чего не делают казахстанские предприниматели в управлении персоналом

Фото: ngs24.ru

По мнению Валерия Опря, менеджера по работе с клиентами компании Hay Group, тема управления вознаграждением только на первый взгляд может показаться избитой.

Валерий Опря.

- Вознаграждение состоит из материальной и нематериальной частей. Вторая составляющая играет не меньшую роль, чем первая. Ведь люди остаются работать на предприятии не из-за денег. По статистике, неудовлетворенность зарплатой стоит лишь на пятом месте среди причин увольнения. Первыми в этом списке идут взаимоотношение с непосредственным руководителем, отсутствие возможности для развития, отсутствие признания на рабочем месте, а также неясность линии руководства. Как только мы перекрываем гигиенические потребности сотрудников: на покупку еды, одежды, оплату за квартиру и т.п., - зарплата перестает быть мотивирующим фактором. В этот момент вступают всевозможные психологические факторы, так называемое эмоциональное вознаграждение. Сюда мы можем включить множество нюансов, начиная с того, как начальник поприветствовал подчиненного, и заканчивая тем климатом, который создается в компании, той корпоративной культурой, которая способствует или не способствует эффективности сотрудников, их вовлеченности в бизнес-процессы, а значит, и достижению целей бизнеса. Поэтому тема вознаграждения будет актуальна всегда, - объяснил Валерий.

Чтобы «быть в теме», казахстанские компании участвуют в ежегодном обзоре заработных плат, который компания Hay Group проводит уже многие десятилетия как в Казахстане, так и по всему миру. Обзор помогает понять организациям, насколько их материальное вознаграждение соответствует рынку и насколько оно релевантно для компании и ее стратегических целей.

Как в уходящем году вознаграждали сотрудников

На рисунке показано, какие тренды отметила Hay Group, анализируя зарплаты в 153 компаниях в 2012-2013 (данные за период с 1 июля 2012 по 1 июля 2013). Как показало исследование, в 2013 96% компаний-участниц обзора повысили заработные платы сотрудникам в среднем на 7,9%.

Этот тренд – динамика роста зарплаты с учетом уровня инфляции: в 2010 и 2011 рост уровня вознаграждения не успевал за инфляцией, а вот в прошлом году компаниям удалось ее перекрыть.

Тенденцией уходящего года также стало увеличение размеров бонусов почти для всех должностей.

Льготы становятся все более весомым инструментом мотивации сотрудников. В 2013 популярностью пользовались следующие виды льгот: добровольное медицинское страхование и страхование жизни, предоставление служебного автомобиля, программы обучения и развития сотрудников, покрытие телекоммуникационных расходов.

Вполне ожидаемы выводы исследователей о том, что уровень вознаграждения в иностранных компаниях выше чем, в казахстанских. Разница в оплате составляет в среднем 41% в пользу иностранных работодателей.

Также сюрпризом не стали сведения, что Алматы возглавил список самых высокооплачиваемых регионов в Казахстане. Для сравнения: в Костанайской и Акмолинской областях зарплаты в 2 раза ниже, чем в южной столице.

Интересуйтесь людьми – и они с вами останутся

Если говорить о вознаграждении в широком смысле, включая в это понятие формирование благоприятной атмосферы в компании, то организационный климат на 70% зависит от поведения руководителя.

- В свою очередь, климат на 30% влияет на финансовые результаты отдельного подразделения или всей компании. У меня есть результаты исследований, которые были проведены после того, как компании задумывались над качеством управленцев, проводили диагностику, а затем обучающие программы для руководителей. Вот результаты одной английской ретейловской компании: на 17% у них уменьшилась текучесть кадров, на 40% снизились прогулы, на 12% выросли продажи, на 35% уменьшились потери со складов.

Еще один пример госпиталя в Великобритании: там на 40% сократилось число ошибок при выписке препаратов, на 36% снизилась текучесть кадров.

Пример финансовой компании: у них на £9,5 млн увеличился оборот, на 25% уменьшилось количество больничных листов и на 30% выросла удовлетворенность клиентов, - рассказал Валерий Опря.

По Казахстану таких данных у консультантов Hay Group пока нет, потому что локальные компании только начали заниматься вопросами климата в коллективе, качества управленцев, диагностики вовлеченности  сотрудников, создания условий для их успеха. Преуспели в налаживании этих процессов иностранные компании.

Инвестиции в развитие процессов управления людьми зависят от целей компании, ее численности, финансовых возможностей организаций и других показателей. Но, какими бы ни были вложения в управление персоналом, они позволяют в итоге…снизить затраты на персонал.

- Лучшие работодатели мира тратят на персонал на 5% меньше, чем другие, не имеющие современных систем управления и эффективных управленцев, и достигают высоких финансовых результатов. Более того, люди предпочитают работать именно у них. Это говорит о том, что сотрудниками нужно интересоваться, мотивировать их не только деньгами, тогда инвестиции будут возвращаться в виде лояльности к компании, низкой текучестью кадров и высокой прибылью, - уверен эксперт.

Кнуту и прянику есть альтернатива

Принципиальное отличие наших управленцев от западных заключается в том, что наши не пользуются всем инструментарием, который им доступен.

- Существует 6 стилей управления – авторитетный, эталонный, товарищеский, демократический, директивный и коучинговый, - перечислил Опря. - Наши руководители, как правило, используют два стиля – это либо кнут, либо пряник, и тем самым создают демотивирующий климат для сотрудников. Задача руководителя - включать в свой репертуар как можно больше стилей поведения, понимать, когда и с кем из сотрудников они могут использовать тот или иной стиль. Если в зону доминирования руководителя входят четыре стиля поведения, то он достигает существенно более высоких финансовых результатов, чем лидер, который применяет только один или два стиля.

По словам эксперта, для западной культуры характерно наличие в репертуаре менеджера коучингового стиля поведения в руководстве людьми.

- Как правило, это долгосрочное развитие сотрудника: не конкретные указания: «Делай, как я говорю!», а подведение человека к осознанию того, как это делать для продвижения бизнеса. Лидер выступает советником, но не принимает за подчиненного решение. Это не значит, что на Западе не применяют «кнут». Если, к примеру, сотрудник не может быть управляем коучинговым стилем, если ему нужно сказать, как, когда и что делать, то к нему применяют директивный стиль, – рассказал представитель Hay Group.

Почувствуйте разницу

Компания, где работает Валерий Опря, совместно с журналом Fortune составляют рейтинги лучших работодателей мира в целом и по регионам в частности (Америка, Европа и Азия). Казахстанские компании в эти «сотни» лучших не входят.

- Мы на конференциях приводим примеры компаний Apple, Google и Amazon.com, которые занимают первые три места в списке лучших работодателей, и задаем вопрос: «Что они делают такого, чего не делают другие? Почему они находятся в сотне лучших работодателей?» Они не только разрабатывают стратегию, они ее успешно внедряют, - назвал главное отличие собеседник Forbes.kz.

В Казахстане же зачастую происходит так: разработали суперстратегию, а кто ее будет реализовывать?

- После написания стратегий у руководства возникает вопрос о качестве менеджмента компании, соответственно становится актуальным использование методик оценки качества управленцев. При какой корпоративной культуре можно реализовать эту стратегию? И не самый последний вопрос – а за счет чего это будет делаться? Какого качества трудовые ресурсы можно привлечь и сколько это будет стоить? – перечислил Опря вопросы, которые появляются у организаций на повестке дня.

Он уверен, что компаниям все труднее будет игнорировать эти вопросы, потому что предпринимательская среда меняется, бизнесу нужно принимать решения на основании достоверной информации, а не по наитию. По наблюдениям Валерия Опря, организации уже сейчас привлекают специалистов по управлению человеческими ресурсами к решению не только операционных, но и важных стратегических задач, то есть известный постулат «Кадры решают всё» вновь стал актуальным.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
28088 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить