Home Credit Bank презентовал новый цифровой банк для бизнеса

20052

Приложение HCB Business будет доступно для скачивания в августе

Кирил Бачваров
Кирил Бачваров
Фото: архив пресс-службы

В январе 2023 года Home Credit Bank (HCB) заявил о намерении создать цифровой банк для МСБ. Спустя всего полгода, в июле, финансовый институт презентовал новый продукт – приложение цифрового банка HCB Business. Первыми его пользователями стали 100 предпринимателей из тестовой группы. В августе приложение будет доступно для скачивания в Play Market и AppStore. В банке уверяют: цифровой банк для бизнеса и приложение разработаны на основе потребностей самого бизнеса, ключевым элементом станет сервис,а в будущем приложение превратится в полноценный банк для предпринимателей.

Как делали продукт

Идею нового проекта в банке начали обсуждать год назад – в непростое для финансового института время, рассказал во время презентации, которая прошла в формате friends&family, председатель правления Home Credit Bank Кирил Бачваров. Незадолго до этого банк лишился рейтингов (в то время он еще был «дочкой» российского «Хоум Кредита»), потерял возможность оптового фондирования и руководство было озадачено вопросом, как не допустить проблем с ликвидностью.

В то же время HCB, который с 2005 года работает на рынке Казахстана и, как говорят в самом банке, «научился хорошо зарабатывать в рознице», решил диверсифицировать бизнес и начать работать с малым и средним бизнесом. В команду пригласили известного финансиста и предпринимателя Дамира Какиева: в свое время он построил цифровой банк для казахстанской «дочки» Альфа-Банка, его опыт и экспертиза пришлись как нельзя кстати в создании цифрового банка для HCB.

Дамир Какиев
Дамир Какиев
Фото: архив пресс-службы

Команда занялась разработкой MVP – минимально жизнеспособного продукта. Через какое-то время проект представили чешским акционерам. Но те сначала засомневались: не поверили, что это действительно MVP (такой полноценной версией выглядело приложение) и что идею цифрового банка для бизнеса можно реализовать в столь сжатые сроки – за полгода. «Прошло шесть месяцев, мы встретились с акционерами. Они, глядя на наш продукт, сказали: «Вы показали нам, что мы ошибались! Вы сделали невозможное», – похвастался Бачваров. Дамир Какиев пояснил, в чем секрет успеха: «Просто мы полгода не спали, видите, какие у нас красные глаза, – пошутил он. И уже серьезно добавил: – МСБ – это то, что нас мотивирует. В Казахстане почти 2 млн малых компаний, 400 тыс. открывается ежегодно. Почти 4 млн казахстанцев заняты в этом секторе. МСБ приносит в ВВП страны почти 36%. Электронная коммерция растет на 80% в год, уровень безналичного оборота составляет около 85%. Банку интересен этот рынок».

Акционеры поддержали команду казахстанской «дочки»: в следующие два года Home Credit Bank получит от них около $20 млн в качестве инвестиций в проект. Появится более 400 новых рабочих мест, причем 150 уже созданы.

Каков функционал приложения

Над разработкой приложения трудилась команда из 40 человек – эксперты по диджитал, GovTech, продажам, сервису, финансам и аналитике. Технологическим партнером HCB стала компания red_mad_robot Central Asia, она обладает экспертизой в финтехе.

Дамир Какиев, который сам открывал несколько бизнесов и не понаслышке знает о проблемах предпринимателей, рассказал: «Основатель Alibaba Джек Ма говорил, что смотрит на свой продукт глазами клиента. Мы последовали его примеру. В нашем приложении абсолютно всё – вплоть до шрифтов и каждого слова – проходило тщательный отбор. Мы ориентировались не только на лучшие банковские решения в Казахстане, но и на бенчмарки СНГ, США, Европы, Юго-Восточной Азии. При этом ничего не придумывали, а спросили клиентов, что им нужно, чего они хотят и каким видят банк. На основе этого разработали функционал приложения».

Фото: архив пресс-службы

На сцену между тем пригласили предпринимателя Александра: он согласился в «боевом режиме» зарегистрироваться в приложении и протестировать его функции. Александр продает мобильные телефоны и аксессуары, в Алматы у него несколько точек. Пользуется услугами нескольких банков (основные операции – платежи и продажа в рассрочку). Клиентом Home Credit Bank никогда не был.

На большой экран вывели телефон Александра, и гости смогли наблюдать за тем, как бизнесмен проходит процедуру биометрии, открывает счет онлайн и пополняет его. «Обычно ИП для пополнения счета нужна платежная карта. Мы сделали так, что достаточно ввести ИИН, после пополнения счета деньги зачисляются автоматически», – прокомментировал действия Какиев, отметив, что снять или пополнить счет без карты через терминал можно будет бесплатно.

Разработчики включили в приложение опции, которые, как правило, ежедневно требуются предпринимателям: переводы между своими счетами; переводы в тенге по реквизитам в адрес контрагентов/партнеров; международные переводы; круглосуточная конвертация валюты в долларах, евро и рублях. Александр опробовал такие опции: открыл дополнительный счет в долларах, перевел на него деньги с основного счета и конвертировал $10. «У нас можно будет конвертировать даже такую небольшую сумму. Курсы будут минимальные, а главное – справедливые», – пообещал Дамир Какиев.

Кроме того, пользователи смогут через приложение осуществлять платежи в бюджет, уплачивать налоги за компанию и сотрудников, получать справки о движении денежных средств, наличии блокировок, наложенных арестов на счетах, наличии задолженности перед банком, купленных валютах с указанием курсов валют на момент покупки, получать выписки по оборотам компании в тенге и валюте.

Фото: архив пресс-службы

Еще одна функция, которую протестировал Александр, – продажа своих товаров в рассрочку. Один из гостей презентации купил в его магазине наушники. «В приложении мы подключили кабинет продаж, сгенерировали QR-код, в котором зашиты реквизиты продавца. Оформить по нему рассрочку могут даже не клиенты банка», – пояснил Дамир Какиев. Кстати, покупатель, который решил приобрести у Александра наушники, оказался пользователем других банков.

Что ещё будет

«Мы строили HCB Business как приложение, которое помогает предпринимателю развивать бизнес. Проектировали его так, чтобы предприниматель мог увеличивать свою выручку», – рассказал Дамир Какиев. Он отметил, что ключевым элементом цифрового банка и приложения станет сервис. «Если через контакт-центр, в чате или в отзывах в картах поступит жалоба, она будет разбираться на моем уровне. Мы отодвинем все инновации до тех пор, пока не «полечим» проблемы», – заверил топ-менеджер.

Фото: архив пресс-службы

Руководители Home Credit Bank поделились планами на ближайшее будущее. В августе банк запустит в приложении онлайн-бухгалтерию. Также сделает входящие валютные переводы, удобную регистрацию контрактов и пуш-уведомления и поработает над добавлением сервисов GovTech для бизнеса. До конца 2023 года появится веб-версия цифрового банка.

«Мы сфокусируемся на кабинете мерчанта, – говорит Дамир Какиев. – Будем его развивать: добавим информацию о возврате товара, историю продаж, аналитику в разрезе точек (магазинов). Наше приложение станет инструментом развития бизнеса предпринимателя. Не нужно будет вести учет в Excel. Предприниматель сможет таргетировать клиентскую базу, запускать собственные акции продаж и т.д.». Также со временем станут доступны рейтинги продавцов в сторах и плеймаркетах, для офлайн-магазинов – в картах.

Сервисы будут бесплатными для пользователей приложения. «В нашей новой стратегии, которую мы приняли в 2022 году, мы сместили акценты: хотим сначала давать ценность клиенту и только потом будем зарабатывать на нем (это то, что мы всегда умели делать очень хорошо). Новшество стратегии в том, что раньше мы пытались заработать на каждом проданном продукте и считали прибыль на продукт, сейчас будем считать прибыль на клиента, причем в течение всего времени взаимодействия с ним. Поэтому у нас есть и будут продукты, которые полезны и которые дают ценность клиентам, но мы на них не зарабатываем», – рассказал Кирил Бачваров.

Дамир Какиев к этому добавил: «Сейчас для нас важнее, чтобы как можно больше клиентов пользовались нашим приложением и увидели качество и сервис». В банке делают амбициозное заявление: «По разным оценкам, на долю ушедших с рынка российских «дочек» приходилось 25-30% клиентов МСБ. Мы запускаем приложение и анонсируем выход нового цифрового банка – будем привлекать этих предпринимателей к себе. Это наши клиенты», – сказал Дамир Какиев.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить