Как работает завод, выпускающий малотоннажные грузовики в Астане
Завод по выпуску коммерческой и специализированной техники Orbis Heavy Machinery заработал в июле 2022 года. Дочернее предприятие группы Orbis Kazakhstan (основатель и председатель совета директоров – Фаррух Махмудов, №22 рейтинга богатейших бизнесменов Forbes Kazakhstan), завод был открыт в рамках лицензионного соглашения с корейской KIA Corporation. Предприятие, расположенное на территории СЭЗ «Астана – новый город», осуществляет промышленную сборку техники KIA. Этот процесс включает сварку комплектующих кузова, его полную покраску, а также сборку деталей, узлов, агрегатов и элементов интерьера.
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-08/a524af8b-3225-4244-b52f-6c8c91f7d359.webp)
Производственная линия завода, построенная и запущенная корейскими инженерами, оснащена новейшим технологическим оборудованием. На первом этапе производственная мощность предприятия составила 11 880 единиц техники в год. Сегодня здесь собирают малотоннажный грузовичок KIA Bongo K2500 и KIA Bongo K4000, грузоподъемность которого составляет 3 тонны. При этом каждая из двух версий KIA Bongo выпускается с тремя разными видами двигателя: газ, газ-бензин, дизель.
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-08/bf94a78c-297c-4cbc-b11f-064b60509e5c.webp)
Панели кабины KIA Bongo, которые приходят на завод из Южной Кореи, готовят к сварке. Промышленная сборка техники KIA на заводе Orbis Heavy Machinery соответствует классу Completely Knocked Down (CKD). Это значит, что грузовики собирают из мелких узлов.
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-08/33106116-dcf2-4146-8d52-18461270c856.webp)
На участке сварки кабин сотрудник завода осматривает кабину на предмет сварочных дефектов (непровары, прожоги, царапины и т. п.). По данным руководства предприятия, рынок коммерческой и специализированной техники в Казахстане растет, поэтому их продукция будут пользоваться спросом.
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-08/9b11f752-c06f-454c-a6ac-98f193e21144.webp)
На посту подсборки агрегатов работник собирает КПП, двигатель и сопутствующие детали в один агрегат. Сегодня на заводе Orbis Heavy Machinery работают 130 человек. Подавляющее большинство сотрудников – казахстанцы, порядка 20% из них ранее работали на других отечественных автозаводах. При устройстве на работу все они сдали экзамен и прошли испытательный срок под контролем специалистов из KIA Corporation.
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-08/58ada4d8-298e-4ab8-b988-71853fd0ceb8.webp)
KIA Bongo заезжает в камеру проверки герметичности, где имитируется воздействие дождя. К слову, казахстанские KIA Bongo отличает улучшенная антикоррозийная обработка, усиленная подвеска и настройка двигателя под менее качественное топливо. Так южнокорейцы адаптировали модель к местным условиям.
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-08/aa8cbfd3-3004-420c-8718-7896a0275786.webp)
Основные элементы трансмиссии (на фото), двигателя и других комплектующих поступают на завод в готовом виде, а затем монтируются на кузов. Руководство планирует увеличивать локализацию производства. В частности, намечено наладить сборку двигателей внутреннего сгорания.
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-08/6a88c795-3286-4216-ad9b-88ceed88f510.webp)
Кузов KIA Bongo красят в окрасочной камере, где соблюдены все необходимые условия: режим освещения, температура и стерильность. Камеры соответствуют повышенным требованиям к качеству воздуха и оборудованы пятиступенчатой системой фильтрации. Все процессы на производстве отвечают стандартам KIA Corporation и отраслевым нормам РК.
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-08/d9bcc02e-1393-4cdb-8605-05b9c142fe11.webp)
Запуск второй очереди завода площадью 12 тыс. кв. м намечен на третий квартал 2024 года. Проектная мощность предприятия с учетом первой очереди составит 20 тыс. единиц техники в год. Вторая очередь позволит дополнительно создать 200 рабочих мест.
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-08/21d04853-4727-4f22-8d6c-6500fdd1ca35.webp)
Пока завод работает в тестовом режиме. На ближайшие два года запланированы выход на полную проектную мощность и расширение производства: будет налажен выпуск моделей KIA с увеличенной массой, техники на электрической тяге, фургонов, кранов-манипуляторов, гидробортов и автогидроподъемников.
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-08/09fbb7d1-b91f-4b84-a4d9-cd5ab0156254.webp)
Из поступающих на завод панелей сваривают кабины KIA Bongo. Из 600 единиц техники, произведенных на заводе с момента запуска (предприятию еще предстоит выход на полную мощность), 93% поставлено на казахстанский рынок, 7% экспортировано в соседние страны.
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-08/a16e66a3-8c33-4392-9827-688c8d385d99.webp)
Собранные KIA Bongo ожидают отправки к дилерам. Первоначальные инвестиции в завод Orbis Heavy Machinery составили порядка 11 млрд тенге. Из них 20% – собственные средства Orbis и 80% – кредитная линия ДБ АО «Сбербанк Казахстан» (ныне – Bereke Bank). Проект реализован при поддержке Мининдустрии и инфраструктурного развития и акимата Астаны.