Позитив растёт, но неравномерно

 

Автор: Константин Локтев
управляющий директор «Nielsen Центральная Азия и Кавказ»
другие посты автора

Почему покупательская способность в Казахстане не снизилась, несмотря на девальвацию тенге

Потребительские настроения так или иначе интересуют компании из всех сфер бизнеса: они являются не только индикатором ситуации на рынке, но и во многом драйвером будущих изменений. С начала мирового финансового кризиса прошло уже семь лет, но его эхо до сих пор ощущается во многих регионах мира.

Индекс потребительского доверия компании Nielsen (Nielsen Consumer Confidence Index) ежеквартально замеряет оценку населением перспектив трудоустройства, состояния личных финансов и степень готовности тратить деньги. Согласно индексу, мир фактически находится в зоне «реализма» с показателем в 96 пунктов. Отметка в 100 пунктов говорит о превалировании оптимизма среди потребителей, тогда как уровень ниже 100 пунктов зачисляет страны и регионы в разряд пессимистично настроенных. И хотя средний показатель снизился всего на один пункт по сравнению с первым кварталом, ситуация сильно отличается от страны к стране.

Экономисты привыкли рассматривать Европу как рынок с давно стагнирующей экономикой. Но последние данные по индексу потребительского доверия показывают, что не всё так плохо. При снижении глобального индекса на один пункт больше половины европейских стран продемонстрировали рост, и, как результат, регион в целом подрос на два пункта и впервые с 2010 вплотную приблизился к отметке 80 пунктов. Самый большой рост наблюдается на Украине: семь пунктов – до уровня 48, что тем не менее значительно ниже границы оптимизма в 100 пунктов.

Российские потребители также стали чуть более уверенными в собственном будущем (рост на шесть пунктов – до уровня 78) благодаря улучшению показателей перспектив трудоустройства и возросшей готовности тратить. В странах Западной Европы ситуация также различается: в Германии индекс снизился на три пункта, до уровня 97, а в Великобритании, наоборот, растет в течение последних шести кварталов и достиг уровня 99; Франция на этом фоне выглядит более пессимистичной с показателем в 66 пунктов, который, однако, подрос и достиг максимума со второго квартала 2011.

Северная Америка сохраняет оптимизм. В США, где больше половины потребителей все еще ощущают на себе последствия кризиса 2007–2008, индекс потребительского доверия по сравнению с первым кварталом снизился на шесть пунктов и дошел до отметки в 101 пункт. В Канаде, наоборот, есть небольшой рост на два пункта – до уровня 98. В Латинской Америке ситуация хуже: индекс снизился до самых низких показателей за последние 10 лет – до 83 пунктов. Из всех стран региона только Аргентина показала рост по сравнению с первым кварталом. Остальные страны демонстрируют отрицательную динамику.

Азия же сохраняет статус самого «беззаботного» региона, где половина стран находится выше отметки в 100 пунктов, и при этом некоторые из них заметно растут по данному показателю: Индия, рекордсмен по показателю, достигла уровня в 131 пункт (+1), Филиппины – 122 пункта (+7), Китай – 107 пунктов (+1).

Несмотря на то, что аналогичный показатель по Казахстану не замерялся, я готов сделать предположение, что в нашем случае индекс потребительского доверия с начала года тоже подрос и по уровню находится явно выше России, но вряд ли дотягивает до Германии с Великобританией. И уж точно ниже уровня прошлого года.

В случае с Казахстаном населению важно, что сценарий со второй волной одномоментной девальвации, которую все ожидали, закупаясь впрок российскими товарами и валютой, не реализовался. Хорошо это или плохо для экономики – тема отдельная. Но ясно одно: покупательская способность потребителя не хуже, чем в прошлом году, и это позволяет ему сохранять уровень своих расходов. Впрочем, о заметном росте говорить пока тоже не приходится.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
 

Статистика

15282
просмотра
 
 
Загрузка...