Новые горизонты

Бюджетные авиаперевозчики сталкиваются со сложностями, которые пришли в самый прибыльный сектор авиационной отрасли
Лоукостеры задумываются над тем, чтобы начать перелеты на расстояния средней протяженности
Лоукостеры задумываются над тем, чтобы начать перелеты на расстояния средней протяженности

За последнюю четверть века авиакомпании-дискаунтеры, или лоу­костеры, предлагающие крайне низкие цены за перелет в обмен на отказ от большинства традиционных пассажирских услуг – еда, напитки, сдача багажа и так далее, добились большого прогресса, работая на направлениях малой протяженности (один-два часа перелета). Они изначально отказались от обслуживания длинных рейсов, которые позволяют «большим» авиаперевозчикам, осуществляющим в том числе беспосадочные перелеты в восемь и более часов, генерировать более 90% операционной прибыли.

Сравнение структуры затрат авиакомпаний, ориентирующихся на осуществление ближне- и дальнемагистральных перелетов, объясняет такое решение: производственные расходы у дискаунтеров составляют меньшую долю в средней стоимости одного места, чем у традиционных авиаперевозчиков.

Рынок Азии в совокупности обеспечивает более 50% мирового роста провозных емкостей бюджетных авиакомпаний

Между тем налоги, различные сборы, расходы на содержание авиапарка занимают приблизительно 80% в стоимости билета на некоторых дальнемагистральных направлениях – особенно в наиболее низкой ценовой категории, – оставляя бюджетным авиакомпаниям меньше шансов для маневра и стимулирования спроса.

В то же время, по мнению аналитиков McKinsey, дискаунтеры могут извлекать экономию на дальних маршрутах, плотнее «впихивая» людей в самолеты. Хотя эту стратегию могли бы взять на вооружение и традиционные авиаперевозчики, если бы решили восполнить упущенную маржу, заменив первый и бизнес-классы экономклассом.

Сегодня авиакомпании-лоукостеры стали все больше задумываться над тем, чтобы начать осуществлять перелеты на расстояния средней протяженности. Особенно это касается азиатского рынка, где экономика для них более благоприятна. Об этом, в частности, свидетельствуют данные Amadeus – ведущего поставщика технологических решений для мировой индустрии туризма и перевозок. В результате проведенного исследования компанией было отмечено существенное увеличение объема провозных емкостей (то есть числа мест на бортах) дискаунтеров в Азии, на Ближнем Востоке и в Южной Америке, в то время как в Европе и Северной Америке наблюдается лишь незначительный рост.

Рынки Индонезии, Индии, Таиланда, Малайзии в совокупности обеспечивают более 50% мирового роста провозных емкостей бюджетных авиакомпаний. Так, в первые шесть месяцев 2013 года они увеличили объем провозных емкостей по всему миру на 6,8% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года.

Например, у низкобюджетных перевозчиков Индонезии отмечен рост провозных емкостей на 12,3 млн кресел, Индии – на 3 млн, Таиланда – на 2 млн, Малайзии – на 1,8 млн. При этом общее увеличение провозных емкостей авиакомпаний-дискаунтеров, выполняющих рейсы из этого региона, составило 28%, число посадочных мест за первое полугодие 2013 года возросло до 129 млн. Для сравнения: в Европе, согласно данным Amadeus, рост провозных емкостей лоукостеров за тот же период составил лишь 0,8%. 

Стоит отметить, что снижение объема провозных емкостей отмечено в большинстве стран Южной Европы, при этом наиболее выраженное сокращение среди европейских столиц – на 27% – зафиксировано в Мадриде, а также в Афинах (на 17%) и Риме (на 13%).

Эта картина резко отличается от ситуации в большинстве стран Восточной и Северной Европы. Например, в Варшаве отмечен скачок объема провозных емкостей низкобюджетных авиакомпаний на 63% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, в результате чего на дискаунтеров в этом городе приходится 27% всех провозных емкостей авиалиний. Существенный рост наблюдался также в Стамбуле (на 19%) и Копенгагене (на 28%). 

Между тем сохраняет позиции крупнейшего в мире города по провозным емкостям низкобюджетных авиаперевозчиков Лондон. По данным компании Amadeus, число посадочных мест на бортах низкобюджетных авиаперевозчиков составляет около 15 млн, что примерно в 1,5 раза больше чем в Сан-Паулу (более 10 млн), втором городе по числу посадочных мест лоукостеров.

«В Азии, где отмечается дефицит объема перевозок между двумя пунктами назначения, мы наблюдаем естественный прорыв в росте провозных емкостей авиакомпаний-дискаунтеров, – поясняет Александр Хорре, специалист по низкобюджетным перевозкам. – При этом провозные емкости зрелых рынков Европы и Северной Америки ограничены, что объясняет, почему некоторые низкобюджетные перевозчики рассматривают новые пути обеспечения дальнейшего роста».

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте