В Казахстане создали приложение для халяльных знакомств

48342

Основой для этого стали хадисы пророка Мухаммеда

ФОТО: Depositphotos/airdone

Шариат и Конституция

Основатель мобильного приложения для халяльных знакомств Hitba Дулат Муратханов уверяет, что главная концепция его проекта прописана в хадисах пророка Мухаммеда. В одном из напутствий пророка говорится: «Пусть мужчина не остается наедине с посторонней женщиной в замкнутом пространстве, иначе третьим будет шайтан».

Дулат Муратханов
Дулат Муратханов
ФОТО: личный архив

Отталкиваясь от слов пророка, Дулат с командой решили, что общение понравившейся друг другу пары в онлайне тоже не должно происходить наедине, ведь именно присутствие третьего человека обеспечивает халяльность таких знакомств. Поэтому основная фишка приложения Hitba – присутствие в чате третьего лица со стороны девушки, или попросту – наблюдателя.

– Кто может быть наблюдателем? Это опекун девушки, или как говорят в исламе, уали. В идеале это – ее отец. Если нет отца или по каким-то причинам он не может стать наблюдателем, тогда им может быть дедушка девушки или брат. Либо же мама или родственники с ее стороны, подруги, учителя и т. д. – праведные женщины. При регистрации в приложении девушка вносит данные своего наблюдателя, и когда начинает чат с потенциальным партером, то уали уже автоматически подключается к этой переписке. Но участвовать в ней он не может. То есть вся суть приложения в том, чтобы пара не оставалась наедине, как и предписывают требования шариата, – объясняет Дулат.

На вопрос о том, не нарушает ли присутствие третьего лица законодательства РК о неприкосновенности частной жизни, Дулат уверенно отвечает – не нарушает.

– Перед запуском проекта мы показали его концепцию ученому исламской юриспруденции Нуржану Смагулову – он всё проверил и дал свое одобрение. Что касается законов РК, здесь тоже нет никаких нарушений, так как участники чата знают, что в переписке присутствует третий человек, – говорит Дулат.

Как говорит собеседник, приложения для знакомств мусульман на рынке есть, но концептуально они не отличаются от того же Tinder или Badoo, просто они настраивают свой маркетинг под целевую аудиторию. Но, как утверждает Дулат, аналоги Hitba не халяльные, так как там нет сторонних наблюдателей за общением потенциальной пары. Поэтому многие праведные мусульмане ими не пользуются.

Временные трудности

Идея создания приложения Hitba не образовалась на пустом месте. Дулат, как и многие его знакомые, состоящие в религиозном комьюнити, столкнулись с проблемой – невозможность начать отношения. Дело в том, что просто подойти и познакомиться с девушкой на улице или, как говорит Дулат, применить метод пикапа для мусульман недопустим. Познакомиться в мечети тоже невозможно, ведь мужчины и женщины молятся в разных залах и не видят друг друга. Что же касается способа, когда родители знакомят детей с их потенциальными супругами, то в больших городах он сейчас тоже весьма неактуален.

– Это утеряло свою актуальность из-за урбанизации, – говорит Дулат. – А также из-за разности идеологии поколений, разных направлений в религии. Большое число верующих живет в городах, но многие не знают даже своих соседей, их семью, династию и т. д. Поэтому такой метод сейчас не работает.

Наука, религия, IT

Сам Дулат никакого отношения к сфере IT не имеет – он ученый, магистр технических наук и сейчас получает докторскую степень, работает в КазНИИ перерабатывающих и пищевых производств. Потому для реализации стартапа Дулату нужна была команда программистов. И такие нашлись, тоже в мусульманском сообществе.

– Среди нас были компетентные профессиональные разработчики, которые работают в таких компаниях, как Beeline, Kaspi.kz, Magnum, и других. Поэтому мы решили взяться за разработку приложения. Я стал ответственным за организацию, управление персоналом, общую стратегию продвижения и идеологию. В обществе уже очень давно присутствует «холостяцкая боль», и появление этого приложения вызвало настоящий бум в мусульманском комьюнити. Были люди, которые поддержали нас просто так и помогали с продвижением проекта, так как у нас нет бюджета, чтобы им платить, – рассказывает Муратханов.

ФОТО: личный архив

Начальная команда разработчиков тоже работала буквально «за идею». На разработку приложения ушло около тысячи долларов, сейчас проект поддерживается только за счет донатов. За четыре месяца работы команде удалось собрать с помощью пожертвований около полутора тысяч долларов. При этом скачали приложение уже более 23 тысяч раз.

Работа над развитием приложения еще продолжается, поэтому сейчас команда Дулата находится в поисках инвестора. Ребята активно ведут переговоры с бизнесменами и венчурными фондами, но пока каких-то перспективных договоренностей не достигнуто. 

ФОТО: личный архив

– Проект многих заинтересовал, и теперь потенциальным инвесторам важно посмотреть, как будет проходить процедура монетизации, над которой мы сейчас активно работаем. В первую очередь  планируем внедрить премиум-подписку, которая даст нашим пользователям расширенные функции приложения. Кроме этого, мы видим возможность консолидации с халяльными кафе и ресторанами, куда пары могут спокойно пойти на свидание. Для нашей аудитории проблематично найти истинно халяльное заведение, и мы хотим им облегчить эти поиски, заключить договоры и внедрить на условиях партнерства бронирование столиков в таких кафе через наше приложение, – делится планами Дулат.

Справочник семейной жизни

Дать мусульманам площадку для знакомства – не единственная цель Дулата Муратханова. В перспективе – создание справочника или, скорее, путеводителя в семейную жизнь.

– Мы хотим сделать этот проект образовательным и учить наших пользователей как общаться с девушкой или парнем, какие вопросы допустимо задавать при знакомстве в рамках ислама, этикету онлайн-общения, как понять, что уже можно позвать на свидание, как вести себя на свидании, что запрещено и разрешено в плане интима и т. д. Мы планируем это всё объяснять с точки зрения исламской юриспруденции, исламской психологии. И даже после женитьбы мы планируем сопровождать человека, сделать функцию отключения поиска партнера, чтобы он использовал его как справочник.

В планах также расширение географии работы, а именно выход на рынки стран, где превалирует мусульманское население.

– Наш рынок – это арабские страны, Юго-Восточная Азия, Центральная Азия. Но так как продукт новый, то делать его на территории другой страны было бы слишком сложно и рискованно. Мы решили сделать этот продукт на понятной нам территории, а затем уже пойдем на другие рынки. Тот же самый Узбекистан с 35-милионным населением или Турция, где 84 миллиона жителей, Индонезия и Индия, где по 200 миллионов мусульман, дадут намного больше возможностей для развития. В том числе интересны и арабские страны, где населения немного, но ВВП высокий, – резюмировал Дулат.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить