Очередное заседание Forbes Club прошло в Алматы
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-09/1a4c4e54-1caf-4fbf-b257-a4129b3ba187.webp)
Алматинцам Андрея Звягинцева представлять не нужно: фильмы победителя Венецианского фестиваля и лауреата множества других премий здесь знают и любят. Режиссер приезжал в город в 2019 году и тоже был гостем Forbes Club, представляя картину «Елена». На это раз был организован закрытый показ ещё одной киноленты - «Левиафана». Зрители, которые пришли из кинотеатра на встречу в клубе, были явно под впечатлением этой драмы.
![Андрей Звягинцев и Арманжан Байтасов Андрей Звягинцев и Арманжан Байтасов](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-09/6280efc3-4f74-4e51-a4a7-9d263ba23ea7.webp)
- Одно дело — смотреть на экране ноутбука или айпада, и совсем другое — на широком экране в кинотеатре, - отметил, начиная разговор, ведущий встречи, издатель Forbes Kazakhstan Арманжан Байтасов.
Большую разницу отметил Байтасов и между прошлым и нынешним визитами Звягинцева.
- Это был другой мир, - сказал он, - прошло всего четыре года, а как будто поменялась вся планета.
![Участники клуба Участники клуба](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-09/8a79d19f-2e64-4deb-92a4-4194900a2351.webp)
С 2019 года случилось много всего. Началась пандемия, разделившая жизнь Андрея Звягинцева на «до» и «после»: в июне 2021 года он опасно заболел, спасти его смогли только в Германии, куда отправили в тяжелейшем состоянии. Там он встретил начало войны, которая стала для режиссера огромной трагедией. Сейчас Звягинцев живет во Франции, надеясь перезапустить проект, которым занимался до болезни и отъезда. И это самый верный знак того, что никакие жизненные перипетии не сумели изменить художника. Его убеждения, образ мыслей, манера рассуждать остались прежними, разве что голос стал глуше — последствия трехеостомы.
![Андрей Звягинцев Андрей Звягинцев](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-09/c17ecf28-1625-4d1e-94cd-54727e35d6e1.webp)
Отвечая на первый вопрос ведущего, Звягинцев объяснил, почему в начале фильма «Левиафан» появляется титр «При финансовой поддержке Министерства культуры Российской федерации» (из госбюджета проект получил 40 млн рублей — около 15% всех затрат). Он назвал это «курьезом».
- Наш продюсер Александр Роднянский принял такое решение. Он понимал, что у фильма будет сложная судьба, и понимал, что нужна какая-то протекция, - сказал режиссер, добавив, что эта «протекция» не помогла — чиновников очень раздражало, что они оказались участниками проекта, а министр культуры Владимир Мединский и вовсе бранил картину последними словами.
Но если к такому отношению власти он был готов, то негативная реакция многих зрителей его опечалила. Некоторые сограждане даже требовали от него прилюдного покаяния, не желая видеть в «Левиафане» отражение своей жизни — с повсеместным пьянством, коррупцией и безнравственностью.
Во время беседы участники клуба тоже задавали вопросы по большей части о картине, а также о восприятии Звягинцевым его жизни на чужбине и отношениях между приезжими из России. Все вопросы были продуманными и глубокими, так что, заканчивая встречу, Арманжан Байтасов поблагодарил за них своих гостей.
![Мухтар Джакишев с супругой Динарой и Арманжан Байтасов Мухтар Джакишев с супругой Динарой и Арманжан Байтасов](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-09/44454d63-5e4f-4222-94d2-f001fda0c62e.webp)
В конце вечера участники встречи смогли получить автограф именитого кинематографиста на книге «Левиафан». Разбор по косточкам: Андрей Звягинцев — о фильме кадр за кадром». Книга, в основе которой интервью кинокритика Максим Маркова со Звягинцевым о творческих и технических решениях картины, была издана в 2021 году.
![Кайрат Мажибаев Кайрат Мажибаев](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-09/c70d42fa-e253-4d16-ad0f-b9825b09132b.webp)
Заседание Forbes Club, прошедшее в ресторане Eva, поддержали постоянный партнер — всемирно известный бренд Chivas Regal и Zerde Publishing — казахстанское издательство, специализирующееся на книгах по бизнесу, экономике и финансам, личной эффективности, а также нон-фикшн и художественной литературе казахстанских и зарубежных авторов.