Казахстанские стартапы получат гранты на развитие бизнеса

38986

Благотворительный фонд «Саби» запустил IХ конкурс «Построй свой бизнес»

Асель Тасмагамбетова
Асель Тасмагамбетова
ФОТО: ©Сергей Александров

14 февраля в Алматы начался финальный этап отбора победителей девятого конкурса «Построй свой бизнес». Конкурс ежегодно проводит благотворительный фонд «Саби» с целью поддержать молодых предпринимателей. Победители традиционно получат денежные призы на развитие своего бизнеса.

Всего на IХ конкурс было подано 1054 заявки, из них 21 попали в шорт-лист. Финалисты конкурса представляют свои проекты членам жюри во главе с руководителем фонда Асель Тасмагамбетовой в течение нескольких дней.

В 2023 году информационный партнер конкурса — Forbes Kazakhstan — выберет своего победителя, который получит два билета на саммит Forbes Kazakhstan «30 Under 30» в Алматы и баннерную рекламу на сайте Forbes.kz. 

Члены команды Forbes Kazakhstan принимают участие в работе жюри. И вот некоторые из интересных стартапов-финалистов, которые борются за звание победителей конкурса.    

Рисовая бумага

24-летние Алдияр Матайбай и Алихан Жансыкбаев недавно окончили канадский университет, получили инженерное образование, а на родине построили цех по производству целлюлозы из рисовой соломы. Задумку объяснили просто: лесов в Казахстане — только 5%, сами из дерева бумагу не делаем, а российская сильно подорожала и ухудшилась по качеству.

Алдияр Матайбай и Алихан Жансыкбаев
Алдияр Матайбай и Алихан Жансыкбаев
ФОТО: ©Сергей Александров

Друзья попробовали сначала сделать целлюлозу из пшеницы, потом — из конопли, но рис подошел лучше всего: бумага получается более прочная и жесткая. Как рассказали Алдияр и Алихан, у них получается производить сырье для бумаги экологическим чистым способом, с низкой себестоимостью и высокого качества. Чтобы не использовать много вредных химикатов, солому тщательно дробят, а потом промывают в больших котлах. Отработанная вода после фильтрации будет сливаться в «чеки» и не нанесет вреда природе, заверяют авторы стартапа. Сырье есть — рисовую солому в основном сжигают, рынок — тоже: договорились с компанией, которая будет покупать весь объем. В постройку цеха уже вложено 42,7 млн тенге, нужны ещё 63,9 млн, чтобы купить котлы и другое оборудование и 35,2 млн на оборотные средства, что позволит запустить производство на 3 тонны целлюлозы в сутки.

Бумага из разных волокон
Бумага из разных волокон
ФОТО: ©Сергей Александров

- Ежегодные прогнозируемые расходы 140 млн тенге в год. Прогнозируемая окупаемость при стоимости 162 тыс. тенге за тонну и марже 15-30% - от 3 до 5 лет 2 месяцев, - подсчитали недавние выпускники.

Большие железные штуки

В отличие от совсем неопытных «бумажных» стартаперов следующие участники конкурса знали о своей сфере все досконально. Жанат Капесов и Болатбек Икбаев успели поработать буровиками в нескольких нефтегазовых компаниях, запустить цех по обработке металла и нанять квалифицированных сотрудников. Теперь они хотят наладить производство центраторов обсадных колонн нефтегазовых скважин — это такие металлические конструкторы, без которых не обойтись.

Жанат Капесов и Болатбек Икбаев
Болатбек Икбаев и Жанат Капесов
ФОТО: ©Сергей Александров

- Мы с Болатбеком по сути являемся специалистами именно по такому оборудованию, у нас есть экономически эффективная собственная линия. Производство полностью автоматизированное. Все специалисты местные, сами программируют станки с ЧПУ, - объяснил Жанат. - Сейчас на наших месторождениях используют центраторы производства России, США и Китая, но мы делаем в два раза дешевле. В Казахстане ежегодно бурится более ста скважин, на каждую нужно несколько тысяч обсадных колонн, то есть спрос — 50 тыс. деталей в месяц. На грант в 32 млн тенге мы хотели бы приобрести три гидравлических пресса, лазерные труборез и сварочный аппарат.

Мороженое и салфетки

У двоих участников конкурса бизнес был гораздо «мягче», чем у буровиков. Дулат Карманов предложил проект Balsheker по производству «мороженого в национальном колорите», на который ему не хватает 17,2 млн тенге. Фишка в том, что процесс изготовления Дулат намерен сделать открытым, чтобы родители маленьких сладкоежек убедились в отсутствии вредных веществ. Бизнес он хочет вести по модели AirBnB — не конкурируя с гигантами, забрать долю рынка.

Дулат Карманов
Дулат Карманов
ФОТО: ©Сергей Александров

- Мы делаем ставку на лояльность, наш девиз: мы не продаем мороженое, а дарим эмоции, - подвел итог Дулат.

Участница из Тараза Галия Оразгельдиева уже стала популярным поставщиком салфеток на рынок HoReCa своего города и области. Но теперь, говорит она, у нее часто спрашивают туалетную бумагу. На грант в 6,5 млн (3,5 млн для покупки станка для резки бумаги и 3 млн для закупа сырья) она сможет наладить линию по нарезке и намотке товарных рулонов бумаги из больших листов.

Галия Оразгельдиева
Галия Оразгельдиева
ФОТО: ©Сергей Александров

С одной стороны, это не совсем производство — скорее «фасовка», с другой — на товар есть спрос, а Галия — опытный предприниматель, умеет пользоваться всеми льготами и госпрограммами для бизнеса.

Дешевые подгузники

Компания юных жителей Туркестана принесла на презентацию свой продукт — качественные и при этом дешевые подгузники. Производить их 24-летняя Баянсулу Оразалиева решила, когда сама стала мамой: те, что в магазинах, вызывали аллергию у ребенка и очень дорого стоили. За год с помощью турецких партнеров она сумела запустить цех по производству 250 единиц продукции в минуту.

Баянсулу Оразалиева
Баянсулу Оразалиева
ФОТО: ©Сергей Александров

Сейчас подгузники бренда Altyn bala уже занимают 5% на рынке. Но вот незадача - б/у оборудование стало часто ломаться, а для ремонта надо ждать специалистов из Турции. И хотя девушка уже направила двоих сотрудников на обучение, ей ясно, что нужна другая линия — более качественная и масштабная.

- Наши подгузники состоят из 14 материалов, которые мы привозим из разных стран, - рассказала и показала Баянсулу. - На нижней поверхности есть индикатор — цвет полосок меняется, если в подгузник попадает влага. Верхнее покрытие — гипоаллергенное.

Жюри конкурса
Жюри конкурса
ФОТО: ©Сергей Александров

Несмотря на то что все материалы качественные, продукция Altyn bala в два раза дешевле, чем у конкурентов за счёт экономии на логистике, а также налогах. Основная часть работников — люди с ограниченными возможностями, а такие предприятия не платят налог на сырье.

- В наших подгузниках влага впитывается намного быстрее, чем у других — всего за 15 секунд, - уверенно заявила Баянсулу и с помощью коллег провела эксперимент: налила воды в три подгузника известных брендов и в свой. Члены жюри смогли убедиться - Altyn bala действительно стал сухим через 15 секунд, тогда как другим понадобилось гораздо больше времени.

ФОТО: ©Сергей Александров

Баянсулу Оразалиева запросила самый большой грант - $100 тыс., и это только первоначальный взнос для поставки оборудования стоимостью $500 тыс. С такой линией девушка намерена производить 800 подгузников в минуту и занять 50% уже к концу 2023 года.

От конкурса к инвестфонду

Обсуждая представленные стартапы, Асель Тасмагамбетова вспоминала первые конкурсы.

- За девять лет многое изменилось. Сначала некоторые наши участники были уверены, что мы устроили конкурс, чтобы украсть их идеи. В глазах был вопрос: в чем подвох? - улыбнулась она. - Сейчас доверия, конечно, больше, но некоторые страхи остались. Боятся, что у них отберут бизнес или долю. Но ДНК «Построй свой бизнес» – это доверие. Конкурс этого года отличается тем, что в предпринимателей начинают верить их близкие и родные, помогая им. Раньше мы такого не видели. И это очень радует, потому что именно на это и были направленны наши усилия. Не только дать деньги, но и формировать отношение к инициативе молодых. И вера в успех со стороны близких - тех самых friends, family, fools - очень важный фактор успеха.

К сожалению, у большинства участников нет «бизнесового» мышления, сетует председатель жюри.

- Мало кто понимает, что нужно привлекать инвестиции, масштабироваться, готовить экзит. Мне иногда жаль молодых ребят, я вижу, когда они остановятся в развитии, ведь для каждого бизнеса на каком-то этапе требуются кредит или инвестиции. Сначала я некоторым перспективным участникам предлагала познакомиться с крупными инвесторами, но мою помощь принимали в штыки. По сравнению с развитыми странами, у нас бизнес-среда, на мой взгляд, на начальном этапе формирования.

Но у Асель есть и хорошая новость: на десятом году существования конкурса организаторы решили его переформатировать.

- У нас есть идеи сделать масштабную историю - инвестфонд с инкубатором, крупными seed-раундами, бизнес-ангелами. И работать не только в Казахстане. Тогда уже будут возможны большие прорывные проекты. Если сейчас это больше малый бизнес, то потом будет можно говорить о крупном, - отметила она. - Потенциал у Казахстана есть. Радует, что молодые ребята претворяют в жизнь смелые идеи: в этом году в шорт-лист конкурса попала 24-летняя девушка из Туркестана, а она уже молодой предприниматель и имеет собственное производство памперсов. Часто вспоминаю финалистку наших прошлых конкурсов: молодая домохозяйка - мама четырёх детей открыла производство экологичной бытовой химии Oiko, которая сейчас востребована у потребителей. Меня очень вдохновляет, когда молодые ребята не боятся мечтать и реализовывать свои идеи, а это значит, что у нас есть большая перспектива в этом направлении.

Конкурс «Построй свой бизнес» проводится под руководством президента фонда «Саби» Асель Тасмагамбетовой, при поддержке участников рейтинга богатейших бизнесменов Forbes Kazakhstan Кенеса Ракишева и Вячеслава Кима. Экспертную поддержку предоставляют компании Ernst&Young и Microsoft. Победителям конкурса выдаются гранты от $10 тыс. до $100 тыс. в целях запуска и развития бизнеса. За предыдущие 8 лет был поддержан 71 проект на общую сумму $1,91 млн.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить