Сидя на всех континентах

 

Автор: Евгений Долбилин
Партнёр Scot Holland | CBRE в Центральной Азии и Казахстане
другие посты автора

Сначала менялась офисная среда: в офисы стали добавлять элементы, например, спортзала или мест отдыха. Через некоторое время и вовсе встал вопрос: а нужен ли офис в том виде, каким мы его знаем?

Сегодня профессионалы рынка отмечают медленную, но верную трансформацию офисного пространства. Что происходит?

Сначала менялась офисная среда: в офисы стали добавлять элементы, например, спортзала или мест отдыха. Через некоторое время и вовсе встал вопрос: а нужен ли офис в том виде, каким мы его знаем?

Еще несколько десятилетий назад появились так называемые сервис-офисы, где можно было снять небольшую площадь на очень гибких условиях. На смену этой концепции пришел формат шеринга или мультиофиса, когда небольшие компании платят чуть ли не почасовую ставку, – некая смесь офиса и кафе. Многие известные технологические компании выросли из таких концепций.

Зачастую в современных офисах у сотрудника даже нет своего «именного» стола. Есть лишь шкафчик, где он хранит свои личные вещи и ноутбук. Когда сотрудник приходит на работу, то сам выбирает, где сесть – на диване, на кухне или за одним из столов. Главное, чтобы было комфортно и был доступ в интернет.

Интернет, современные коммуникации произвели революцию в офисных площадях, и она продолжается. Все чаще можно встретить компании, сотрудники которых находятся на всех континентах, в десятках стран. Они по-прежнему работают в одном офисе, только офис этот виртуальный. Но производится при этом самый настоящий продукт.

Клиенты, разговаривая с менеджером компании, зарегистрированной где-нибудь в Лондоне, с удивлением узнают, что их собеседник находится в Индии. Практически все европейские банковские кол-центры располагаются в третьих странах. Для многих это в свое время стало открытием. Сейчас операторов кол-центра заменяет онлайн-банкинг. Серверы могут находиться где угодно. Как часто мы ходим в банк? Если часто, то мы все еще пребываем в доисторической эпохе, если меньше, чем раньше, уже неплохо. В технологически развитых странах люди вообще не посещают банк физически, они его даже не видят.

Или другой пример. Один из крупных мобильных операторов начал реализовывать идею сокращения офисных площадей и перевода сотрудников на удаленную работу. Экономия должна составить несколько десятков миллионов долларов в течение года.

Изменятся ли офисы в Казахстане? Возможно, не так быстро, но преобразования уже происходят. Понятия мобильного и виртуального офисов, новые концепции офисных пространств будут распространяться так же, как Uber перестроил индустрию такси, а AirBnB начал менять индустрию отельного бизнеса. Информационные технологии полностью изменят привычный образ офисов. Они станут более эффективными, компании смогут уменьшать свои затраты, сотрудники – более грамотно распределять свое время, не обязательно сидя где-то с 9.00 до 18.00.

Компании всех секторов сейчас ищут пути сокращения издержек, а офисные площади традиционно занимают высокий процент в затратах. Некоторые БЦ в Алматы и Астане вынуждены сдавать простаивающие площади по относительно невысокой цене операторам мультиспейса. Последние в свою очередь переделывают пространства согласно своим концепциям и пересдают их конечным потребителям – на час, два, день, неделю, месяц и т. д.

Концепции мультиспейса могут различаться между собой, в зависимости от таргетирования клиентских групп, но все это укладывается в один тренд – офисное пространство трансформируется. Компании по-другому начинают смотреть на свои площади, пытаясь извлечь максимум. Стартапы, к примеру, полностью отказываются от традиционных офисов и начинают работу в коворкинге.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
 

Статистика

6760
просмотров
 
 
Загрузка...