Как Азия усиливает свою роль в мировой экономике

Сегодня Китай – вторая по величине экономика в мире, Япония – третья, Индия – пятая. Успех этих стран положил конец однополярному миру, считают в McKinsey

Эпицентр глобальных перемен перемещается в Азию. Эксперты института McKinsey считают, что в ближайшие десятилетия Азия будет играть ведущую роль в мировой экономике. Свои выводы они основывают на пяти параметрах: растущая роль региона в геополитике, уровень развития цифровых технологий, демографические перспективы, доступ к энергетическим ресурсам и рыночная капитализация бизнеса. По мнению аналитиков, позиция ведущих стран Азии по многим из этих параметров дает им возможность влиять на миропорядок.

При этом Азия далеко не однородна. Страны региона занимают площадь около 45 млн квадратных километров, что почти в 5 раз превышает площадь Европы. Их отличает культурное и языковое разнообразие: в Азии говорят на 2300 языках против 300 в Европе. Между азиатскими государствами много экономических и политических различий. ВВП на душу населения в Сингапуре, к примеру, в 60 раз больше непальского; в регионе существуют различные политические режимы. Однако эксперты McKinsey уверены: страны Азии можно рассматривать в совокупности, поскольку они связаны взаимными интересами. В основном в сфере торговли.

Страны Азии взаимосвязаны экономически. Почти 60% объема торговли приходится на внутрирегиональную торговлю. Этот показатель увеличивается: в 2016–2021 годах внутрирегиональная торговля в Азии в среднем росла на 10% в год. Это вдвое превышает объемы торговли, приходящейся на меж­региональные коридоры. Уровень торговой интеграции в Азии приближается к европейским показателям. При этом политическое сотрудничество не так налажено: страны региона не ведут себя как единый блок на международной арене. Исторически развитие Азии было основано именно на деловом сотрудничестве.

Ожидаемо локомотивом азиатской торговли эксперты называют Китай. На Поднебесную приходится 56% объема продукции, проходящей по 20 крупнейшим торговым коридорам мира. Объем торговли между Китаем и США в 2021 году составил $723 млрд – это мировой рекорд для двусторонней торговли. При этом рост торговли между двумя странами замедляется: в период с 2016 по 2021 год она росла всего на 3% ежегодно. Зато Китай диверсифицирует торговые связи: в последние годы он потратил много усилий на налаживание торговли с Латинской Америкой, Ближним Востоком и Восточной Европой.

Международную торговлю наращивают и такие крупные страны Азии, как Индия и Вьетнам. Индия и развивающиеся страны Азии активнее торгуют с Соединенными Штатами, особенно в сфере электроники и текстиля. Аналитики отмечают, что между развивающимися странами Азии, Китаем и США формируется новый торговый тре­угольник. Это связано с возникшей у американцев необходимостью компенсировать падение импорта китайской продукции в США. Импорт из Китая в США снизился примерно на 6 процентных пунктов в период с 2018 по 2022 год, тогда как доля импорта из развивающихся стран Азии (Бангладеш, Камбоджа, Непал, Вьетнам и пр.) и Индии увеличилась на 4,4 п. п. Быстрыми темпами растет торговля между Китаем и остальной Азией. Так, с 2018 по 2022 год торговля КНР с Вьетнамом ежегодно росла на 16%, с Малайзией – на 13%.

Азиатские страны продолжают наращивать свою экономическую мощь. Сегодня Китай – вторая по величине экономика в мире, Япония – третья, Индия – пятая. Успех этих стран положил конец однополярному миру, считают в McKinsey. По мере роста международного влияния крупных стран Азии геополитическая обстановка может обостриться.

В прошлом азиатские экономики торговали друг с другом, исходя из взаимной экономической выгоды. В последние годы на торговлю стал влиять и другой фактор – геополитическая безопасность. Глобализация идет своим чередом, замечают эксперты, но ее направление меняется в зависимости от политических факторов. Огромное влияние на торговлю в Азии оказывают отношения стран региона с США. В последние годы Соединенные Штаты стали накладывать ограничения на технологическое и торговое сотрудничество с Китаем. В отношении Мьянмы, где в 2021-м произошел военный переворот, американское правительство также приняло определенные торговые санкции.

Торговые ограничения возникают и внутри Азии. В 2018 году Китай ввел ограничительные меры в отношении австралийской продукции (Австралия в классификации McKinsey – одна из стран региона), включая уголь, говядину и хлопок. Австралия, в свою очередь, запретила китайским производителям телекоммуникационного оборудования использовать свои сети 5G. В 2019 году Япония запретила экспорт некоторых микросхем и материалов (например, фтороводорода) в Южную Корею. В 2020-м Индия призвала бойкотировать малайзийское пальмовое масло, что привело к 85%-ному сокращению поставок этого продукта в страну.

Азия оказалась в выигрыше от эпохи глобализации и открытых рынков. Наращивая торговлю с остальным миром, азиатские страны значительно укрепили свои позиции на глобальной арене. Торгуя друг с другом, они придерживались принципа взаимного невмешательства в политические вопросы. Сегодня, когда геополитическая напряженность растет, неэкономические факторы играют все более важную роль в вопросах торговли. Сможет ли Азия найти свое место в более противоречивом и многополярном мире? Уступит ли место здоровый прагматизм идеологическим и политическим войнам? От ответов на эти вопросы зависят контуры будущего экономики региона.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Ошибка в тексте