Кто зарабатывает на пеших походах по всему Казахстану

И попутно популяризирует экотуризм

Экотуризм относительно недавно стал трендом – выбирая его, туристы подчеркивают, что не просто любят путешествовать, а делают это с чувством осознанности и уважением к окружающей среде. Чаще всего это те же люди, что активно занимаются спортом и ведут здоровый образ жизни, что в общей картине и создает образ экологичного человека. Суть экотуризма – изучать мир с минимальным воздействием на экосистемы. Мировой рынок экотуризма находится под влиянием растущего экологического сознания и проблем, которые привели к росту спроса на устойчивые и ответственные варианты путешествий. Ну и не стоит забывать, что в последние годы растет спрос на аутентичные, уникальные впечатления. Люди насытились отдыхом в Эмиратах, Турции или на Мальдивах и хотят изучать дикую природу.

Согласно данным исследовательской компании IMARC Group, в 2023 году объем мирового рынка экотуризма достиг $196 млрд. По прогнозам экспертов, ежегодно в течение последующих пяти лет рынок будет расти на 12%. При этом в общей «корзине» экотуризма пешие походы занимают относительно небольшую долю рынка, всего $12,24 млрд, или 6%. Пеший туризм – более сложная форма экотуризма и, очевидно, требует качественной подготовки, как физической, так и технической. Тем не менее этим видом досуга увлечено не менее 118 млн человек по всей планете.

30-летний предприниматель и участник рейтинга «30 до 30» Forbes Kazakhstan Султан Кушербаев убежден: начать заниматься пешим туризмом под силу каждому и это значительно легче, чем может показаться на первый взгляд. Еще в 2015 году Кушербаев вместе с друзьями начал монетизировать свое увлечение – ходить в горы и изучать природу, организовав сообщество Campit.kz. Что представляет собой бизнес на экотуризме и пеших походах?

Найти свой маршрут

Несмотря на то что Султан Кушербаев родился в Шымкенте, он считает себя настоящим алматинцем, да и переехал в этот город еще до того, как научился ходить. Родители перебрались в Алматы в поисках новых возможностей. Мама работала в разных компаниях, была аналитиком, логистом; отец ушел в предпринимательство – сначала открыл небольшой цех по производству мебели, со временем начал сдавать в аренду строительную технику. Султан окончил алматинскую гимназию № 35, затем поступил в Казахстанско-Британский технический университет на специальность «экономика» по программе дуального образования с Лондонской школой экономики. Признается, что не слишком задумывался, действительно ли станет экономистом, но в глубине души всегда хотел попробовать себя в предпринимательстве.

«Когда в школе нас просили заполнить очередную анкету с указанием профессии родителей, я всегда с гордостью писал «предприниматель» напротив имени своего папы», – вспоминает Султан. В 2016 году он получил диплом экономиста и устроился на работу в «Тенгизшевройл» (ТШО) на должность финансового аналитика. Почти год он проработал вахтовым методом, отвечал на складах за бюджетирование, реализацию контрактов, вел аналитику.

Работать в ТШО Султану понравилось – достойная зарплата, высокие международные стандарты деятельности. Но юноша не мог смириться с необходимостью подчиняться строгому графику – просыпаться в шесть часов утра и заканчивать работу уже к вечеру. Кушербаев уволился и вернулся в Алматы, чтобы взять время на обдумывание своего плана на будущее. В один из летних дней ему написал друг, рассказал, что открылась позиция советника в канцелярии премьер-министра РК.

«Я с горящими глазами, на чувстве патриотизма соглашаюсь, подаю свое резюме, прохожу все собеседования и переезжаю в Астану», – улыбается собеседник. Однако, говорит он, хотя формально должность и называлась «советник», никакие советы никому он не давал, никакой интеллектуальной работы не было, а только бюрократическая – заполнение бесконечных бумажек и отчетов. «Канцелярия была большая. Тогда премьер-министром был Бакытжан Сагинтаев, а первым заместителем – Аскар Мамин. Первым замом Мамина работал Болат Смагулов, вот у него я и был советником», – смеется Султан. Проработал Султан в канцелярии премьер-министра недолго – с июля по сентябрь 2017 года. Ушел, поскольку не чувствовал себя на своем месте, да и всё чаще думал о своем любимом хобби – походах в горы.

С походами всё началось еще в 2015 году. Султан вместе с друзьями Денисом Лукьянчуком и Ержаном Алдабергеновым всё чаще начали подниматься в алматинские горы. Тогда, вспоминает Султан, в Алматы действовали лишь небольшие объединения – закрытые альпинистские клубы. Большого открытого сообщества, к которому мог бы присоединиться любой желающий, еще не было. «Мы сами ходили в горы, выкладывали фото в социальные сети, друзья писали в комментариях, мол, почему ты не позвал нас», – рассказывает Султан. Летом того же года друзья открыли в Instagram сообщество под названием Campit.kz (созвучие английского слова camp – «лагерь» и казахского «кэмпит» – «конфета»). На первый клич пойти в горы на пик Фурманова утвердительно ответили 25 человек, что очень удивило Султана: он не ожидал, что в горный поход захочет отправиться такое количество добровольцев. Второй поход на Кок-Жайляу поддержали уже 100 человек.

Фото: © Ержан Алдабергенов

«Идея нашла живой отклик, особенно среди коренных алматинцев, которые по 20–30 лет живут здесь и никогда не были в горах. Они бы и хотели пойти, но не знали, как и с кем. Максимум, где они были, это Шымбулак. А мы начали ходить по настоящим горным маршрутам. Это не альпинизм, а пеший туризм. К этому добавился бум роста пользователей в Instagram. Всем хотелось красивых фотографий, и мы не вкладывались в маркетинг, просто выкладывали контент – фотографии из походов с небольшими текстовками. Сами не заметили, как в первые полтора года на нас подписались 10 тысяч человек», – рассказывает Султан.

Как заработать?

В 2018 году увлечение Султана начало выходить за рамки простого хобби и дружного горного комьюнити, поскольку на один из планируемых походов в горы откликнулось более 500 желающих. Решили предложить своим подписчикам первый платный продукт – тур выходного дня. Первое время туры не были прибыльными: информация о коммерческих походах распространялась только через соцсети, и, хотя количество подписчиков росло, серьезные путешествия удавалось проводить не больше трех раз в месяц. Вырученных денег хватало лишь на то, чтобы покрыть собственные расходы. Разрабатывая маршруты коммерческих походов, ребята из Campit.kz выбирали популярные места, которые при этом находились в относительном отдалении от Алматы – Чарынский каньон, поющие барханы, Кольсайские озера или озеро Каинды. Уже к апрелю того же года Campit.kz получили лицензию туроператора, которая позволяла компании проводить все туры вбелую и платить налоги. Во второй половине 2018 года спрос настолько вырос, что Султан с друзьями начали планировать туры не только за неделю, но за месяцы вперед.

Султан вспоминает, как в одном из походов он встретил в горах известного актера Ануара Нурпеисова. Через несколько минут общения они почувствовали, что находятся на одной волне. Султан предложил Ануару войти в долю в компанию, а тот в свою очередь предложил новым компаньонам информационную поддержку и стал амбассадором горного туризма. «Вместе мы, помимо стандартных туров, предлагали креативные направления. Первыми сделали тур в «Город кочевников» близ Алматы, сразу после съемок там клипа Jah Khaliba на песню «Лейла». Мы собрали туда 200 человек, пригласили певца Son Pascal и создали такую атмосферу, которая стала планкой, ориентиром для нашей компании на долгие годы. Это был поворотный момент», – с улыбкой вспоминает предприниматель.

При этом, признается он, тогда о каком-то хорошем заработке по-прежнему не могло быть и речи: зарабатывали максимум по 250 тысяч тенге в месяц «чистыми» на каждого из четырех учредителей. Все же маржинальность в этом бизнесе небольшая. Например, чтобы организовать поездку на Кольсайские озера (туристу Campit.kz она обходилась в 15–16 тысяч тенге), нужно арендовать автобус, затем добраться до поселка Саты, а там доехать на локальном транспорте по каменистым дорогам до нужных горных троп. В общем себестоимость поездки одного туриста достигала 13 тысяч тенге, то есть с человека ребята зарабатывали максимум две тысячи тенге. Несмотря на рост спроса и числа подписчиков в социальных сетях, Султан с друзьями ломали голову над тем, как сделать из Campit.kz успешный бизнес. К концу 2018 года они нашли ответ – сектор B2B.

Поняли ребята это в результате работы с RG Brands, тогда бренд Lipton проводил рекламную кампанию «Открой свою страну». «Принцип был прост: покупаешь напиток, регистрируешь код под крышкой и можешь выиграть путешествие по Казахстану и Кыргызстану. Мы были организаторами этих путешествий. В путешествия были включены туры на джипах, вертолетах, перелеты на самолетах в разные города», – детализирует предприниматель. Тогда за эту работу Campit.kz заработал 3 млн тенге «чистыми», что стало отличным сигналом к запуску корпоративных туров по Казахстану. «Мы пошли с презентациями к разным компаниям, и нам было что показать, оказалось, что многим крупным брендам интересно проводить тимбилдинги и пешие походы, некоторых интересовали даже экосубботники», – рассказывает Кушербаев.

Казахстан знакомый и неизвестный

Если в 2018 году ребята из Campit.kz провели всего 49 туров, то уже по итогам 2019 года было организовано 105 туров. Летом 2019 года новым амбассадором Campit.kz стал бизнесмен Маргулан Сейсембаев (№ 33 рейтинга 50 самых влиятельных бизнесменов Казахстана Forbes Kazakhstan 2023 года). При этом, рассказывает Султан, Сейсембаева не интересовало участие в этом бизнесе, поскольку он не видел его сверхприбыльным, но тем не менее ему нравились экотуризм и пешие туры. «Вместе с приходом Маргулана выросли и чеки за наши туры с 17 тысяч до 25 тысяч тенге. Люди хотели путешествовать и делить эмоции вместе с известным бизнесменом, а сам он с этого ничего не зарабатывал, да ему и не нужно было», – объясняет Султан.

Фото: © Андрей Лунин

C каждым месяцем число желающих открывать для себя дикую природу только росло как среди обычных туристов, так и среди корпоративных клиентов. Бизнес начал приносить хорошие деньги учредителям, но в 2020 году ударила пандемия. Был выбор – не останавливать деятельность и делать «подпольные туры», чем занималось большинство компаний на рынке, или же закрыться и соблюдать все ограничительные меры. Выбрали второй вариант, несмотря на то, что теряли деньги. «В пандемию на Кольсае в выходные было почти три тысячи человек. Но мы не работали. Я лично верил в коронавирус, делал все прививки, соблюдал все меры предосторожности», – вспоминает основатель Campit.kz. Примерно в это же время начались расхождения во взглядах и внутри команды основателей. Во время пандемии Султан выкупил доли у своих партнеров Дениса, Ержана и Ануара и стал единственным владельцем компании. «Если в начале 2020 года у нас было 50 тысяч подписчиков, то за пандемийный год от нас отписалось 10 тысяч, мы буквально откатились назад», – сетует он.

Но, имея кредит доверия от друзей и аудитории, Султан понимал, что надолго останавливаться нельзя, иначе всё может стать только хуже. Поэтому уже к 2021 году туры вернулись, а новую аудиторию начали искать через таргетированную рекламу. За тот год компания Campit.kz заработала на турах более 30 млн тенге, а уже по итогам 2022-го – 38 млн тенге. Прошлый год, по словам Кушербаева, стал рекордным, компания продала туров на 47 млн тенге.

«Мы сейчас перестраиваемся, больше работаем в B2B. Стараемся организовывать туры для компаний качественно. А массовые туры выходного дня превратились в экономсегмент. В этой нише сейчас стало сложно, мы в свое время задали тренд, и в итоге сами сейчас страдаем от тех, кто демпингует рынок. Если наш тур на Кольсай стоит порядка 25 тысяч тенге, то студент без ИП и лицензии может предложить тур за 15 тысяч тенге. Таких примеров много. Был недавно случай, когда компания со 100 тысячами подписчиков в соцсетях организовывала туры, но оказалось, что у них не было лицензии на туристическую деятельность», – объясняет Кушербаев.

В этом году он планирует модернизировать потребительский сегмент и добавить туры в стиле National Geographic по всему Казахстану: джип-экспедиции по неизведанным ландшафтам страны с ночевкой в палатках под звездным небом. Кроме того, у Campit.kz есть амбициозные планы популяризировать въездной туризм и делать туры для иностранцев, которые еще не знают, насколько красива природа Казахстана. За восемь лет работы на рынке туризма компания организовала более 500 туров и познакомила с природными достопримечательностями страны более 30 тысяч человек. Кроме того, в 2018 году Campit.kz получил престижную премию National Tourism Awards (Kazakh Tourism) в номинации «Лучший туристский продукт». Регулярно компания организует корпоративные туры для таких компаний, как Kaspi.kz, KPMG, EY, PWC, DoDo Pizza, Jusan Bank, EdCrunch и Efes.

Сам же Султан ни дня не жалел о том, что оставил работу в найме и занялся делом, которое любит. Благодаря активному образу жизни и любимому делу он смог не только заработать, но и добиться других, не менее важных жизненных целей. Например, подняться на Эльбрус и дойти до базового лагеря Эвереста на высоте 5364 метров, стать участником знаменитого соревнования триатлонистов-экстремалов Ironman. «Путешествуйте, получайте новые нейронные связи, вдохновляйтесь. Путешествия дарят потрясающие эмоции. Это всегда некий выход из зоны комфорта, новый опыт. Когда очень пожилых людей спрашивают, о чем они жалеют в своей жизни, почти все говорят одно: жалеем, что мало путешествовали. Поэтому путешествуйте и не жалейте», – улыбается Султан.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте