Инвестиции и нацбезопасность

Автор: Айтуар Мадин
юрист

Вопросы национальной безопасности должны учитывать научно-технический прогресс

Привлечение инвестиций во всевозможные сферы экономики является приоритетом экономической политики в Казахстане. А поддержка инвесторов возлагается практически на все уровни власти. Несмотря на это, в некоторых отраслях экономики государство подходит избирательно к этому вопросу, ограничивая претендентов, которые хотят стать собственниками или совладельцами компаний в определенных отраслях. Влияние это оказывается просто: далеко не всем инвесторам разрешают купить акции или доли участия в компаниях. И делается это не из-за прихоти чиновников, а из соображений национальной безопасности. То есть свобода инвестирования уравновешивается регуляторным контрбалансом, позволяющим «фильтровать» потенциальных инвесторов. Такой механизм закладывался ради сохранения стабильности экономического развития и суверенной безопасности государства.

К отраслям, где существуют ограничения, в частности, относятся: недропользование, финансовый рынок (банки и страховые организации), оптоволоконная связь и стратегические объекты. К последним можно отнести: магистральную железную дорогу; трубопроводы; национальную электрическую сеть; линии связи; объекты телерадиовещания; НПЗ; электростанции мощностью не менее 50 МВт; национальную почтовую сеть; международные аэропорты и морские порты; аэронавигационные устройства; оборудование, связанное с безопасностью судоходства; объекты использования атомной энергии; объекты космической отрасли; водохозяйственные сооружения; автомобильные дороги общего пользования; а также пакеты акций в юридических лицах, в собственности которых прямо или косвенно находятся эти стратегические объекты.

Как видим, государство предусмотрело довольно большой перечень того, что относится к стратегическим объектам. Этот перечень был указан в статье 193-1 Гражданского кодекса еще в 2007 году и потом дополнялся только однажды - в 2011 году, когда в него включили объекты телерадиовещания, нефтеперерабатывающие производства и энергопроизводящие объекты мощностью не менее 50 МВт.

Как видим, список этот не пересматривался 11 лет. И уже очевидно, что он не соответствует техническому прогрессу, не покрывает тех сфер и явлений, которые за последнее десятилетие стали неотъемлемыми атрибутами современной жизни, а отдельные блага можно без преувеличения назвать сверхважными. Так, на примере событий января 2022 года все убедились, что стабильность мобильной связи и интернета, гарантированный доступ к платежам и переводам денег, сохранность остатков на электронных счетах — это, по сути, общая для всех ценность. И, следовательно, государство должно максимально минимизировать уязвимость этих систем (в том числе через «фильтрацию» собственников), чтобы подрыв их стабильности был исключен полностью.

С учетом этого представляется необходимым, чтобы государство продумало все риски с точки зрения национальной безопасности, принимая во внимание научно-технический прогресс, произошедший за последние годы.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
10799 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить