На правах рекламы

29 млрд тенге частных инвестиций потратили на освещение Алматы за пять лет

4437

Именно столько времени в Казахстане реализуются проекты государственно-частного партнерства. Власти активно лоббировали подобное сотрудничество в надежде передать социальную нагрузку бизнесу

Руслан Нурмуханбетов
Руслан Нурмуханбетов
ФОТО: архив пресс-службы

О том, что из этого вышло и какие выявились проблемы, рассказал Руслан Нурмуханбетов, заместитель гендиректора ТОО «ABM Group» - компании, которая одна из первых заключила контракт с акиматом.

В каком году и почему вы решили вкладываться в проекты на условиях ГЧП?

- Расскажу предысторию, почему акимат Алматы решил реализовать проект по модернизации наружного освещения через механизм государственно-частного партнерства (ГЧП).

В 2017 году была проведена техническая инвентаризация сетей наружного освещения, по итогам которой стало ясно, что до 60% светильников, опор, кабельных линий нужно заменить в связи с превышением срока эксплуатации. В 2018 году акимат города объявил конкурс по определению потенциального частного партнера. Изучив конкурсную документацию проекта, в том числе условия реализации и финансовую составляющую, мы решили принять участие в конкурсе.

На тот момент мы занимались реконструкцией электрических сетей. У нас в активе были трудовые ресурсы, опыт, материальные ресурсы. Как инструмент государственно-частное партнерство нас привлекло тем, что оно долгосрочное. Кроме того, в нем также были предусмотрены гарантированные компенсационные выплаты инвестиционных и операционных затрат партнера, вознаграждение за достижение качественных характеристик объекта ГЧП. Мы планировали использовать собственные средства.

Со временем вносились поправки к закону о ГЧП. В чем был их основной смысл?    

- В Казахстане постоянно растет количество таких проектов. Насколько мы знаем, ежегодно в закон о государственно-частном партнерстве, который вышел в 2015 году, вносятся изменения, связанные с упрощением процедуры, начиная от инициативы, планирования и проведения конкурса, в зависимости от суммы проекта. Некоторые поправки касаются ужесточения квалификационных требований к потенциальным партнерам, ответственности разработчиков конкурсной документации.

На сегодняшний момент какова сумма инвестиций компании, а также общая стоимость проекта по освещению южной столицы?

- Наша компания инвестировала порядка 29 млрд тенге в модернизацию наружного освещения главных магистральных дорог и на освещение улиц в рамках концепции акимата «Город без окраин». Из них 12,5 млрд тенге ушло на модернизацию 64 улиц (магистральных улиц городского и районного значения). А 16,5 млрд тенге – на текущий ремонт в микрорайонах частного сектора, вновь присоединенных территорий – всего 2535 улиц.

Стоит отметить, одной из выгод для государства является рассрочка выплат вложенных инвестиций частному партнеру. То есть государство получает готовый объект – линии наружного освещения – и передает его на эксплуатацию, а потом в течение нескольких лет (по закону ГЧП - не менее пяти лет) выплачивает компенсацию инвестиционных затрат, при этом выплаты не индексируются на уровень инфляции. На сегодня нам выплатили 50% от вложенных средств, а поскольку срок нашего проекта ГЧП составляет всего восемь лет, то выплата компенсации инвестиционных затрат происходит в течение семи лет.

Насколько нам известно, большая часть проектов по ГЧП в стране реализуется с привлечением банковских кредитов, что дает нагрузку на бюджет в виде выплат процентов и вызывает возмущение со стороны активистов, депутатов и части граждан.

Власти торопились развить ГЧП по передаче частным компаниям социальных функций. В какой степени, на ваш взгляд, это удалось в Алматы и почему?

- Работа частных компаний показала свои результаты. К примеру, решение работать над освещением привело к снижению ДТП в Алматы в период с 2018 по 2021 годы с 287 до 161 единиц (в расчете на 100 тыс. жителей). В следующем году ожидается проведение модернизации более 350 улиц второй и третьей очереди на сумму около 14 млрд тенге.

На одном из форумов в конце прошлого года инвестор из ВКО утверждал: главной проблемой ГЧП для бизнеса стало то, что изначально не учитывались все экономические сценарии реализации проекта. Согласны вы с этим и почему?

- Видимо, речь шла о том, что в контрактах ГЧП фиксированные условия по отсрочке выплат. Но прошло пять лет с момента работ компаний по такой схеме, их стоимость увеличилась по разным причинам: рост курса валют, рост цен на оборудование и материалы, корректировка зарплатного фонда. Многие компании пробуют поменять условия. Вопрос в том, идут ли на встречу местные власти. В каждом регионе, думаю, по-разному.

К примеру, задолженность алматинского акимата перед нами за 2019–2022 годы составляет более 10 млрд тенге. Произошло это по указанным уже мной причинам. Плюс сказывается и увеличение светоточек: оплата производится за 80 тыс. штук, хотя фактически мы обслуживаем 185 тыс.

Мы ведем переговоры о возможности внести в контракты дополнительные условия.

У инвесторов есть юридическая возможность привлечь к ответственности органы власти за отказ от проектов?

- Такой практики не было, насколько я знаю.

На ваш взгляд, как можно диверсифицировать источники финансирования в условиях ГЧП?

- Как и в любом бизнесе: акции, облигации. Кто-то так и делает, все зависит от возможностей.

Каковы ваши планы?

- Нам нужна возможность решить вопрос по дальнейшей модернизации оставшихся объемов работ (более 350 улиц, более 22 тыс. светоточек). Стоимость этого объема - около 14 млрд тенге.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить