В одну реку

Автор: Дмитрий Жеребятьев
региональный представитель Finastra в Казахстане

Очевидно наблюдается желание государства отдать пенсионные деньги обратно в рынок и создать систему, схожую с той, которая действовала до момента объединения пенсионных фондов, – по сути, дважды вступить в одну и ту же реку. Однако сегодня есть несколько препятствий для этого

Сегодня в финансовом сообществе обсуждается очередная пенсионная реформа, в частности возможное возвращение управления пенсионными деньгами в частный сектор. До этого несколько лет было столь же много комментариев по поводу передачи частных фондов в государственный ЕНПФ. Можно по-разному оценивать этот процесс, но следует признать, что, к сожалению, никакие требования государственного регулятора по капиталу, по достаточности регулирования не сыграли своей роли с точки зрения качества управления. И на сегодняшний день мы имеем то, что имеем.

Очевидно наблюдается желание государства отдать пенсионные деньги обратно в рынок и создать систему, схожую с той, которая действовала до момента объединения пенсионных фондов, – по сути, дважды вступить в одну и ту же реку. Однако сегодня есть несколько препятствий для этого, одно из которых – кризис (банкротство банков, корпоративного сектора). Риски управления активами серьезно изменились не в лучшую сторону. Поэтому идут дебаты между частными инвестиционными компаниями и государством на предмет того, чтобы найти максимально правильное решение для реформы.

Иллюстрация: © Depositphotos.com/ginasanders

Что можно, на мой взгляд, сделать? Во-первых, признанный международный опыт – это инвестирование трети активов ЕНПФ на Западе, через профессио­нальных международных управляющих. Возможно, здесь стоит позаимствовать стратегию фонда Национального благосостояния. Еще 30% Национальный банк РК может на рыночных условиях размещать на внутреннем рынке (в государственном долге – нотах, заимствованиях Минфина, внешних облигациях). Оставшуюся часть можно было бы отдать на внутренний корпоративный рынок – в акции и облигации казахстанского сектора, через частные управляющие компании. При этом разумно изолировать эти деньги от банковского сектора, коль скоро мы хотим построить независимые от банков финансовые институты и не направить опять косвенным образом пенсионные деньги на спасение банковского сектора.

Во-вторых, требования по капиталу к частным инвестиционным компаниям являются одним из важнейших элементов реформы, как и требования по наличию рейтингов, аудита портфеля. Эти критерии активно обсуждаются. Дополнительной мерой и одновременно одним из стимуляторов развития коллективных инвестиций и самого рынка ценных бумаг могла бы выступить возможность, при которой пенсионные деньги давались бы тем частным компаниям, у которых уже есть свои индивидуальные клиенты-инвесторы – физические лица. Пропорции можно менять определенным образом: скажем, если бы мы знали, что частные инвесторы доверяют $10 млн управляющей компании, она вполне может взять такое же количество активов пенсионных денег в управление. Это бы послужило хорошим конкурентным стимулом для развития рынка в целом.

В рамках таких изменений можно предусматривать консервативную и умеренную стратегии для вкладчиков, а также изменить подход предоставления государственных гарантий.

Таким образом, можно будет избежать разового выплескивания больших сумм активов на рынок, с одной стороны, и обеспечить достаточную конкуренцию среди управляющих компаний – с другой.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
12323 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
18 октября родились
Эдуард Огай
председатель совета директоров ТОО «Казахмыс холдинг»
Самые интересные материалы сайта у тебя на почте!
Подпишись на рассылку
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить