Медвежий тренд

77872
Автор: Райнер Майкл Прайсс
инвестиционный консультант

Станет ли 2022-й годом начала более долгого периода медвежьего рынка?

Самые важные вопросы, которые стоят перед инвесторами и управляющими фондами сегодня: закончился ли в 2021-м тренд замедления темпов инфляции, длившийся 40 лет до этого, и станет ли 2022-й годом начала более долгого периода медвежьего рынка?

С начала года по сентябрь индекс S&P 500 упал на 11%, а Nasdaq – на 19%. Инвесторы все больше фокусируются на прогнозах относительно процентных ставок и рисках глобальной рецессии и предпочитают стоимости возможностям роста. На рынках облигаций рост инфляции означает, что бумаги с фиксированной доходностью станут для своих держателей риском с нулевой прибылью. Инвесторы, предпочитающие облигации, столкнулись с довольно редким в этом сегменте медвежьим рынком. В 2022-м убытки, выражающиеся двузначными цифрами, стали нормой для держателей облигаций вне зависимости от типа, дюрации или сектора экономики эмитента. В будущем их могут ожидать дополнительные спады, ведь центробанки продолжают наращивать усилия по сдерживанию высочайшей инфляции.

Медвежий рынок означает, что стоимости ценных бумаг падают, а настроения инвесторов пессимистичны. Считается, что рынок вошел в эту фазу, когда цены падают на 20% и более относительно ранее зафиксированной высокой отметки. Инвесторы продают свои бумаги, что лишь усиливает нисходящий тренд.

Один из важнейших вопросов политической повестки дня в Вашингтоне – выбор: поддерживать ли доллар при помощи повышенных процентных ставок либо же Федеральному резерву придется учитывать слабость фондового рынка при определении мер борьбы с инфляцией. В этом году ожидаются еще три встречи Федрезерва, и внимание участников рынка сосредоточено на так называемом правиле 20. Оно гласит, что когда фондовый рынок перейдет в фазу бычьего, коэффициент «цена/прибыль» S&P 500 в совокупности с уровнем инфляции составит значение меньше 20. В начале сентября при значении индекса S&P 500 в 4000 базисных пунктов коэффициент составлял 19,54x. Некоторые аналитики выражают мнение, что согласно «правилу 20» период бычьего рынка не начнется в краткосрочной перспективе, если только уровень инфляции не снизится до нуля, или индекс S&P 500 не упадет на 40% (до 2500), или фактические доходы компаний на 50% не превысят ожидания рынка.

Общие ожидания Уолл-стрит о восьмипроцентном росте выручки в годовом выражении могут оказаться недостижимы в свете текущей геополитической обстановки. Разные оценки сходятся в одном: американский рынок все еще можно охарактеризовать как демонстрирующий исторически высокие цены на акции, несмотря на все спады. К примеру, сегодня циклически скорректированный коэффициент «цена/прибыль», или коэффициент Шиллера (CAPE), на 67% выше, чем его исторически сложившееся среднее значение, а мультипликатор «ценность/объем продаж» сохраняется на уровне 40% выше среднего. Таким образом, мы видим, что текущие стоимости компаний остаются завышенными на фоне замедления темпов экономического роста. Стоит умерить ожидания в отношении прибылей, а инвесторам – подготовиться к потенциальной значительной волатильности рынков.

Суммарные финансовые активы в мировом масштабе составляют сумму порядка $600 трлн, что в 6 раз больше мирового ВВП, тогда как во времена до начала массовой печати денег в целях количественного смягчения превышение было всего двукратным. Общемировой долг сегодня равен $300 трлн и в основном сконцентрирован в таких странах и секторах, где вероятность возврата долгов практически равна нулю. По оценкам Всемирного банка, угроза кризиса суверенного долга стоит перед 70 странами мира, и, когда вопрос о займах стоит в масштабах всей планеты, уже даже МВФ не может выступать в своей обычной роли кредитора последней инстанции.

Теперь, по прошествии времени, становится все более очевидно, что Белый дом и Федеральный резерв совершили катастрофическую ошибку, когда выделили $10 трлн для стимулирования экономики после пандемии, а потом еще и закрепили достигнутые результаты мантрой «инфляция – временное явление» из уст Пауэлла и Йеллен. Ужесточение денежно-кредитной политики Федрезерва в то время, когда рынок недвижимости в Китае вошел в медвежью фазу, а Европа оказалась перед лицом энергетического кризиса, развивающегося из-за войны в Украине, означает, что мировая экономика может столкнуться со спадом баланса, по мере того как уровень инфляции в западных странах достигнет двузначных значений.

Компании продолжают усиливать ожидания в отношении доходов, одновременно с этим делая ставку на то, что Федрезерв в октябре утвердит последнее существенное повышение процентных ставок. S&P 500 изо всех сил старается устоять перед натиском внешних факторов, что в особенности непросто на фоне непрерывно набирающей обороты инфляции и опасений, что агрессивно настроенный Федрезерв затормозит рост экономики.

Согласно исследованиям экспертов с Уолл-­стрит, несмотря на то что, судя по данным о деловой активности в США, худшее для американской экономики еще впереди, пересмотренные прогнозы по корпоративным доходам все еще выглядят оптимистично, чем оказывают положительное влияние на качественные ценные бумаги. Для большей продолжительности периода медвежьего рынка потребуется более длительный период действия повышенных процентных ставок, что окажет давление на величину прибыли. Это может стать центром внимания рынка и в последнем квартале 2022 года, и при составлении прогнозов на 2023-й. Пока инвесторы, предпочитающие размещение капиталов в акции, озабочены влиянием замедления темпов роста экономики на их цены, имеющиеся данные подразумевают, что озабоченность еще не переросла в панику. Значение S&P 500 на уровне 4000 пунктов предполагает, что инвесторы считают последний спад, во многом обусловленный сомнениями относительно достаточно агрессивной позиции американского центробанка, излишне сильным.

Слабеющая экономика ставит превышающие ожидания результаты более дешевых, так называемых недооцененных, акций выше, чем аналогичные акции роста. Индекс роста компаний S&P 500 торгуется с премией 42% к своему «недооцененному» аналогу, а относительно среднего за прошедшие 10 лет значения такая премия составляет 35%.

На фондовом рынке США в этом году стоимости опередили темпы роста впервые с 2016 года. Этот сдвиг был в том числе подпитан ужесточением политики Федрезерва, в результате которой повышенные ставки оказывают влияние как на текущие стоимости, так и на прибыли в будущем. Помимо этого, не остаются защищенными от этих процессов и дорогостоящие ценные бумаги, цены на которые растут высокими темпами, к примеру акции технологических компаний. Чтобы рост мог превзойти в своей результативности стоимость, регуляторам нужно провести очень мягкое снижение.

Наконец, аналитиками поднимается вопрос о том, какова будет цена плохих новостей для медвежьего рынка в 2022 году. Превалирующий в настоящий момент в отношении акций скептицизм может в будущем оказаться положительным сигналом. В условиях продолжительной фазы медвежьего рынка есть вероятность, что мы увидим интригующий подъем одновременно с повышенной волатильностью.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить