Казахстанцы могут торговать на Amazon. Что это даст стране?

Автор: Дмитрий Галат
консультант в сфере e-commerce, Германия

Это маленький шаг для компании, но огромный для казахстанцев

В мае 2021 года Амазон разрешил регистрацию продавцов с казахстанскими паспортами для торговли на своем маркетплейсе. Здесь можно смело перефразировать известное выражение: «Маленький шаг для компании, но огромный для казахстанцев». Казалось бы, почему это имеет такое огромное значение? Причин много и сама возможность осуществления покупок напрямую на Амазонe самая незначительная из них. Главное – это открывающийся доступ к потенциальным рынкам сбыта Северной Америки (более 370 млн. человек), Европы (более 200 млн.), плюс регулярно открывающиеся новые страны с одной стороны и возможность вести международный бизнес из Казахстана с другой.

Коротко об устройстве маркетплейса: основными продавцами являются как сам Амазон (около половины от общего объема), так и сторонние продавцы – начиная от крупных мировых брендов и до частных предпринимателей с домашними поделками. Основные сегменты –  книги и цифровая продукция (Amazon Kindle), принт он деманд (Amazon Merch) и ключевой сегмент – торговля именно товарами в более чем 30 категориях. Основные бизнес модели: продажа в розницу товаров, выкупленных оптовыми партиями; дропшиппинг (продажа без инвестирования в склад) и Private Label (продажа под собственным брендом).  

Ключевая услуга, обеспечивающая огромную привлекательность площадки для продавцов, – программа Fulfillment by Amazon (FBA), обеспечивающая отгрузку товара покупателю напрямую со склада Амазона и позволяющая вести бизнес дистанционно. Сочетание таких элементов как Private Label и программы FBA в совокупности с возможностью неограниченного роста по регионам покрытия Амазона породило новый «клондайк 21 века» – инвестирование в покупку готовых бизнесов на Амазоне, переживающее сейчас настоящий бум. Инвестиционные фонды по всему миру вкладывают сотни миллионов долларов в покупку успешных Amazon FBA Private Label бизнесов, делая миллионерами продавцов, отправлявших еще 2 года назад посылки покупателям из своего гаража.

На Амазоне все построено вокруг максимальной удовлетворённости клиента (customer experience): доставка за 1-2 дня, максимально низкие цены и возможность легкого возврата делают Амазон практически неотъемлемой частью жизни покупателя.

С другой стороны, результатом верховенства удовлетворенности клиента является максимальная ответственность продавцов за выполнение требований, отклонение лишь на несколько процентов от норматива приводит к немедленному понижению эффективности продаж и санкциям вплоть до закрытия аккаунта продавца без возможности восстановления. Негативные отзывы покупателей приводят к значительному понижению в выдаче (объявление будет на 5-10-20 странице выдачи). Если просмотры вашего товара не конвертируются в продажи даже при усиленной рекламе, то приоритетное место получит только тот товар, чьи потребительские свойства и качество сервиса продавца является лучшим.

Для тех, кто не знаком со спецификой торговой площадки, интересным фактом является понятие Buy Box: когда продавцы, продающие один товар, борются за право продать его покупателю, а алгоритмы Амазона, основываясь на массе метрик, характеризующих качество сервиса продавца, определяют победителя.

Каждое из направлений создало огромную инфраструктуру поставщиков различных услуг и экосистему вокруг маркетплейса в целом: софты по финансам, аналитике рынка, рекламе и CEO оптимизации, кросс-платформенные продажи и логистика (например, продажа через свой сайт и отгрузка через программу Амазон FBA).

Запуск продукта на Амазоне, по сути, является стартапом, включающем все ключевые этапы бизнес планирования: анализ рынка, спроса, конкуренции, затрат на производство и продвижение, рентабельности и перспектив.  В отличие от многих маркетплейсов, Амазон и большое количество сторонних разработчиков предоставляют огромное количество данных для аналитики: спрос на ключевые запросы, историю продаж, выручку, цену, комиссии Амазона, вплоть до размера и веса любого продаваемого товара в любой стране, где продаётся товар.   

Пример доступной аналитики рынка
Источник: Helium 10
Пример доступной аналитики рынка

Резюмируя, можно выделить следующие возможности, открывающиеся казахстанским продавцам:

  • доступ к глобальным рынкам, возможность вести торговлю в разных сегментах рынка и странах, хеджируя риски, связанные с проблемами в экономике и конкуренцей в отдельной стране или регионе, индустрии, товарной нише;
  • возможности масштабирования бизнеса, которые ограничены только размером инвестиций, конкуренцией и наличием спроса;
  • возможность «вырастить» бизнес, генерирующий стабильный доход для дальнейшей продажи фондам, без необходимости изобретения нового «Убера» или «Ватсапа», а просто продавая чай или сковородки; 
  • возможность удаленного ведения бизнеса, включая всю цепочку – от производства товара в одной части планеты до его продажи и продвижения в другой.

Естественно, что чем больше возможностей, тем больше и рисков:

  • крайне высокая конкуренция, вызванная доступностью для продавцов любого масштаба;
  • сложность выдерживать требуемые метрики качества сервиса с высокой вероятностью потерять торговый аккаунт;
  • доступность огромного массива данных ведет к очень быстрому копированию конкурентами.

Опять же, ведению бизнеса на Амазоне наиболее точно подходит выражение: «Чтобы хотя бы оставаться на месте, нужно очень и очень быстро бежать», что соответствует духу маркетплейса с самой высокой клиенто-ориентированностью и, соответственно, конверсией в мире.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
14225 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Загрузка...
22 июня родились
Именинников сегодня нет
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
Оксана Чусовитина: Любое поражение – это первый шаг к победе Смотреть на Youtube