Сто дней у власти

45164
Автор: Найре Вудс
декан Школы управления им. Блаватника в Оксфордском университете

Вступающие в должность лидеры должны использовать свои первые сто дней на посту, чтобы продемонстрировать свою способность завоевать доверие общественности

После многих лет тревоги по поводу отката демократии, следующие несколько месяцев нам многое расскажут о состоянии народного правительства во всем мире. В октябре Аргентина изберет нового президента, который сменит Альберто Фернандеса, а в Новой Зеландии возглавляемая лейбористами коалиция сталкивается с вызовом со стороны блока, возглавляемого Национальной партией. В ноябре в Нидерландах пройдут внеочередные всеобщие выборы, чтобы заменить Марка Рютте, премьер-министра страны, который дольше всех занимал этот пост, и чьё правительство распалось в июле.

Также ожидается, что в 2024 году Великобритания проведет всеобщие выборы, а Индонезия готовится к февральским президентским выборам, чтобы определить преемника Джоко Видодо, широко известного как Джокови, который завершает свой второй и последний срок. В июне президентские выборы пройдут в Мексике, в ноябре – в США, а в декабре – в Гане.

В каждой из этих стран избирательные кампании уже идут полным ходом. Но демократия – это нечто большее, чем просто выборы. Чтобы демократия работала, она также должна обеспечить эффективное управление. Именно поэтому начинающим лидерам следует заблаговременно начать подготовку к своим первым ста дням пребывания у власти.

Безусловно, в стодневном сроке нет ничего магического. Сосредоточение внимания на этом начальном этапе пребывания лидера в должности не означает, что все цели должны быть достигнуты к концу этого этапа. Хотя этот термин получил известность после динамичного старта Франклина Д. Рузвельта в качестве президента США, важно отметить, что, когда Рузвельт выиграл выборы 1932 года в разгар Великой депрессии, он не был сосредоточен на первых ста днях. Скорее он был полон решимости действовать быстро и решительно в условиях безвыходной ситуации, оперативно приняв 15 важнейших законов. Лишь позднее наблюдатели отметят, как многого он достиг за эти три месяца.

Сегодня концепция первых ста дней предлагает полезную основу для новых лидеров, чей срок полномочий может закончиться раньше, чем они себе представляют, и чей медовый месяц с их собственными партиями и партнерами по коалиции может оказаться намного короче, чем они надеялись. В этот период им следует сосредоточиться на трех ключевых принципах.

Во-первых, лидеры должны четко понимать приоритеты нового правительства. Это легче сказать, чем сделать. В ходе предвыборной кампании политики решают множество вопросов, наряду с теми, которые важны для их политических союзников и электората. В результате их программа часто напоминает скорее инвентаризацию, чем конкретный список дел с тремя или четырьмя основными целями.

Это может иметь разрушительные последствия. Я хорошо помню визит бывшего премьер-министра Туниса Хамади Джебали в Оксфорд вскоре после его отставки. Джебали провел 17 лет в тюрьме за свои политические убеждения, революция 2011 года в Тунисе дала ему возможность возглавить свою страну. Однако всего через 13 месяцев после начала своего срока Джебали ушел в отставку, поскольку посчитал, что его правительство, несмотря на свои амбициозные цели, ничего не достигло. По словам Джебали, отставка была единственным способом вернуть доверие тунисцев. Урок заключается в том, что безжалостная расстановка приоритетов и стратегическое планирование крайне важны для вновь избранных лидеров.

Во-вторых, необходима надлежащая подготовка. Катастрофический 45-дневный срок Лиз Трасс на посту премьер-министра Великобритании, который, помимо того, что стал политическим фиаско и обошёлся стране примерно в 30 миллиардов фунтов стерлингов ($38 млрд), наглядно показывает, к каким последствиям может привести неподготовленное вступление в должность.

Напротив, национальная минимальная заработная плата в Великобритании, введенная в 1997 году тогдашним премьер-министром Тони Блэром, сегодня широко признана как выдающийся успех. Тщательная подготовка позволила лейбористскому правительству Блэра принять новый закон и создать Комиссию по низкой заработной плате, в состав которой вошли эксперты из частного сектора, профсоюзов и гражданского общества, чтобы доработать особенности политики и адаптировать ее по мере необходимости. Бывший премьер-министр Дэвид Кэмерон придерживался аналогичного подхода при создании независимого Управления по бюджетной ответственности в 2010 году.

Но подготовка не обязательно требует знания всех политических деталей.  Эффективная подготовка предполагает извлечение уроков из предыдущего опыта и создание основы для адаптируемого подхода с использованием необходимых знаний и опыта.

Наконец, политические лидеры, готовящиеся к своим первым ста дням, должны обеспечить, чтобы их сотрудники и помощники обладали качествами, необходимыми для эффективного управления. Эти навыки сильно отличаются от тех, что оттачиваются в оппозиции или в ходе избирательных кампаний. Если оппозиция, как правило, направляет недовольство общественности в нужное русло, то управление страной предполагает поиск и реализацию практических решений. Аналогичным образом несмотря на то, что в ходе избирательных кампаний особое внимание уделяется управлению имиджем, эффективное управление требует тщательной разработки политики. Более того, доноры играют решающую роль в избирательных кампаниях, но на посту эти же отношения могут быстро стать обузой.

Именно поэтому вновь избранные лидеры должны собрать эффективную команду, которая сможет помочь им воплотить свои устремления в реальные достижения. Для этого требуется управление государственными агентствами, сотрудничество с профессиональными чиновниками и экспертами, эффективное функционирование в рамках различных кабинетов министров и умение продвигать новые приоритеты, одновременно преодолевая непредвиденные кризисы и обеспечивая бесперебойное выполнение основных функций правительства.

Вступающие в должность лидеры должны использовать свои первые сто дней на посту, чтобы продемонстрировать свою способность завоевать доверие общественности, вдохновлять и мотивировать государственных служащих, а также сохранить поддержку своих собственных сторонников и политических союзников. В демократических системах переходный процесс происходит быстро, а срок полномочий краток. Тщательная подготовка имеет решающее значение.

© Project Syndicate 1995-2023 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить