Как Almaty Museum of Arts обретает свою многообещающую форму

Музей современного искусства, который должен открыть свои двери осенью 2024 года, – первый подобный объект во всей Центральной Азии

Укрепить позиции Алматы на мировой арт-сцене – задача, за которую взялась команда строящегося Almaty Museum of Arts. В конце сентября главный инвестор проекта Нурлан Смагулов (№ 9 рейтинга богатейших бизнесменов Forbes Kazakhstan) лично провел медиатур по строительной площадке музея.

Экскурсия собрала много желающих – и неспроста: музей современного искусства, который должен открыть свои двери осенью 2024 года, – первый подобный объект во всей Центральной Азии. Помимо инвестора, о проекте журналистам рассказали искусствовед Меруерт Калиева, директор по музейной деятельности Almaty Museum of Arts, и Крис Ланксбури, региональный директор архитектурного бюро Chapman Taylor, спроектировавшего здание.

Без советской классики

По мнению Смагулова, для которого Almaty Musem of Arts не просто очередная инвестиция, а любимое детище, новый музей займет особое место в культурной жизни Алматы. В городе до сих пор нет пространства, способного принимать масштабные выставки ведущих современных художников. ГМИ имени А. Кастеева иногда экспонирует современное искусство, но всё же его главное направление – это классика. «Мы совершенно не хотим конкурировать с музеем Кастеева. Он намного мощнее, правильнее по собранию», – говорит Смагулов.

Основой коллекции Almaty Museum of Arts послужат предметы казахстанского искусства из частного собрания миллионера. Некоторые из этих произведений будут представлены в зале постоянных работ. «Мы, наверное, не будем вешать Шарденова, Айтбаева (классики советского казахстанского изобразительного искусства. – Прим. ред.), а подберем работы, созданные за последние 30–40 лет», – рассказывает Смагулов. Один из отечественных художников, чьи работы будут представлены в новом музее, – это Рустам Хальфин, известный своими экспериментами в актуальном искусстве позднего XX века. Возможно, его выставкой Almaty Museum of Arts и откроется.

Всё предусмотрено

Конкурировать с действующими в Алматы культурными институциями новому музею действительно вряд ли придется: его технические параметры соответствуют высочайшим международным стандартам («triple A», как выразился Смагулов). Общая полезная площадь здания – 8,9 тыс. кв. м, экспозиционная – 3,6 тыс. кв. м. Кроме хранилища вместимостью пять тысяч произведений искусства, предусмотрены оснащенная высококлассным оборудованием реставрационная мастерская, многофункциональный зал-трансформер для проведения концертов, кинопоказов, театральных постановок и лекций, мастерская для ведения образовательных программ для детей и взрослых, авторское бистро, магазин книг и сувениров.

Фото: архив пресс-службы

За инженерную инфраструктуру музея отвечают британцы из Buro Happold – компании, работавшей над Лувром в Абу-Даби, музеем искусств LACMA в Лос-Анджелесе, реконструкцией Британского музея в Лондоне. Инженерно здание спроектировано так, чтобы можно было показывать любые произведения – от самых хрупких до монументальных и иммерсивных. В музее будут соблюдены строгие стандарты по температуре, влажности и освещению. «Возьмем фондохранилище, – рассказывает Смагулов. – Оно будет состоять из разных зон, потому что для разных предметов искусства нужны разные температурные и влажностные режимы. Компания из Литвы разработала для нас специальные стеллажи для компактного хранения произведений».

По словам Меруерт Калиевой, коллекция музея постепенно будет становиться объемнее и разно­образнее. «Наш музей будет полностью подготовлен для того, чтобы хранить разного рода материалы», – говорит она. В пример искусствовед приводит инсталляцию казахстанского художника Ербосына Мельдибекова «Памятник неизвестному герою», которая уже имеется в коллекции Almaty Museum of Arts. Она представляет собой конские копыта, пропитанные формальдегидом. «Для такого рода инсталляций должен быть предусмотрен особый влажностный режим», – объясняет Калиева. Самым чувствительным видом произведений она называет фотографии. Для них в музее также будут созданы все необходимые условия.

На фоне города и гор

Создатели Almaty Museum of Arts стремятся сделать его не просто музеем, а точкой притяжения на культурной карте города и ни много ни мало мира. Смагулов любит приводить в пример Бильбао – испанский город, который изменился до неузнаваемости с открытием там Музея Гуггенхайма, где собрана одна из лучших в мире коллекций современного искусства. Похожим образом, надеется он, начнет меняться и Алматы – город, которому остро не хватает современного культурного и выставочного пространства. Алматинцам трудно будет не заметить новый музей, когда он наконец откроется взорам. Сама локация объекта – пересечение проспектов Назарбаева и Аль-Фараби – делает его заметным.

Крис Ланксбури, работавший со Смагуловым и раньше (Chapman Taylor, в частности, проектировала торговые центры MEGA в Алматы и Астане), отмечает, что Almaty Museum of Arts – уникальный объект, который архитекторы и инженеры разрабатывали с нуля, отталкиваясь от градостроительного контекста и многофункциональности пространства. «Все наши здания уникальны технически и эстетически, – рассказывает Ланксбури. – У нас нет шаблонных решений. В данном случае мы попытались создать что-то яркое и в то же время сложное. Архитекторам понадобилось много усилий, чтобы прийти к существующей форме здания».

Крис Ланксбури
Крис Ланксбури
Фото: © Андрей Лунин

Ланксбури уверен: музей станет достопримечательностью Алматы. Задачей команды Chapman Taylor было вписать новое здание в городскую ткань. Этой цели служит большой атриум, пронизывающий музей. Он визуально и функционально связывает объект с построенным по соседству Almaty Theatre с западной стороны и проспектом Назарбаева – с юго-восточной. Благодаря атриуму новый музей станет дружелюбным по отношению к городу, считает Ланксбури.

Поскольку здание расположено на пересечении двух оживленных проспектов, архитекторы решили создать такой фасад, который бы в то же время противопоставлял музей царящему вокруг автомобильному хаосу. Поэтому северный фасад, выходящий на проспект Аль-Фараби, решено было сделать монументальным, как бы ограждающим мир высокого искусства от улицы. По мнению Ланксбури, в этом контрасте нет ничего страшного – напротив, он обогащает опыт посещения музея. «Иногда, созерцая произведения искусства, бывает приятно выглянуть в окно, чтобы увидеть динамизм города», – рассуждает он. Из некоторых окон будет открываться вид на горы – главную, пожалуй, достопримечательность Алматы. По разнообразию визуального опыта Almaty Museum of Arts обещает стать чем-то особенным.

Еще одна задача, стоявшая перед проектировщиками, – сделать стилистически экспрессивное здание музея сейсмоустойчивым. Фасад богат острыми углами, выступающими и нависающими элементами. Они выделяют строение на фоне окружающих зданий и удачно взаимодействуют с горными пиками Алатау, считает Ланксбури. «Мы хотели, чтобы форма здания была яркой, запоминающейся. Один из ее аспектов – это выносные элементы (например, «парящая» над юго-восточным входом терраса, с которой открывается вид на горы. – Прим. авт.). Было непросто спроектировать их с учетом сейсмобезопасности. Могу отметить, что инженеры и другие специалисты с честью справились с этой задачей», – говорит британский архитектор.

Венецианские приключения

Если для алматинцев новый музей априори станет точкой притяжения благодаря своей архитектуре и культурной значимости, то иностранцев создатели Almaty Museum of Arts планируют привлечь экспонированием произведений ведущих мировых художников. Музей уже закупил несколько всемирно известных работ (Смагулов отказывается раскрывать стоимость произведений, отшучиваясь: «Если я расскажу о стоимости, все будут только о ней и говорить, а не о культурной ценности»). Кроме того, как минимум дважды в год музей планирует проводить крупные временные выставки.
Одна из работ, приобретенных в коллекцию музея, – инсталляция «Когда эти сочинения сожгут, они наконец дадут немного света» немецкого художника Ансельма Кифера. Кифер известен своими сложными и противоречивыми работами, исследующими темы истории, мифологии и современного состояния человека. Художник много времени посвятил изучению вопросов, связанных с коллективной памятью, национальной идентичностью и ролью человека в истории. Работы Кифера, в которых он любит экспериментировать с материалами, часто отсылают к художественной литературе и философии.

Ансельм Кифер «когда эти сочинения сожгут, ОНИ наконец ДАДУТ немного света», 2022
Ансельм Кифер. Когда эти сочинения сожгут, они наконец дадут немного света, 2022
Фото: архив пресс-службы

Инсталляцию «Когда эти сочинения сожгут, они наконец дадут немного света» Кифер создал в рамках 59-й Венецианской биеннале. Серия работ, посвященная 1600-летию Венеции, как бы размышляет над историей города. Ее название отсылает к трудам венецианского философа XX века Андреа Эмо. Изначально инсталляция выставлялась во Дворце дожей – памятнике готической архитектуры, который находится на площади Святого Марка в Венеции. Увидев там инсталляцию в апреле прошлого года, Смагулов загорелся идеей купить ее для нового музея. «Эта работа была заглавной на Венецианской биеннале, – вспоминает он. – Вся Венеция была украшена ее фотографиями». Успех казался маловероятным: за работой гонялись ведущие музеи мира. Казахстанскому бизнесмену повезло: через нью-йоркского галериста Ларри Гагосяна он познакомился с самим Кифером и купил инсталляцию для Almaty Museum of Arts. «Приехали за нами другие музеи, парижане очень хотели эту работу, но им сказали: казахи уже купили», – смеется Смагулов.

Инсталляция впечатляет даже на фото. Используя разные материалы – металл, акрил, эмульсию, дерево, – Кифер размышляет о роли Венеции во всемирной истории и о взаимосвязи классического и современного искусства. Как и многие другие работы художника, эта открыта к интерпретациям, и команда Almaty Museum of Arts надеется, что в Алматы она заиграет новыми смыслами.

Современные классики

Другая работа, которой гордится команда музея, – это скульптура Ричарда Серра «Перекресток», выполненная из стали. Работа исполинская: ее длина составляет 23 метра, высота – 4 метра. Чтобы разместить ее в музее, пришлось адаптировать проект здания. Благодаря удачным архитектурным решениям зрители смогут любоваться скульптурой с разных углов. «В зале, где расположится эта скульптура, будет очень много естественного света, – рассказывает Калиева. – Очень важно, что посетители музея смогут увидеть эту работу сверху».

Меруерт Калиева
Меруерт Калиева
Фото: © Андрей Лунин

Серра – живой классик современного искусства – стал одним из первых художников, начавших использовать в своих работах индустриальные материалы. Его многотонные скульптуры, которые не могут быть установлены и передвинуты без разрешения автора, часто становятся местами паломничества для ценителей искусства. «Передвинуть ее не так-то просто, – говорит Смагулов. – Она весит 155 тонн». По расчетам, транспортировка скульптуры из Америки в Алматы займет полгода, монтаж – еще месяц. Ее везут в разобранном виде. Со скульптурой привезут и оборудование, необходимое для установки. Смагулов гордо говорит: «Под такие вещи и строят музеи».

По мнению бизнесмена, скульптура «Перекресток» станет визитной карточкой музея. «Сложно передать ощущения от знакомства с этой работой, – рассказывает он. – Снаружи скульптура может показаться довольно простой, но, когда вы попадаете внутрь, открываются совершенно неожиданные виды. Важным элементом этой работы является звук: то, как он отражается от внутренних поверхностей скульптуры».

Коллекция музея недавно пополнилась произведением знаменитой японской художницы Яеи Кусамы, известной своими авангардными работами в разных жанрах, включая живопись, скульптуру, инсталляцию и перформанс. Серия инсталляций, которые Кусама создает на протяжении нескольких десятилетий, называется «Бесконечные комнаты». Одну из таких комнат и приобрел Almaty Museum of Arts. Попадая в эту комнату, которая называется «Любовь зовет», посетители оказываются в кажущемся бесконечным пространстве, меняющем границы восприятия. Характерные для «Бесконечных комнат» формы дополняет звуковая дорожка, в которой художница декламирует свою поэму.

Ричард Серра «Перекресток», 2011
Ричард Серра. Перекресток, 2011
Фото: архив пресс-службы

Посетители ведущих музеев мира выстраиваются в очереди, чтобы посмотреть на «Бесконечные комнаты». Комната, приобретенная Almaty Museum of Arts, – не исключение. Пока музей строится, инсталляция экспонируется в Музее современного искусства Сан-Франциско, где проходит персональная выставка Кусамы. «Мы такие добросердечные: хранить негде, пока идет строительство, мы и отдали. Осенью следующего года комната приедет сюда», – улыбается Смагулов.

Думается, художники, чьи имена Смагулов и Калиева произносят с таким трепетом, большинству алматинцев мало знакомы, но это скоро изменится. Стоимость посещения музея будет вполне демократичной – 500 тенге. Кроме выставок, здесь будут проходить мастер-классы для детей и взрослых, театральные постановки и концерты. В Almaty Museum of Arts рассчитывают, что музей станет местом встречи для алматинцев и гостей города. Ему уже сегодня поступает много предложений о сотрудничестве. Пока Смагулов и команда предпочитают единолично контролировать процесс создания новой культурной институции, но в будущем она будет открыта к коллаборациям, обещают создатели.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте