Как искусственно завышается стоимость автомобилей в Казахстане
3 февраля журналист и блогер Бейбит Алибеков опубликовал на своем Youtube-канале 45-минутное интервью с вице-министром индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Маратом Карабаевым. Беседа касалась темы утильсбора. В этом материале я разобрал часть высказываний представителя министерства на предмет их корректности и достоверности. Я также позволил себе дать оценку некоторым его ответам.
Марат Карабаев: Утилизационный сбор – его нельзя рассматривать как сугубо экологическую меру. Это в том числе защита отечественного рынка и защита нашего отечественного автобизнеса.
В первые несколько минут интервью вице-министр отметил, что утильсбор – это защита отечественного рынка и автобизнеса. Ранее он же утверждал, что механизмом расширенных обязательств производителей (т.е. утильсбором) поддержка казахстанского автопрома не осуществляется.
Ставки по утильсбору снизят и дадут 100 млрд тенге на льготное автокредитование
Об этом заявили на расширенном заседании правительства 8 февраля →
Между тем отечественным автопроизводителям размер утилизационного платежа возвращается (для этого последние должны выполнить свои обязательства по сборке авто в рамках заключенных с государством соглашений). По мнению министерства, возврат утильсбора от оператора автопроизводителям означает, что размер утильсбора не входит в стоимость собранных в Казахстане машин. Согласно опубликованным в СМИ данным, за весь период своей деятельности «Оператор РОП» вернул автопроизводителям утильсбор в размере 338,9 млрд тенге. Сумма достаточно внушительная и иначе как мера поддержки производителей рассматриваться не может.
В случае возврата утильсбора автопроизводителю, но не импортеру, происходит поддержка производителей за счет искусственного удорожания стоимости авто импортеров. Занимателен факт – разница в стоимости казахстанских автомобилей и их аналогов за рубежом зачастую и составляет размеры утильсбора и сбора за первичную государственную регистрацию авто.
Если производители действительно не включают размеры утильсбора и сбора за первичную регистрацию автомобилей в их стоимость (автолюбителей об этом неоднократно заверяют в Министерстве индустрии), было бы логичным с их стороны раскрыть структуру стоимости автомобиля для конечного потребителя. Невероятная цена даже бюджетных автомобилей, сошедших с казахстанских конвейеров, заставляет задуматься о необходимости настолько дорогого и нуждающегося в многочисленных дотациях автопрома.
Марат Карабаев: Беларусь, Российская Федерация пользуются популярным утилизационным сбором, и, в принципе, у этих стран ставки утилизационного сбора выше, чем у Казахстана. В том числе у Узбекистана выше, в зависимости от категории машины.
Вице-министр отметил, что в Беларуси, России и Узбекистане ставки утильсбора выше, чем в Казахстане. Но это наглядный пример манипуляции цифрами.
Согласно данным Бюро национальной статистики, на 1 декабря 2021 года в Казахстане насчитывалось более 3,81 млн зарегистрированных легковых автомобилей. Их структура по объему двигателя выглядит следующим образом.
Из графиков видно, что подавляющее большинство автомобилей в Казахстане – это машины с объемом двигателя от 1,1 до 2 л (2 394 763), а количество авто старше 3 лет составляет 3 039 934.
Несколько иначе выглядит структура зарегистрированных автомобилей за 11 месяцев 2021 года по объему двигателя и возрасту.
Отметим, больше всего в 2021 году зарегистрировано автомобилей с объемом двигателя от 1,1 до 2 л – 431 565, автомобилей старше 3 лет – 579 359. Выходит, что наибольшим спросом в стране пользуются автомобили именно с такими характеристиками.
Важно отметить, что в Казахстане стоимость автомобилей искусственно завышается не только за счет утильсбора, но и сбора за первичную государственную регистрацию авто, ставки которого содержатся в ст. 553 Налогового кодекса, причем последний в отличие от утильсбора привязан не к объему двигателя, а к возрасту автомобиля. Для осуществления любых расчетов утильсбор необходимо изучать в прямой связи со сбором за первичную регистрацию (далее под «утильсбором» в Казахстане будут пониматься размеры утильсбора и сбора за первичную регистрацию вместе).
Теперь сравним эти ставки в Казахстане и других странах.
Ставки* утильсбора** в Казахстане, России, Беларуси и Узбекистане*** в 2022 году (тенге)
Страна | Казахстан**** | Россия | Беларусь | Узбекистан | |||||
Двигатель / Возраст | До 3 лет | Старше 3 лет | До 3 лет | Старше 3 лет | До 3 лет | От 3 до 7 лет | Старше 7 лет | До 3 лет | Старше 3 лет |
Автомобили с электродвигателем, кроме гибридных | 227 700 | 910 800 | 185 820 | 695 400 | 90 387 | 135 572,2 | 135 572,2 | 324 000 | 972 000 |
Менее 1 л | 607 200 | 1 973 400 | 274 740 | 701 100 | 274 265,2 | 958 102,2 | 1 437 161,6 | 324 000 | 972 000 |
От 1 л до 2 л | 1 214 400 | 2 580 600 | 1 016 880 | 1 788 660 | 1 015 123,2 | 1 493 186,6 | 2 239 788,2 | 1 296 000 | 2 268 000 |
От 2 л до 3 л | 1 669 800 | 3 036 000 | 1 605 120 | 2 737 140 | 1 602 348,2 | 2 914 080,2 | 4 371 128,6 | 1 944 000 | 3 564 000 |
От 3 л до 3,5 л | 3 643 200 | 5 009 400 | 1 479 720 | 3 249 000 | 1 477 167,6 | 5 152 059 | 7 728 096,8 | 1 944 000 | 4 212 000 |
Более 3,5 л | 3 643 200 | 5 009 400 | 2 536 500 | 3 991 140 | 2 532 114,2 | 6 328 899,4 | 9 493 357,4 | 3 240 000 | 5 184 000 |
Автомобили, ввозимые для личного пользования***** | - | - | 19 380 | 29 640 | 90 387 | 135 572,2 | 203 366,6 | - | - |
* Красным отмечены позиции в странах, где размер утильсбора выше, чем утильсбор и сбор за первичную регистрацию в Казахстане.
** В Казахстане рассчитываются одновременно размеры утилизационного платежа (зависит от объема двигателя) и сбора за первичную государственную регистрацию авто (зависит от года выпуска).
*** Конвертация валют осуществлена по курсам на начало февраля 2022 года (1 росс. руб. – 5,7 тенге, 1 бел. руб. – 166 тенге, 1 тенге – 25 узбекских сумов).
**** Размеры сбора за первичную государственную регистрацию в Казахстане градируются следующим образом: до 2 лет, от 2 до 3 лет, старше 3 лет. Учитывая, что сбор для авто до 2 лет незначителен и составляет 0,25 МРП, или 759 тенге, в 2022 году, в таблице в графе «До 3 лет» указаны суммы сбора для авто возрастом от 2 до 3 лет.
***** Условия применения льготных ставок утильсбора для ввоза автомобилей в личных целях имеют некоторые особенности в России и Беларуси. В Казахстане и Узбекистане льготные ставки для физических лиц отсутствуют вовсе.
Из таблицы видно, что стоимость регистрации наиболее распространенного в Казахстане автомобиля с объемом двигателя от 1 до 2 л возрастом старше 3 лет составляет 2 580 600 тенге (утильсбор и первичная регистрация). Для популярных моделей авто эти сборы могут составлять до половины стоимости самого автомобиля.
Эта сумма в любом случае выше, нежели в России, Беларуси или Узбекистане. В России ставка для авто с объемом двигателя 1,6 л старше 3 лет составляет почти 1,8 млн тенге (в Казахстане на 800 тыс. тенге дороже), в Беларуси - 1,5 млн тенге для авто возрастом от 3 до 7 лет и 2,24 млн тенге для авто старше 7 лет (в Казахстане ставка выше на 1 млн тенге и на 340 тыс. тенге соответственно). В Узбекистане размер утильсбора на аналогичное авто составляет 2,27 млн тенге (в Казахстане ставка на 300 тыс. тенге выше).
Действительно, выше ставки только по следующим позициям:
- в Узбекистане размер утильсбора на авто с объемом двигателя от 1 до 2 л возрастом до 3 лет выше на 80 тыс. тенге, чем в Казахстане;
- в Беларуси размер утильсбора на авто с объемом двигателя от 2 до 3 л возрастом старше 7 лет выше на 2,7 млн тенге, чем в Казахстане. При этом для аналогичных авто возрастом от 3 до 7 лет размер утильсбора выше в Казахстане – на 120 тыс. тенге;
- в Узбекистане размер утильсбора на авто с объемом двигателя от 2 до 3 л возрастом до 3 лет выше на 275 тыс. тенге, на авто старше 3 лет – выше на 530 тыс. тенге, чем в Казахстане;
- в Беларуси размер утильсбора на авто с объемом двигателя более 3 л и старше 3 лет выше на 150 тыс. – 4,5 млн тенге, чем в Казахстане;
- в Узбекистане размер утильсбора на авто с объемом двигателя более 3,5 л старше 3 лет выше на 180 тыс. тенге, чем в Казахстане.
По всем остальным позициям ставки утильсбора в Казахстане выше, чем в Беларуси и Узбекистане. И в любом случае ставки утильсбора в Казахстане выше, чем в России.
Бейбит Алибеков: В России у «физиков» другие ставки утильсбора. С чем это связано?
Марат Карабаев: Это было связано с определенными обязательствами. Не совсем корректно будет комментировать то, как было в другой стране.
Бейбит Алибеков: Ну то есть там, вы говорите, есть другой протекционизм? Вы это имеете в виду?
Марат Карабаев: Ну вот насколько я знаю (если ошибаюсь, хотел бы, чтобы коллеги поправили) при вступлении в ВТО у Российской Федерации были определенные обязательства по тому, чтобы рынок открыть...
На этот вопрос вице-министр не смог ответить развернуто. В России и Беларуси размер утильсбора для авто, ввозимых физическими лицами для личного пользования, не зависит от объема двигателя, он привязан к возрасту автомобиля и составляет 20-30 тыс. российских рублей и 90-200 тыс. белорусских рублей соответственно. Для применения такой льготы имеются некоторые ограничения, однако в Казахстане и Узбекистане отдельные ставки утильсбора для физических лиц и вовсе не предусмотрены.
Вице-министр замалчивает тот факт, что ставки и коэффициенты утильсбора в Казахстане введены в действие в 2016 году, и с тех пор они не изменялись (ежегодно менялся только размер МРП). В отличие от ставок в России или Беларуси.
К примеру, в России утильсбор введен в 2014 году, и его размер увеличивался постепенно. В 2016 году размер утильсбора на авто с объемом двигателя от 1 до 2 л возрастом старше 3 лет составлял 165 200 рублей, или 826 тыс. тенге. В 2016 году, когда утильсбор был введен в нашей стране, его размер вместе с размером сбора за первичную регистрацию составлял 1,8 млн тенге, то есть вдвое выше, чем в тот же период в России.
***
Размеры утильсбора и сбора за первичную регистрацию авто в Казахстане остаются неоправданно высокими, даже в сравнении с ближайшими соседями по ЕАЭС – Россией и Беларусью. Особенно это касается утильсбора на наиболее популярные автомобили для массового покупателя. Речь о машинах с объемом двигателя от 1 л до 2 л – их доля в Казахстане составляет более 62%.
Результаты заседаний рабочих групп по пересмотру ставок утильсбора и позиция Министерства индустрии демонстрируют нежелание государства существенно уменьшать ставки утильсбора. Об этом говорят случаи манипуляций статистикой и обнародование удобной исключительно сторонникам утильсбора информации.
Тревожными можно назвать и ряд недавних публикаций в российских СМИ, в которых авторы озабоченно рассуждают о негативных последствиях снижения утильсбора в Казахстане для российского автопрома.
Глава государства на расширенном заседании правительства 8 февраля высказался на эту тему: «Утильсбор будет пересмотрен, но нужно избегать крайностей, нельзя выбрасывать на ветер деньги, потраченные на развитие автопрома, и открывать свой рынок для откровенного импортного автохлама. Утилизационный и регистрационный сбор – это не самоцель. Главное – повысить доступность авто и сельхозтехники».
Между тем статистика показывает, что именно высокие размеры утильсбора в Казахстане привели к значительному удорожанию автомобилей и стремительному старению автопарка страны. В Казахстане зарегистрировано 2,42 млн автомобилей старше 10 лет и приблизительно 170 тыс. автомобилей на российском учете аналогичного возраста. Таким образом, на сегодняшний день автопарк старше 10 лет практически достиг 2,6 млн штук (в 2016 году – с момента введения утильсбора – число таких автомобилей составляло 2,23 млн штук).
Шынгыс Темир, партнер юридической фирмы ARBIS, заместитель председателя правления Союза независимого автобизнеса Казахстана
Приложение. Таблицы ставок утильсбора в Казахстане, России, Беларуси и Узбекистане
Казахстан
Утильсбор (приложение №4 к Методике расчета утилизационного платежа)
Объем двигателя | Базовая ставка | Коэффициент | Размер утильсбора в 2022 году (тенге) |
С электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой | 50 МРП | 0 | 151 800 |
С рабочим объемом двигателя: |
| ||
До 1 000 см3 | 50 МРП | 3 | 455 400 |
От 1 001 см3 до 2 000 см3 | 50 МРП | 7 | 1 062 600 |
От 2 001 см3 до 3 000 см3 | 50 МРП | 10 | 1 518 000 |
Свыше 3 001 см3 | 50 МРП | 23 | 3 491 400 |
Первичная государственная регистрация (ст. 553 Налогового кодекса)
Возраст авто | Ставка в МРП | Ставка в 2022 году (тенге) |
Транспортные средства категории М1 с электродвигателями, за исключением гибридных транспортных средств | ||
До 2 лет | 0,25 | 759 |
От 2 до 3 лет | 25 | 75 900 |
Старше 3 лет | 250 | 759 000 |
Транспортные средства категории М1, за исключением транспортных средств с электродвигателями | ||
До 2 лет | 0,25 | 759 |
От 2 до 3 лет | 50 | 151 800 |
Старше 3 лет | 500 | 1 518 000 |
Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора равна 20 000 руб. (ставка в тенге по курсу 1 руб. – 5,7 тенге) | ||||
1. Транспортные средства с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой | До 3 лет | Более 3 лет | ||
Коэффициент | Ставка | Коэффициент | Ставка | |
1,63 | 32 600 руб. 185 820 тенге | 6,1 | 122 000 руб. 695 400 тенге | |
2. Транспортные средства с рабочим объемом двигателя: |
|
|
|
|
не более 1000 см3 | 2,41 | 48 200 руб. 274 740 тенге | 6,15 | 123 000 руб. 701 100 тенге |
свыше 1000 см3, но не более 2000 см3 | 8,92 | 178 400 руб. 1 016 880 тенге | 15,69 | 313 800 руб. 1 788 660 тенге |
свыше 2000 см3, но не более 3000 см3 | 14,08 | 281 600 руб. 1 605 120 тенге | 24,01 | 480 200 руб. 2 737 140 тенге |
свыше 3000 см3, но не более 3500 см3 | 12,98 | 259 600 руб. 1 479 720 тенге | 28,5 | 570 000 руб. 3 249 000 тенге |
свыше 3500 см3 | 22,25 | 445 000 руб. 2 536 500 тенге | 35,01 | 700 200 руб. 3 991 140 тенге |
3. Транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя | 0,17 | 3 400 руб. 19 380 тенге | 0,26 | 5 200 руб. 29 640 тенге |
Виды и категории транспортных средств | Ставки утилизационного сбора в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло (по курсу 1 белорусский рубль – 166 тенге) | ||||||
не более 3 лет | от 3 до 7 лет | более 7 лет | |||||
Транспортные средства категории M1, в том числе повышенной проходимости категории M1G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанных категорий: | |||||||
1.1. с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой и транспортных средств, указанных в подпунктах 1.3 | Белорусские рубли | Тенге | Белорусские рубли | Тенге | Белорусские рубли | Тенге | |
и 1.4 настоящего пункта | 544,5 | 90 387 | 816,7 | 135 572,2 | 816,7 | 135 572,2 | |
1.2. с рабочим объемом двигателя, в том числе транспортные средства с гибридной силовой установкой, за исключением транспортных средств, указанных в подпунктах 1.3 и 1.4 настоящего пункта: | |||||||
не более 1000 см3 | 1 652,2 | 274 265,2 | 5 771,7 | 958 102,2 | 8 657,6 | 1 437 161,6 | |
свыше 1000 см3, но не более 2000 см3 | 6 115,2 | 1 015 123,2 | 8 995,1 | 1 493 186,6 | 13 492,7 | 2 239 788,2 | |
свыше 2000 см3, но не более 3000 см3 | 9 652,7 | 1 602 348,2 | 17 554,7 | 2 914 080,2
| 26 332,1 | 4 371 128,6 | |
свыше 3000 см3, но не более 3500 см3 | 8 898,6 | 1 477 167,6 | 31 036,5 | 5 152 059 | 46 554,8 | 7 728 096,8 | |
свыше 3500 см3 | 15 253,7 | 2 532 114,2 | 38 125,9 | 6 328 899,4 | 57 188,9 | 9 493 357,4 | |
1.3. ввозимые (ввезенные) физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от рабочего объема двигателя, за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.4 настоящего пункта | 544,5 | 90 387 | 816,7 | 135 572,2 | 1 225,1 | 203 366,6 | |
1.4. ввозимые (ввезенные) с территорий государств – членов Евразийского экономического союза, вне зависимости от рабочего объема двигателя, за исключением транспортных средств, находящихся под таможенным контролем | 544,5 | 90 387 | 816,7 | 135 572,2 | 1 225,1 | 203 366,6 |
Объем двигателя автомобиля (по курсу 1 тенге – 25 узбекских сумов) | Не более 3 лет | Более 3 лет | ||
Узбекские сумы | Тенге | Узбекские сумы | Тенге | |
Не более 1 000 см3 | 8 100 000 | 324 000 | 24 300 000 | 972 000 |
От 1 000 см3 до 2 000 см3 | 32 400 000 | 1 296 000 | 56 700 000 | 2 268 000 |
От 2 000 см3 до 3 000 см3 | 48 600 000 | 1 944 000 | 89 100 000 | 3 564 000 |
От 3 000 см3 до 3 500 см3 | 48 600 000 | 1 944 000 | 105 300 000 | 4 212 000 |
Более 3 500 см3 | 81 000 000 | 3 240 000 | 129 600 000 | 5 184 000 |
Снегоходы, транспортные средства для игры в гольф | 8 100 000 | 324 000 | 24 300 000 | 972 000 |
Транспортные средства с электродвигателями, кроме транспортных средств с гибридным двигателем | 8 100 000 | 324 000 | 24 300 000 | 972 000 |