Инструкция по борьбе с плохими проектами

65041
Автор: Эрнар Макишев
президент PMI Kazakhstan Chapter

Если ваш портфель напоминает зоопарк, то ваша обязанность уничтожать такие проекты, чтобы получить более здоровое наполнение

Прошлая публикация вызвала неподдельный интерес у читателей. В продолжение приводим рецепты по борьбе с плохими проектами - из статьи Marisa Silva и Henny Portman «Creatures that slow down portfolio delivery and how to kill them»

  1. Проект-любимец. Любимый проект руководителя. Не важно, сколько стоит, не важно, какие убытки несет компания, этот проект в приоритете у высшего руководства.

Инструкция по борьбе с таким проектом. Эти проекты эмоциональны, поэтому не пытайтесь победить логикой. Лучше потихоньку точите гранит, задавая скептические вопросы: «кто будет клиентом этого проекта?», «что мы получим от реализации данного проекта?» (любопытно, сколько вы протянете в компании, задавая такие вопросы, но нужен whistlblower).

  1. Проект-арбуз. Снаружи зеленый (в рамках графика), но, если надрежешь, увидишь, что внутри он весь красный.

Инструкция по борьбе с таким проектом. Простите за констатацию, но такие проекты - просто защитная реакция организма проектного менеджера на постоянные окрики сверху. Топ-менеджмент должен поощрять атмосферу прозрачности и открытости. Если этого не добиться без смены топ-менеджмента, то нужно наладить ОУП для проведения чекапов. Желательно по множеству параметров. Но опять же, это проблема в культуре, а не в людях. 

  1. Проект-гриб. Они вырастают в темноте. Никто их не ожидал, никто не знает, откуда они взялись и даже кто ими управляет.

Инструкция по борьбе с таким проектом. Опять тривиальная истина - внедряйте КСУП. Заведите реестр проектов в портфолио. Заведите процедуру по инициации проектов, чтобы появился заслон против необоснованных проектов.

  1. Проект - подводная лодка. Он появляется на поверхности только из-за необходимости набрать воздух (ресурсы), залатать дыры, в остальное время его не видно. Отсутствие новостей – хорошие новости?

Инструкция по борьбе с таким проектом. Это недоработки ОУП, если он есть. Регулярные отчеты и обновления — вот ваше лекарство. Включите эхолокатор, находите подлодки!

  1. Проект-таракан. Руководство давит его тапком, вымораживает, но он выживает и по ночам жрет на кухне насыпанный для него дуст.

Инструкция по борьбе с таким проектом. Проблема легко решится, если расставить гейты принятия решений. 

  1. Проект-призрак. Похож на проект-гриб, за исключением того, что, когда он появляется, вы вскрикиваете от ужаса.

Инструкция по борьбе с таким проектом. PMO должен провести проект через гейты. Если кто-то действительно заботится о проекте, то он появится и возьмет на себя ответственность.

  1. Проект-зомби. Это разновидность проекта-таракана. Проект прекращён, но продолжает потреблять ресурсы, финансы.

Инструкция по борьбе с таким проектом. Просто покажите руководству, сколько стоят эти проекты, учтите все затраты и стоимость совещаний по данному проекту (сюрприз – совещания стоят денег). Еще более важно предотвратить появление зомби-проектов путем следования чек-листу по закрытию проекта.

  1. Проект-цунами. Обычно это стратегический, высокоприоритетный проект, который разрушает всё на своем пути. Бывает, проекты-цунами являются секретными и предназначены для реструктуризации компаний.

Инструкция по борьбе с таким проектом. Действия должны напоминать действия при цунами: уведомление загодя, четкий план действий. Правление должно обсудить с СД все детали и видение. Коммуникации являются ключевым аспектом, если вы хотите изменений, а не хаоса.

  1. Проект-иглобрюх. С виду это маленькая рыбка, но когда вы подходите близко, она увеличивается в размерах в четыре раза.

Инструкция по борьбе с таким проектом. Хороший ПМ избегает таких проектов через инструмент декомпозиции для назначения ответственных лиц и разработки корректных оценок.

  1. Проект - священная корова. Разновидность проекта-любимца, это проект, который вы не можете ставить под сомнение. Несмотря на убыточность, он будет жить, так как является традицией. Для примера - так любимые нами новогодние корпоративы.

Инструкция по борьбе с таким проектом. Корни проекта лежат в традициях (мы всегда так делали). Задайте вопрос - существует ли более эффективный способ добиться тех же целей с меньшими затратами?

  1. Проект-павлин. Это проекты, призванные утолить тщеславие руководства. Они начинаются с бравады и закладки камня в фундамент, но в итоге становятся никому не нужной обузой.

Инструкция по борьбе с таким проектом. Наилучший способ убить такой проект - четкий бизнес-кейс с обоснованием данного проекта и измеримыми результатами.

  1. Белый слон. Мегапроекты, такие как Олимпийские игры, часто инфраструктурные. Невероятно дорогие с небольшими результатами или их отсутствием.

Инструкция по борьбе с таким проектом. Разработайте ТЭО, обоснование инвестиций, бизнес-план. И недостаточно концентрироваться на CAPEX, нужна оценка OPEX и Total cost of ownership.

  1. Проект-Прамбанан. Назван в честь храма в Индонезии, который по легенде построили за одну ночь. Собственно, все ясно из названия, это проект, который нужно «сделать вчера».

Инструкция по борьбе с таким проектом. Такие проекты «кричат» о своей срочности и неотложности. Но так ли это? Не стоит их приоритизировать только на основании надуманной срочности. Можем ли мы позволить себе сфокусироваться только на этом проекте и нанять дополнительные ресурсы? Поговорите с командой, отставив эмоции, и, возможно, вы поставите такой проект на паузу.

  1. Проект - День сурка. В компании все страдают амнезией и наступают на одни и те же грабли. У всех на проекте стойкое ощущение дежавю.

Инструкция по борьбе с таким проектом. Ключевой метод борьбы с этим проектом – управление знаниями. На стадии инициации проектный менеджер / офис управления проектами собирает исторические данные, риски, оценки, статьи, советуется со знакомыми на дружеском обеде. Вам нет необходимости проживать один день снова и снова, стройте успешное будущее!

  1. Проект - фальшивый нос (хамелеон). Это старые проекты, которые переименовали таким образом, чтобы люди не узнали проекты, которые провалились в прошлом году.

Инструкция по борьбе с таким проектом. Этот проект - отражение корпоративной культуры неприятия провальных проектов, когда это трагедия для руководства, вместо возможности роста и получения знаний. Не лгите себе, переименование проекта не решит ваши проблемы. Попробуйте начать честный диалог, чтобы понять, что было сделано не так в прошлый раз.

  1. Проект-осьминог. Проект, который живёт очень глубоко и подчиняется нескольким управляющим комитетам, которые могу не знать друг о друге.

Инструкция по борьбе с таким проектом. Рецепт борьбы пришел из Agile - Minimum Viable Bureaucracy. ОУП совместно с ПМ и спонсором должны обсудить минимальный набор процессов/процедур, чтобы получить максимальный результат. Иерархия управления должна быть задокументирована и прозрачна для всех.

  1. Слон в комнате, которого предпочитают не замечать. Это проект-табу, большой, занимает всю комнату, неприятно пахнет, но все предпочитают его не замечать.

Инструкция по борьбе с таким проектом. Поймите, есть ли слон в комнате. Если он есть, поищите вначале первоисточник, прежде чем бороться с симптомами. Возможно, придется провести ряд приватных встреч, в зависимости от деликатности вопроса. Ну и лучше всего не давать слону расти и пресекать его появление на ранних стадиях.

Послесловие

Если ваш портфель напоминает зоопарк, то ваша обязанность уничтожать такие проекты, чтобы получить более здоровое наполнение. Здоровый портфель включает меньше проектов, они не дублируются. Вам не нужны «пожарники», чтобы тушить пожары, а ресурсы загружены равномерно и эффективно. Как результат - ваша компания более эффективна и успешна.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить