Цивилизованное лобби

25908
Автор: Жанат Нугманова
эксперт по налогам

Наступило время отстаивать свои интересы открыто и законно

Любой закон нужен для того, чтобы в обществе был порядок и не было хаоса. При этом мы наблюдаем: если в Казахстане компания считает полезным для себя внедрение некоторых правовых аспектов, ей приходится просить «кого-нибудь» неизвестно за какие услуги или материальное вознаграждение. В компаниях даже могут существовать позиции для лиц, ответственных за коммуникации с органами власти, - некое «лобби». Но каково бы ни было отношение к этому феномену, оно всегда было и будет иметь место, являясь способом защиты и продвижения интересов.

В продвижении интересов нет ничего дурного, если, например, налогоплательщик хочет внести какие-то изменения в налоговое законодательство, которые справедливо бы отражали налоговую нагрузку. В данном контексте «цивилизованное лобби» не должно нести в себе негативный оттенок. Налогоплательщик может, используя связи и навыки делового общения, оказывать законное влияние на развитие своего бизнеса. Особенно часто это мы наблюдаем в крупном бизнесе. Скорее всего, аналогичные ситуации наблюдаются и в других законодательных сферах.

Обычно таким инструментов саморганизации являются бизнес-омбудсмены, союзы предпринимателей, форумы, где мобилизуется общественная поддержка или оппозиция какому-либо законопроекту, и через них же реализуются частичные функции лоббизма. Но лоббистские действия до сих пор не узаконены, значит, они не используются легально в полной мере. До сих пор компании сами стараются решать свои проблемы, обладая определенным выбором путей и средств подобного решения. Понятно, что компании имеют право мирно обращаться к государству и направлять им своих представителей для донесения своих интересов. И вот именно это нужно превратить в действующий институт, то есть «цивилизованное лобби», благодаря чему в процессе создания законов будет учитываться мнение отдельных групп и повысится эффективность законодательного процесса. Этот вакуум можно заполнить через укрепление профессии лоббиста, её престижа в обществе и доверия. Расходы на такой легальный институт должны быть прозрачными и законными, а значит, денежные потоки будут легальными, расходы по ним будут отражены в учетных регистрах компании и должны будут учитываться для налоговых целей.

Общеизвестно, что «цивилизованное лобби» присутствует в законном виде в США уже много лет. Это легальный вид деятельности, связанный с продвижением или непринятием законопроектов на всех уровнях управления. В роли субъектов выступают бизнес-структуры, неправительственные организации, профсоюзы, отдельные лица. Понятно, что его тоже критикуют, это является объектом догадок и заговоров, но в любом случае такие институты выводят в свет большую часть реальных лобби и такое направление должно развиваться и постоянно совершенствоваться. Естественно, что пока это выглядит чем-то небезопасным, что мы к этому не готовы ни в какой мере. Но почему бы не задуматься над этим как над явлением, которое существует в нашей жизни, и снизить нигилизм нашего общества, вывести в правовое поле? Тем более что ранее уже были такие попытки легализации лобби в нашем обществе.

Такие институты должны находиться под государственным и общественным контролем, проверяться на высокие этические нормы. Развитие и переход не будет бесшовным. Правильно разработанная концепция может быть всегда качественно и верно реализована законотворцами, должна развиваться по естественным законам правовой и социальной эволюции.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить