Неуловимый потребитель

8725
Автор: Константин Локтев
управляющий директор «Nielsen Центральная Азия и Кавказ»

Изучение привычек покупателя – вопрос выживания на рынке

Задача осложняется необходимостью отслеживать потребителя в каждый конкретный момент времени.

Очевидно, что фундаментальная причина изменения покупательского поведения кроется во внешней среде. В прошлом веке к серьезным сдвигам в поведении потребителей привели производство серийных автомобилей, развитие радио и телевидения, появление сетей супермаркетов, глобальных и национальных брендов, мировые войны. Сегодня речь идет о «диджитализации» и беспрецедентном росте медиапотребления.

Что оказывает влияние на современного потребителя? В первую очередь – состояние экономики страны, которое напрямую отражается на доходах населения. Для Казахстана из наибольших потрясений последнего времени можно отметить девальвацию начала 2014 и последовавший рост цен в основных импортозависимых категориях. Взаимосвязь простая: если удорожание товаров опережает рост доходов, то покупатели ищут пути экономии.

Экономическая нестабильность внутреннего и соседних рынков тоже заставляет людей реагировать. На фоне снижения цен на нефть и падения курса рубля слухи о второй волне девальвации носят все более массовый характер. Произойдет она или нет – конечно, важно, но сами слухи играют не меньшую роль в изменении поведения покупателей.

Большое значение имеет средний возраст потребителей. Если в развитых рынках говорят об их старении как о тенденции, которая будет определять рынок в следующие десятилетия, то в Казахстане ситуация обратная. Бум рождаемости подстегивает развитие категорий товаров для детей, а впоследствии и для молодежи.

Среда диверсифицирует источники информации и дает нам новые технологии. Если раньше перед походом в магазин восприятие брендов формировалось телерекламой, печатными изданиями и мнениями знакомых, то теперь к ним добавились интернет, социальные сети, мобильные технологии.

Среда предлагает разнообразие средств передвижения. Покупатели становятся более мобильными и могут выбирать место покупки по более важным критериям – ассортимент, промоакции, уровень цен. Только за последние два года число автомобилей в Казахстане выросло на 5%. Этот тренд, тем не менее, имеет и обратную сторону: проблемы с трафиком значительно сокращают расстояние до магазина, которое покупатель готов преодолеть.

Конкуренция заставляет производителей проводить более глубокую сегментацию и выпускать товары для узких групп населения. Как результат, ассортимент потребительских товаров растет с каждым годом. С одной стороны, границы выбора расширяются, с другой – сделать его потребителям становится все сложнее.

Конкуренция между производителями, так же как и конкуренция между ретейлерами, создает нескончаемый поток промоактивности. Покупатель с радостью реагирует на нее, покупая промотовары или вещи со скидкой. К хорошему привыкаешь быстро – для многих рынков «промоспираль» стала настоящим бичом: попасть в нее легко, выбраться сложно.

Из наиболее свежих тенденций можно выделить развитие индустрии здоровья. С каждым годом все больше говорится о важности употребления свежих продуктов, занятий спортом и соблюдения диеты. В Алматы действуют около 150 фитнес-клубов. Список можно продолжить такими тенденциями, как развитие туризма (клиенту теперь есть, с чем сравнивать), зарубежного образования, урбанизации.

Суть же остается неизменной: потребитель меняется по мере того, как меняется мир вокруг. И именно наблюдение за этим процессом может дать подсказку, каким он будет завтра.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить