Розничная торговля в Казахстане: маркетплейсы наступают

Объем e-commerce в Казахстане превысил 4 трлн тенге

Фото: © Depositphotos.com/BiancoBlue

По данным Бюро национальной статистики РК, в 2023 году объем внутренней электронной коммерции в стране, включая продажи через маркетплейсы, вновь пробил рекордные значения, перевалив за 4 трлн тенге. Это на 27,8 % больше, чем 3,17 трлн тенге за предыдущий год.

Следует заметить, что роль маркетплейсов в интернет-продажах с каждым годом растет. Из всего объема e-commerce 992 млрд тенге пришлось на реализацию напрямую через интернет-ресурсы предприятий (против 1,13 трлн тенге годом ранее) и 3,07 трлн тенге — на маркетплейсы (2,05 трлн тенге соответственно).

Суммы транзакций, проведенных за пределами Казахстана посредством интернета с использованием платежных карточек казахстанских эмитентов, также растут. В 2023 году их объем увеличился на 73 % и достиг 1,3 трлн тенге, тогда как в предыдущем году был на уровне 780 млрд тенге.

60 %, или 2,44 трлн тенге, всей внутренней электронной торговли пришлось на розничную торговлю, 39,4 %, или 1,6 трлн, — на услуги, 0,5 %, или 21 млрд тенге, — на оптовую торговлю.

Также растет количество предприятий, использующих интернет-ресурсы для реализации товаров и услуг. Оно составило 2528 против 2007 годом ранее. Из этих компаний 766 используют собственные интернет-ресурсы, остальные 2014 — маркетплейсы.

В 2023 году лидером розничных продаж стала категория «Одежда, обувь, спортивные товары», реализация которых составила 212,6 млрд тенге, или 31,6 % от всего объема. Вторую строчку с объемом продаж в 155,3 млрд тенге, или 23,1 %, заняла категория «Телефоны и гаджеты». Тройку замыкают продажи из категории «Красота и здоровье» с объемом 65,6 млрд тенге, или 9,8 %.

В онлайн-продажах услуг через собственные интернет-ресурсы лидерами остаются реализация билетов и бронирование мест на транспорт. Объем продаж в этой категории составил 105,5 млрд тенге, или 35,3 % от общего объема реализации всех услуг. Второе место сохранили услуги по перевозке пассажиров — 82,9 млрд тенге, или 27,8 %. На третью строчку поднялась категория «билеты и бронирование мест на развлекательные мероприятия», сместив услуги в сфере информационно-коммуникационных технологий (телевидение, цифровая телефония, беспроводная сеть). В этой категории объем продаж составил 19,1 млрд тенге, или 6,4 %.

В региональном разрезе лидерство по онлайн-продажам (с учетом маркетплейсов) сохраняет Алматы. Здесь было реализовано продукции и оказано услуг более чем на 3,7 трлн тенге, или 91,88 % от всего объема. На втором месте — Астана, с продажами в более чем 175 млрд тенге (включая маркетплейсы), или 4,33 %. Примечателен рост доли столицы по сравнению с 2022 годом (3,2 %). Тройку по-прежнему замыкает Карагандинская область с 37,2 млрд тенге, или 0,91 %.

32 % всех покупателей онлайн оплачивали товар или услугу посредством дебетовой карты или банковским переводом, 24 % — наличными, 22 % — кредитной картой, 15 % — посредством онлайн-платежей, 5 % — мобильным телефоном, 3 % — подарочной картой или бонусами.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте