Дочка крупной нацкомпании РК взяла кредит в валюте, чтобы выплатить дивиденды

26989

Счетный комитет представил свои выводы по бюджетной работе правительства в пандемичный год. Без серьезных финансовых нарушений не обошлось и в пандемию - объемы неэффективно использованных средств превысили 0,5 трлн тенге

ФОТО: © Depositphotos/DesignPicsInc 

Парламент завершает работу над отчетом правительства об исполнении республиканского бюджета за 2020 год. Итоговое решение депутаты примут 21 июня на совместном заседании палат парламента. И, напомним, неутверждение отчета означает выражение недоверия правительству со стороны депутатского корпуса. Впрочем, за все годы существования в стране двухпалатного парламента такого не случалось. 

В четверг, 17 июня, на пленарном заседании отчет правительства «разбирали» сенаторы. Члены правительства напоминали: прошлый год был крайне сложным для мировой экономики в целом, бюджет потерял значительную долю доходов, а вся работа кабмина была сосредоточена на борьбе с пандемией и поддержке вынужденно остановленного бизнеса. 

Однако «сторонний контроль» в лице Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета обращает внимание на другие аспекты, которые далеко не всегда можно объяснить сложностью и кризисной ситуацией. 

Так, глава Счетного комитета Наталья Годунова констатировала: плановые параметры республиканского бюджета были исполнены, поступления – на 100,2%, или 15,1 трлн тенге. 

Однако Национальный фонд в кризисных условиях неопределенности и падения цен на основные экспортные товары Казахстана «в очередной раз выполнил роль подушки безопасности для страны». «При этом 96% от всей суммы поступлений в Нацфонд в прошлом году мы израсходовали», - подчеркнула она. 

«По мере стабилизации ситуации необходимо обеспечить его максимальное пополнение. К сожалению, есть факты, когда средства, подлежащие зачислению в Нацфонд, не перечисляются по назначению. Это связано и с тем, что субъектам квазигосударственного сектора предоставлено право использовать средства от приватизации активов на погашение их внешнего и внутреннего  долга. При проверке Национального фонда был установлен факт, когда за счет средств от реализации активов «Самрук-Казына» был погашен облигационный заем в сумме около 162 млрд тенге, полученный ранее из Нацфонда. Такую практику надо исключить. В отдельных случаях вместо уплаты налогов в Нацфонд денежные средства компаний нефтяного сектора зачислялись в республиканский бюджет. Только за 2020 год от предприятий нефтяного сектора недопоступило  664 млрд тенге!» - заявила Годунова. 

К квазигосударственному сектору у Счетного комитета немало вопросов. В 2020 был проведён аудит 25 субъектов квазигоссектора и 16 трлн тенге их активов. Установлено 60 системных проблем и недостатков, 41 млрд тенге финансовых нарушений, неэффективное управление активами почти на 340 млрд тенге.

«Доходы в Национальный фонд от приватизации квазигоссектора за 2017–2020 годы поступили в объеме 40 млрд тенге, или 7% от суммы реализации. Остальные средства пошли на погашение внутреннего и внешнего долга. По итогам 2020 года рост долговых обязательств к уровню 2019 года составил почти 15%. При этом есть факты, когда валютный заем привлекался дочерней компанией одной из самых крупных национальных компаний для выплаты дивидендов акционерам. А в целом объем выплачиваемых государству дивидендов не превышает 7% от полученного чистого дохода. Поручение президента - 100%!» - заявила Годунова. 

По мнению Счетного комитета, основными системными проблемами квазигосударственного сектора являются: нерегламентированная и непрозрачная дивидендная политика; осуществление значительной доли закупок без конкурса и часто у аффилированных компаний (в среднем 77%) и высокая сметная стоимость возводимых объектов; существенные недостатки в корпоративном управлении. Глава Счетного комитета отметила, что в большинстве национальных компаний до 58% в административных расходах  занимает зарплата, а выплата вознаграждений и бонусов членам советов директоров не зависит от выполнения KPI. 

При этом продолжает расти государственный долг. На сегодняшний день соотношение долга к ВВП достигло 29,4% и превысило установленное Концепцией новой бюджетной политики ограничение в 27%. При этом отмечается резкий рост - в 5 раз - долга местных исполнительных органов, который на начало текущего года составил 1,1 трлн тенге. Председатель комитета отметила, что пока это «в рамках утвержденного лимита, но создает риски на перспективу». 

Расходы республиканского бюджета в 2020 году сохранили социальную направленность. Однако объем неэффективно израсходованных средств, установленных всеми органами госаудита, составил почти 570 млрд тенге.  «В то время, когда каждый тенге должен быть на счету, это непозволительно. Поэтому считаем крайне важным продолжить работу по усилению ответственности должностных лиц за неэффективное использование государственных ресурсов», - подчеркнула Годунова. 

По использованию антикризисных средств у Счетного комитета тоже есть вопросы. «Из 6,9 трлн тенге проверено 4,5 трлн, из них по 2 трлн проведен аудит. На 355 млрд установлены нарушения, еще 243 млрд перераспределено в ходе планирования, в ходе совместной работы вместе с правительством», - уточнила глава Комитета. 

В частности, критике подверглась реализация программ поддержки занятости. По оценке Счетного комитета, несмотря на то что удалось сохранить безработицу на уровне 4,9%, первоначально значительная часть затрат по поддержанию занятости направлялась на создание временных рабочих мест, средний период трудоустройства по которым составлял 1–3 месяца.

Возникли вопросы у Счетного комитета и по эффективности работы специальных экономических зон. Аудит их деятельности завершен, и картина выглядит сомнительной. Так, с 2001 по 2019 годы на развитие и строительство инфраструктуры в 13 существующих в стране СЭЗ только  из республиканского бюджета было выделено 372 млрд тенге, причем 62% из них - средства Нацфонда. Однако строительство полностью завершено только в 3 из 13 СЭЗ.

«Чтобы всё завершить, надо еще 280 млрд, поэтому почти 60% общей территории СЭЗ пустует», - заметила Годунова. 

Общий объем привлеченных в СЭЗ инвестиций составил порядка 4,3 трлн тенге. Из них только 29%, или 1 трлн 200 млрд тенге, вложены в развитие промышленности. 

«Два слова о структуре этого триллиона. 65% составили инвестиции с участием субъектов квазигоссектора - которым ранее эти деньги были выделены из республиканского бюджета или Нацфонда. На 1 тенге госвливаний приходится чуть больше 3 тенге инвестиций, из которых 1,1 тенге частных, остальные – квазигоссектора. Вот такие не очень хорошие цифры. Хотя,  справедливости ради надо сказать, в целом то, что государство потратило на СЭЗы, вернулось в виде налогов», - отметила глава Счетного комитета.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить